В Сети уже несколько лет циркулирует информация, что создатели фильма «Судья Дредд 3D» готовятся продолжить историю. Слухи пока остаются слухами, однако фанаты не устают ждать официального подтверждения и пересматривают то фильм 2012-го с Карлом Урбаном, то 95-го с Сильвестром Сталлоне – причем второй, кстати, и сейчас смотрится не так уж плохо, вопреки низким оценкам от критиков. Разбираемся, почему.
Привет из прошлого: фильм 1980-х, снятый в 1990-е
Интересности начинаются уже на вступительных титрах к «Судье Дредду» Дэнни Кэннона: ее сценаристами значатся Уильям Уишер-младший и Стивен де Суза. Некиноманам эти имена ничего не скажут, а вот гики мгновенно вспомнят, что Уишер трудился над обоими «Терминаторами» Джеймса Кэмерона и даже засветился там в камео, а Стивен де Суза работал над культовыми лентами «48 часов», «Коммандо» и «Крепкий орешек».
Вероятно, следовало бы воспринимать «Судью Дредда» как картину из 1980-х, снятую лет на десять позже. На эту идею работает и относительно простой сюжет, и знакомое нам по тем же «48 часам» партнерство правильного копа и жулика-раздолбая, и далеко не идеальные спецэффекты, и даже хронометраж чуть больше чем в полтора часа. В наше время полтора часа считаются признаком заведомого провала – и не с «Судьи Дредда» ли тянется это предубеждение?
В любом случае отыскивать в этом фильме приметы 1980-х не так уж скучно. А если вспомнить, что не претендующие на философскую глубину боевики в стиле тех же 1980-х до сих пор популярны, акции «Дредда»-95 поднимаются еще выше.
Юмор и отсылки
Юмор всегда был отличительной чертой фильмов 1980-х, и как ни странно, именно он обращает на себя внимание при повторном просмотре «Судьи Дредда». Дело тут не только и не столько в Робе Шнайдере, отвечающем за комикование. «У нас перестрелка на углу Эббота и Костелло!». Эти слова судьи Херши пропали в одном из переводов – да и далеко не все знают о комедийном дуэте Бада Эбботта и Лу Костелло, в своих фильмах встречавших то мумию, то чудовище Франкенштейна, то еще кого-нибудь интересного. «Приколы» такого рода продолжаются и в дальнейшем. «"Законник", вектор 4, улучшенная модель. Он ваш, если сумеете его заставить работать». Да, в будущем с техникой тоже общаются при помощи кувалды и доброго слова. Где-то к середине картины юмор логично отступает на задний план, но и в этом отношении «Судья Дредд» 95-го выгодно отличается от более поздних кинокомиксов, снятых по большей части со звериной серьезностью.
Сам же мир «Дредда»-95 словно взят напрокат у других киношных антиутопий, начиная с «Бегущего по лезвию», и полон других любопытных отсылок. Так, имя торговца антиквариатом Гигера отсылает к создателю облика Чужих Руди Гигеру. Продающийся в лавке робот-убийца может рассматриваться как одна из первых моделей Терминаторов. Сам судья Дредд с его неуклонным следованием букве закона напоминает Робокопа – и, как и Робокоп, вынужден бороться с машиной внутри себя.
Кстати, обратите внимание на хозяина антикварной лавки, которого сыграл известный в конце 1970-х – начале 1980-х певец Иэн Дьюри.
Масштаб против камерности: продуманный мир и история
С одной стороны, первого «Судью Дредда» можно ругать за сюжет, уже в 1990-е казавшийся простоватым. С другой – сложно отрицать, что при всех своих плюсах «Дредд»-2012 Пита Трэвиса слишком уж камерен и слишком напоминает нашумевший «Рейд», чтобы отдавать безусловное предпочтение его сюжету как таковому.
К тому же история Дредда-Сталлоне масштабна: перед нами предстают и кварталы Мега-Сити, и пустынные земли за их пределами, и штаб-квартира верховного совета судей, и кварталы бедноты, в которых идут бои.
При всей «цитатности» мира Дредда в версии Сталлоне он лучше подходит для погружения во вселенную Судей, нежели фильм с Карлом Урбаном. В «Дредде»-95 основной конфликт истории разворачивается постепенно, чтобы впоследствии двинуться к финалу, пусть даже общее впечатление от него остается смазанным.
А еще фильм с Сильвестром Сталлоне сочетает в себе черты боевика, детектива, фантастики и даже антиутопии.
Свобода с пробитой головой: не только кинокомикс
При всей комиксовости происходящего в «Судье Дредде»-95 поднимаются весьма непростые темы. Мы уже говорили, что история Дредда-Сталлоне представляет собой конфликт между буквой закона и личностью человека. Дредд-Урбан чуть более человечен, чем Сталлоне в начале картины, но этическими проблемами своего предшественника он не задается. Проект «Янус», которому посвящена одна из важнейших линий фильма Дэнни Кэннона, заставляет задуматься – чем может обернуться попытка создать совершенного слугу закона? И тут, как ни странно, на ум приходят не только фильмы о Робокопе, но и «Близнецы» с Арнольдом Шварценеггером и Дэнни де Вито.
Затронем еще один аспект темы – отношение создателей «Дредда»-95 к выстроенному ими миру. Финал суда над Дреддом и его разжалование монтируется с кадрами ухода в отставку Верховного судьи Фарго, и ситуация поворачивается к нам неожиданной стороной. Один уходит из Мега-Сити с позором, другой – с честью, но особой разницы между одним и другим нет. И то, и другое, по сути, изгнание, а в случае с Фарго – еще и форма геронтоцида: ни семьи, ни детей, одно лишь странствие по пустыне и одинокая гибель.
Вспомним еще одну любопытную деталь: одним из мест, где разворачиваются события «Дредда»-95, оказывается Статуя Свободы, перемещенная на новое место. Мы видим ее уже в начале фильма и обращаем внимание на интересную деталь: то ли при транспортировке, то ли по другим причинам голова статуи оказалась пробита или проломлена. Свобода с проломленным черепом в обществе, где закон превыше всего, становится своего рода метафорой жизни в Мега-Сити – куда более яркой, чем действия непреклонного Джозефа Дредда и его коллег-судей.