1980-е. Аналитик из ФБР Билл Хагмайер (Вуд) вместе со своими коллегами из отдела поведенческого анализа, занимающегося криминальным профилированием, успешно проводит ряд интервью с заключенными убийцами и маньяками. Беседы организованы для того, чтобы изучить преступления, ход мыслей убийц и их мотивы. Сделанные выводы помогут в расследовании других дел и предотвращении преступлений. Хагмайер берется за новое сложное задание – провести интервью с маньяком Тедом Банди (Кирби), подозреваемым в многочисленных убийствах девушек и девочек. Проблема в том, что тот не идет ни с кем на контакт, но крайне необходимо его проанализировать и узнать подробности о жертвах – ради их семей.
Хагмайер быстро располагает к себе Банди, поскольку подходит к делу не так, как другие федералы. Он задается целью не нарыть побольше улик и признать Банди психопатом, а поговорить с ним как с нормальным человеком и понять смысл его действий с психологической точки зрения – и этим вырвать из Теда Банди признание в содеянном и узнать детали убийств. Банди проникся рвением Хагмайера, ведь он и сам был психологом и разбирался в теме серийных убийц. В какой-то момент их отношения начинают самым мрачным образом напоминать дружеские. Однако Хагмайеру приходится ускорять темп «приятельских» посиделок, поскольку суд постановил казнить Банди раньше назначенного срока.
В оригинале фильм «Охотник за разумом. Схватка» называется «No Man of God». Ассоциация с сериалом «Охотник за разумом» очевидна: в фильме речь тоже о допросах. Однако в «Охотнике за разумом. Схватка» почти нет сцен за пределами рабочего места Хагмайера и комнаты для допросов. Никакого экшена и преследований – только разговоры. В фильме от начала и до конца преобладает камерная удушающая атмосфера. Даже семью Хагмайера не показывают, хотя личная жизнь аналитика так или иначе затрагивается.
Беседы Хагмайера и Банди удерживают внимание до самой развязки. Перед нами разворачивается психологическая битва, где с каждым «словесным» ходом участника поединок становится все более эмоционально накаленным. Диалоги правдоподобные – они основаны на реальных интервью и воспоминаниях Билла Хагмайера. Однако при переносе на экран создатели могли бы сделать интервью более насыщенными, а не просто «реконструировать» их. Например, углубить беседы воспоминаниями Банди, которыми он делился со своими биографами, а также показать в действии больше психологических уловок Хагмайера, к которым он прибегал.
Чувство тревоги во время просмотра не отпускает. Страсти на экране самые настоящие, а поднятые героями темы о преступлениях и обществе навевают жуткие мысли. Особенно пугает сцена, в которой Банди рассказывает об одном совершенном им убийстве – подробности и жар в его словах заставляют Хагмайера представить себя убийцей, и аналитик чуть не сходит с ума от такого опыта. Давление из сцены в сцену нарастает, но ближе к развязке действие затягивается и замедляется. Зато емкая финальная сцена оказывается достаточно лиричной, чтобы вернуть интерес заскучавшего зрителя.
«Охотник за разумом. Схватка» не дает всеобъемлющего понимания, почему Банди убивал. Ничего совершенно нового фильм о нем не сообщает – если только вы совсем не в курсе, кто такой Тед Банди. На экране озвучивается одно простое объяснение мотивов Банди, однако оно порождает еще больше вопросов. Эта многозначность, впрочем, не портит фильм – он передает противоречивый характер сексуального маньяка и раскрывает некоторые детали его биографии в достаточной мере, чтобы основательно погрузиться в историю.
На фоне разбирательств вокруг Теда Банди раскрываются пороки тех, кто жаждет использовать громкое дело в своих интересах. Тщеславие политиков показывают аркой с казнью, которую переносят на более ранний срок, чтобы получить больше голосов на выборах. Жадные на сенсации журналисты не стесняются лицемерия, пытаясь урвать свой «кусочек Банди». Другие рядовые обыватели наживаются на популярности имени преступника и пишут о нем книги. Остро подана спорная тема смертной казни. Сюжетная линия адвоката Банди заставляет задуматься о смысле казни. От убийства убийцы количество убийц не изменится – так считают противники казни. А сторонники твердят, что за убийство нужно отвечать смертью.
Элайджа Вуд правдоподобно показывает хладнокровного, неприступного и замкнутого аналитика, который видит людей насквозь. Тем не менее, при всей своей эмоциональной скупости Билл Хагмайер может повеселиться или испугаться. Неестественным кажется только мини-скандал Хагмайера. Аналитик кричит на Банди, но совсем не веришь, что герой вышел из себя – он лишь изображает злость. Эпизод, в котором герой плачет от мрачных рассказов Банди, впечатляет искренностью. Однако в этой сцене Вуда переигрывает Люк Кирби – он просто «перекрывает» его более экспрессивным исполнением.
Игра Люка Кирби просто бешеная – ему веришь, его боишься. Он демонстрирует перемены, которые происходят с Тедом Банди на протяжении всех интервью. В начале Кирби показывает высокомерного социопата. Когда его отношения с Хагмайером развиваются, Банди своей неожиданно наивной верой в дружбу напоминает доверчивого щенка. Потом, когда он понимает, что Хагмайер все же залез в его мысли, проявляется загнанный в угол маньяк – у Банди меняется мимика, он ведет себя по-другому. Перед казнью от Банди остается серый комок нервов – он потерян и сбит с толку, ждет божьего суда.
«Охотник за разумом. Схватка» – прорывной фильм для режиссера Эмбер Роуз Сили. Она мастерски рассказывает историю в «четырех стенах» и делает ее до безумия напряженной. Через интервью Сили раскрывает тему монстров в человеческом обличье. Зритель понимает, что в каждом человеке может таиться чудовище, которое воспользуется малейшими шажками «не туда» или стечением обстоятельств и вырвется на свободу. Тед Банди шокирует тем, с какой страстью он говорит об убийствах и как он чуть не уволакивает Хагмайера в темную бездну, влияя на психику аналитика тонкой, обманчиво простой словесно-психологической игрой.