Дрейк обладает редкой, магнетической харизмой, о которой мечтают все музыканты мира. Почти любая песня с его участием, даже в качестве приглашенного артиста, моментально набирает миллионы прослушиваний и попадает в чарты. Летом 2020 года Дрейк побил рекорд чарта Billboard Hot 100 по количеству песен, попадавших в топ-10. Их оказалось целых 40 – больше, чем у Мадонны, The Beatles и Майкла Джексона.
В 2021 году Дрейк продолжил пополнять копилку достижений: 50 млрд прослушиваний на Spotify, звание «артиста десятилетия» от Billboard… Он и так на вершине. Поэтому первое впечатление от «Certified Lover Boy» – Дрейк будто бы особо и не старался, потому что знал, что его и так будут слушать. Подозрения о слабом альбоме появились еще 30 августа, когда рэпер поделился обложкой «Certified Lover Boy» в Instagram. Хотя ее автором выступил знаменитый британский художник Дэмиен Херст, впечатление она произвела смешанное. В комментариях к посту картинку называли «нелепой» и будто бы сделанной впопыхах. Обложка словно предугадала и восприятие альбома.
«Certified Lover Boy» начинается с сэмпла битловской «Michelle», на котором построена песня «Champagne Poetry». Сэмплирование самой популярной группы в истории – опасное решение, требующее тщательной продуманной работы. Риск скатиться в банальность высок: сэмпл должен подходить к песне, дополнять ее и раскрывать по-новому, так как сравнения с оригиналом будут неизбежны. Увы, фрагмент с сэмплом – лучшая часть «Champagne Poetry». В треке «Way 2 Sexy» Дрейк совершает похожую ошибку с сэмплом из хита-мема 1990-х – «I’m Too Sexy» Right Said Fred. Right Said Fred – далеко не The Beatles, но песня слишком известная, поэтому риски схожие. Тем более что не так давно, в 2017 году, Тейлор Свифт прибегала к сэмплу из этого же трека, создавая свой хит «Look What You Made Me Do». В таком случае неизбежны сравнения не только с оригиналом, но и с композицией Свифт. У Дрейка получилось удачнее, чем у Свифт, хотя и немного хуже, чем в заразительном оригинале. «Way 2 Sexy» – одна из самых ярких песен в треклисте, за счет запоминающегося, пусть и заимствованного, припева и участия Future с Young Thug. Неспроста в день релиза Дрейк выпустил клип на нее – это одна из немногих композиций «Certified Lover Boy» с явным хитовым потенциалом.
В 2020 году о будущем альбоме Дрейка было много разговоров, и складывалось впечатление, что работа будет интересной. Рэпер обещал, что новая пластинка станет более лаконичной по сравнению с 25-трековым альбомом «Scorpion» (2018). На поверку о краткости речи не идет. Вторая проблема «Certified Lover Boy» – как раз затянутый хронометраж. Та же «Champagne Poetry» длится 5 минут 37 секунд, а общая длительность альбома составляет 86 минут против 89 минут «Scorpion» – разница чисто символическая. Длинный альбом может слушаться легко, если на нем много хитов. Или он может слушаться тяжело, но интересно, если на нем много хороших аранжировок, нестандартных идей и цепляющих текстов. Ни то, ни другое не сказать про «Certified Lover Boy». Синглы «Laugh Now Cry Later» и «What’s Next» на «Certified Lover Boy» в итоге не попали, а зря – они могли бы улучшить положение. «Scorpion» тоже был длинным, но он выигрывал за счет множества удачных песен, в том числе суперхита «God’s Plan» и большого хита «Nice For What». «Nice For What», к слову, построен на сэмпле – из «Ex-Factor» Лорин Хилл, но там он звучит абсолютно уместно и красиво. Это практически образец правильного использования сэмплов.
Хорошие моменты на «Certified Lover Boy», конечно, есть: все же Дрейк – артист с выдающимся талантом и большим опытом. В основном они появляются во второй половине альбома, если не считать вышеупомянутой «Way 2 Sexy», которая идет по счету седьмой. Треки «7AM on Bridle Path», «You Only Live Twice» с участием Лил Уэйна и Рика Росса, «IMY2» с участием Kid Cudi и «The Remorse» довольно неплохи. Хороша песня «Fountains» – она немного напоминает один из самых известных хитов Дрейка «One Dance», а в ее записи участвовала нигерийская певица Tems – ее потрясающий голос действительно украсил трек.
А теперь о «битве альбомов». 29 августа Канье Уэст представил альбом «DONDA» – и сравнения с «Certified Lover Boy» напрашиваются сами собой. Двое популярных рэперов выпускают новый материал практически одновременно, с разницей в каких-то пять дней. Оба релиза – долгожданные и неоднократно переносившиеся. Оба – весьма объемные: почти два часа у Уэста и почти полтора у Дрейка. К тому же рэперы успели снова поссориться друг с другом. 27 августа вышел трек Trippie Redd «Betrayal» c участием Дрейка, после чего Уэст ответил злобными сообщениями в чате (не забывая постить скриншоты), а также опубликовал в Instagram адрес Дрейка. 28 августа пошли разговоры, что «Certified Lover Boy» выйдет 3 сентября – и уже 29 августа лейбл Universal выпустил «DONDA» без разрешения самого Уэста. 4 сентября, вскоре после релиза своего альбома, Дрейк «слил» неизданный трек Канье Уэста «Life Of The Party», записанный при участии Andre 3000 из OutKast. Песня прозвучала в эфире радио SiriusXM в рамках его собственной программы Sound 42. И да, в «Life Of The Party» Уэст высказывается о Дрейке не слишком лестно.
Кто бы мог подумать, что в этой битве победит Канье Уэст. «DONDA» – не лучший альбом в его дискографии, но все же интересный, особенно с учетом масштабных презентаций, больше напоминающих художественные акции, чем промо-кампанию релиза (в тему – «DONDA»: Как Канье Уэст заставил весь мир наблюдать за релизом альбома, который не оправдал больших ожиданий). Но даже на фоне не самого удачного «DONDA», «Certified Lover Boy» выглядит необязательным и проходным.
На портале Metacritic, собирающем рецензии из разных изданий, у «Certified Lover Boy» и «DONDA» почти одинаковые средние баллы от критиков – 58 и 53 из 100 соответственно. Более низкий балл «DONDA» объясняется большим количеством рецензий – об альбоме Уэста написали в 19 изданиях, тогда как о «Certified Lover Boy» пока только в семи. Обычно чем больше обзоров, тем ниже оценка. Но интересно даже не это. На том же Metacritic есть и отзывы пользователей. И, как правило, «народная» оценка выше, чем «профессиональная». Но не в случае «Certified Lover Boy» – у него на момент публикации этого обзора 3,3 балла из десяти. Во многих отзывах пользователи называют пластинку скучной и разочаровывающей. Другая распространенная претензия – отсутствие творческого развития, предсказуемость и использование привычных приемов. Это далеко не всегда плохо: если песни хитовые, цепляющие и хорошо сделанные, то постоянно экспериментировать совершенно необязательно, а иногда даже и противопоказано. Но кроме вышеназванной «Way 2 Sexy», явных хитов на «Certified Lover Boy» нет.
Прошлогодний микстейп Дрейка «Dark Lane Demo Tapes» был лучше нового альбома. Он более живой, более запоминающийся, более настоящий, более атмосферный – видно, что музыкант вложил в него силы, потратил время и получал удовольствие от процесса. На нем было как минимум несколько явных хитов – например, «Toosie Slide», «War» и «Pain 1993». И он длился всего 50 минут. «Certified Lover Boy» будто бы вышел только потому, что тянуть дальше уже некуда и потому что по контракту положено. Мотивация, интерес и отношение к работе – ключевые моменты любого хорошего произведения искусства, без них в лучшем случае получается что-то среднее. И «Certified Lover Boy» Дрейка – к сожалению, очень средний по его стандартам релиз.