​Coldplay «Music Of The Spheres»: Музыкальные эксперименты в воображаемом космосе

Даже после 20 лет успешной карьеры группа продолжает искать новые музыкальные пути и заходит на новые жанровые территории.

Coldplay – группа с долгой и большой историей. Их дебютный альбом «Parachutes» вышел 21 год назад, сам коллектив в этом году отмечает 25-летие. Много ли групп держатся на сцене хотя бы десять лет, не говоря уж о двадцати? Чтобы без скандалов, распадов и воссоединений, постоянных замен в составе? Состав Coldplay не менялся ни разу – это кое о чем говорит. Артистов со столь стабильной карьерой в принципе не очень много, а среди групп – вообще единицы.

У Coldplay 55 млн слушателей на Spotify и невероятное количество прослушиваний для музыкантов-ветеранов – да, звезды 2000-х уже вполне себе ветераны. Чего только стоят 1,15 млрд стримов у «The Scientist» (2002) и 957 млн у «Yellow» (2000) – потрясающие показатели для песен 20-летней давности. Даже далеко не каждый современный исполнитель может похвастаться такими результатами.

В отличие от слушателей, музыкальные критики всегда относились к Coldplay неоднозначно – за редкими исключениями, вроде альбома «A Head Full of Dreams» (2015). Новая пластинка тоже получила смешанные отзывы. Многие журналисты раскритиковали «Music Of The Spheres» за поверхностное звучание. Тут действительно нет ни головокружительной глубины, ни радикальных музыкальных экспериментов во имя искусства. Но Coldplay всегда были «бытовой» группой, работающей для широкой аудитории – за это их и любили и продолжают любить миллионы. Этот альбом – «музыка сфер» в представлении обычного человека, это песни из снов о далекой галактике. Критиковать Coldplay за недостаточную глубину – все равно что ругать голливудский блокбастер за то, что он не похож на произведения Скорсезе или Тарковского.

На первый взгляд, «Music Of The Spheres» – самый настоящий поп-альбом. Его продюсером выступил Макс Мартин, легендарный поп-хитмейкер, написавший огромное количество современных хитов, в том числе «Blinding Lights» The Weeknd. Участие BTS в треке «My Universe» и Селены Гомес в «Let Somebody Go» только усиливает это впечатление. Однако аранжировки на «Music Of The Spheres» слишком искусные и сложные для чартов. С одной стороны, эта музыка предназначена для самой широкой публики, с другой – она все-таки существует отдельно от модных трендов. Трек «Infinity Sign» («∞»), вдохновленный диско и нью-вейвом, мог бы стать хитом, если бы вокальная партия в нем была погромче и поярче. Но тогда космическая «возвышенная» атмосфера пропала бы полностью, а сама песня звучала бы предсказуемо и скучно.

Помимо BTS и Селены Гомес, в записи альбома принял участие британский музыкант Джейкоб Кольер – певец, мультиинструменталист и обладатель пяти «Грэмми». Его можно услышать в песне «Human Heart», для записи которой Coldplay также позвали американский R&B-дуэт We Are King. В отличие от других треков с альбома, «Human Heart» – акапельная композиция, созданная из человеческих голосов, без музыкальных инструментов. Как рассказал фронтмен Крис Мартин, из-за наложения вокальных слоев песня стала звучать как современный госпел, и это ему очень понравилось. Вокал в треке «Byutiful» очень похож на детский. По словам Мартина, музыканты хотели, чтобы композиция звучала так, будто бы ее поет инопланетянин. По факту она задумана как дуэт землянина и инопланетянина – партию человека исполняет сам Мартин, а вот что с партией инопланетянина – неясно. Говорят, это сильно обработанный голос все того же Кольера, однако в выходных данных трека его имени не значится. Так даже интересней – интриги всегда завораживают.

Больше всего в альбоме выделяется трек «People of the Pride» – заход на территорию рока и группы Muse. Тяжелые гитарные риффы в проигрыше сменяются легкими вокальными линиями в куплетах. Интересный факт: в этой песне засэмплирована мелодия из хита Сэма Спарро «Black and Gold», гремевшего в 2008 году. Как рассказал Крис Мартин, в основу «People of the Pride» легла другая композиция, которая появилась очень давно, во время сессий альбома «Viva la Vida or Death and All His Friends», который как раз в 2008-м и вышел. Так что это еще и своеобразный привет из прошлого.

Завершающей композицией в треклисте идет 10-минутная «Coloratura» – величавая и воодушевляющая. Это одна из лучших вещей на «Music Of The Spheres». Песня вышла еще в июле – журнал NME тогда сравнил ее с Pink Floyd; общее сходство с прог-роком отметят все меломаны. Даже те критики и слушатели, кому альбом не зашел, высоко оценили этот трек.

«Music Of The Spheres» – позитивный альбом с небанальными аранжировками и легкой «космической» атмосферой. У Coldplay есть одно важное качество – нескончаемый энтузиазм. Музыкантов часто обвиняют в коммерции, но если для них были бы важны чарты и положительные отзывы, то они записывали бы совсем другие песни. Они либо не менялись бы вовсе, либо, наоборот, подстраивались бы под моду всеми силами. Но Coldplay не делают ни того, ни другого. Напротив, они идут своим путем и постоянно придумывают новые идеи, мелодии и концепции, что видно даже в оформлении альбома «Music Of The Spheres». Обложка сделана не в виде статичной картинки, а в виде gif-изображения с движущимися планетами, а треклист оформлен в формате эмодзи-символов.

В интервью накануне выхода «Music Of The Spheres» Крис Мартин отметил, что многие хотят слышать от группы музыку в стиле начала 2000-х. Но самим Coldplay это не интересно: по словам Мартина, они любят исследовать разные жанры, сотрудничать с новыми людьми и не боятся экспериментировать. «Music Of The Spheres» – прекрасное тому доказательство.



Читайте также