В основе «Последней дуэли», сценарий которой в соавторстве подготовили Николь Холофсенер, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, лежит одноименная книга Эрика Ягера о последнем в истории Франции судебном поединке. Фильм переносит зрителей во французское Средневековье, в конец 14 века, и предлагает стать свидетелями трех версий одного конфликта. Супруга рыцаря Жана де Карружа Маргарита обвинила в изнасиловании его друга – оруженосца Жака Ле Гри. В поисках справедливости Жан обращается в суд и к королю Карлу VI. В итоге за правду де Карружу предстоит биться с Ле Гри в последней дуэли в истории Франции, назначенной судом.
Сценаристы «Последней дуэли» не придумали ничего оригинального в подаче истории, позаимствовав идею с пересказом одного события с разных перспектив – вероятно, из культового «Расемона» Акиры Куросавы. В самом заимствовании идей нет ничего плохого, если их реализация приводит к достойному результату – полностью самостоятельному и концептуально продуманному произведению. В случае с «Последней дуэлью» Скотта дело обстоит не совсем так.
Николь Холофсенер, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон показывают события, которые привели к дуэли, сперва глазами мужа, затем с точки зрения обвиняемого и в конце концов с позиции самой жертвы. В этих вариациях есть свои детали, демонстрирующие, что взгляд и восприятие ситуации каждым отличаются. Жан де Карруж воспринимает себя отважным и уязвленным рыцарем, мужественно стоящим за честь своей женщины. Жак Ле Гри – невиновным человеком, который лишь отреагировал на флирт дамы, ответив ей взаимностью. Маргарита, чья версия событий выступает в этой истории правдой, ощущает себя несчастной женщиной – муж воспринимает ее как вещь, а из-за средневековых порядков окружающие видят в ней в лучшем случае человека второго сорта. Эти версии в чем-то идентичны, иногда они показывают в некоторых моментах иное восприятие ситуации персонажами, а временами демонстрируют события, которые касаются только главного героя конкретной главы. Но отличия между вариантами истории, скорее, кажутся штрихами, которые лишь формируют схожую картину с несколькими отличающимися деталями.
В действительно важных сюжетных моментах – как, например, главный вопрос всей картины: врет ли Маргарита об изнасиловании – все три истории «Последней дуэли» сходятся в едином ответе. Из-за этого не возникает ни внушительной интриги, ни ощутимой неоднозначности, ни размышлений, в чем же заключается правда и кто виноват. Мы и так видим четкий ответ, в той или иной версии окрашенный чуть разными красками. Даже в варианте истории обвиняемого Ле Гри видно, что он склонил жертву силой, пускай в этой версии изнасилование показано не так жестоко, как в главе Маргариты. В отличие от того же «Расемона» Куросавы, где зрителю приходится искать правду в отличающихся по многим важным пунктам историям участников и очевидцев событий, здесь все лежит на поверхности. Все это заставляет усомниться в необходимости подобного приема – с этой вариацией версий истории он кажется лишь нестандартным подходом к повествованию.
Однако неоднозначный подход к изложению истории не отменяет преимуществ «Последней дуэли». Режиссер Ридли Скотт вновь демонстрирует свое мастерство постановки исторических фильмов. Густая и обволакивающая атмосфера Средневековья создается благодаря продуманным декорациям, костюмам и образам персонажей – твердая рука постановщика живо соединяет все это воедино. Актерский состав грамотно подчеркивает сильные стороны сценария, стараясь сгладить его недостатки. Ярче всех в этой исторической картине блистает Джоди Комер – ее партия наиболее комплексная, человечная и эмоциональная. Еще одним важным украшением «Последней дуэли» Скотта стали мастерски поставленные сцены экшена. Кровавой жемчужиной среди них выступает брутальный и продолжительный поединок персонажей Дэймона и Драйвера, который держит в напряжении в течение всей битвы.
«Последняя дуэль» – атмосферная историческая картина о поисках правды, которая в итоге оказывается на самой поверхности каждой из трех версий конфликта. Команда сценаристов не смогла создать искусную и интригующую головоломку, которая бы подтолкнула зрителя разбираться в событиях и вместе с героями искать истину. Но благодаря актерскому составу во главе с талантливой Джоди Комер и мастерской работе Ридли Скотта неоднозначности повествования все-таки не наносят фильму смертельную рану. В целом это кино заслуживает внимания, но откровением, увы, не становится.