Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Матрица: Воскрешение»: Компромиссный фанфик Ланы Вачовски

Почему культовой трилогии и ее фанатам не нужно было такое продолжение.
18 декабря 2021 0
Кадр из фильма ​«Матрица: Воскрешение» (2021) / Warner Bros.
Кадр из фильма ​«Матрица: Воскрешение» (2021) / Warner Bros.

16 декабря в России стартовал прокат научно-фантастического боевика Ланы Вачовски «Матрица: Воскрешение». Разбираемся, что не так с фильмом и почему культовой трилогии не нужно было такое продолжение.

Спустя 18 лет после завершения трилогии «Матрица» научно-фантастическая серия оживает на больших экранах. Лана Вачовски продолжает историю Нео в исполнении Киану Ривза в фильме «Матрица: Воскрешение». По его сюжету Томас Андерсон обитает в Матрице, где живет жизнью успешного разработчика трилогии видеоигр под названием… «Матрица». Временами он встречает в местной кафешке женщину, которая ему кого-то напоминает. Герой страдает от экзистенциального кризиса и ходит на приемы к психотерапевту. Тот выписывает ему для успокоения синие таблетки. Однажды за Томасом приходит новая версия Морфеуса и предлагает помочь раскрыть глаза на окружающую его реальность. Сперва сопротивлявшийся Мистер Андерсон все-таки вновь следует в нору за белым кроликом…

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение» (2021) / Warner Bros.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение» (2021) / Warner Bros.

Трилогия «Матрица» представляет собой законченное произведение, которому не требовалось продолжение. По крайней мере, развивать завершенную историю Нео точно было не нужно. Лана Вачовски, однако, решила по-своему – и оживила главного героя франшизы, который в финале трилогии пожертвовал собой ради будущего других. Чуть ли не вся первая половина «Матрицы: Воскрешение» по-разному иронизирует над предыдущими картинами, и в какой-то момент происходящее начинает напоминать пародию. Вторая часть ленты возвращается к более классическому для франшизы сюжету, но в течение всего хронометража фильму так и не удается избавиться от стойкого чувства притянутого за уши сиквела и вторичности.

«Матрица: Воскрешение» ощущается как фанфик, созданный поклонником серии – иногда им может быть и автор оригинального произведения, – чтобы она обрела по-настоящему счастливый конец со всеми вытекающими. Такой компромиссный подход будто перечеркивает великую жертву Нео и Тринити. Зато герои получают второй шанс в своей реальности, о чем, судя по всему, мечтала или до сих пор мечтает и Лана Вачовски. Новая лента – крайне личное произведение для сорежиссера и соавтора сценария трилогии, на что намекает и судьба, уготовленная в этой истории героине Кэрри-Энн Мосс. Но личный характер картины, к сожалению, не сказывается положительно на ее качестве.

«Матрица: Воскрешение» – вторичный научно-фантастический фильм, который выглядит откровенно жалко на фоне первой картины дуэта Вачовски. Философский блокбастер 1999 года соединял в себе захватывающий сюжет с глубоким содержанием, до мелочей продуманный визуальный ряд, который в свое время и даже сейчас впечатляет проработкой и режиссурой, в том числе эффектнейших экшен-сцен, а также дизайном абсолютно всего. Почти ничем из этого новая глава серии похвастаться не может.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение» (2021) / Warner Bros.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение» (2021) / Warner Bros.

Паразитирующий на наследии трилогии сценарий бездарно переигрывает финал франшизы, неуклюже оживляя старых героев и вводя новых абсолютно безынтересных персонажей. Возрожденная романтическая история персонажей Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс показывает, что любовь в «Матрице: Воскрешение» побеждает вообще все. Если в трилогии герои жертвовали всем, чтобы спасти мир, то теперь они чуть ли не рискуют миром, чтобы спасти одного конкретного человека. Излишне мелодраматичный подход к сценарию «Воскрешения» выворачивает наизнанку и примитивизирует содержание всей серии.

Безукоризненный стиль «Матрицы» в новой ленте Ланы Вачовски размывается, превращаясь в стандартный видеоряд какого-нибудь проходного блокбастера. Боевые сцены в фильме – единственное, что развеивает общее уныние. Их не так много, что приводит к продолжительным эпизодам с унылыми разговорами, но когда активное действо в кадре все-таки начинается, длится оно обычно подолгу. Нео, новые Морфеус и Агент Смит, которых сыграли Яхья Абдул-Матин II и Джонатан Грофф, в деле смотрятся добротно. Увы, даже экшен «Воскрешения» уступает боевым сценам из первых двух частей серии – хотя с момента выхода дебютного фильма франшизы прошло порядка 20 лет, и уж в плане экшена создатели сиквела могли показать что-то по-современному крутое.

Как показывает этот пример, мудрость далеко не всегда приходит с возрастом. «Матрица: Воскрешение» – наивная детская фантазия на тему второго шанса, в финале которой не хватает разве что скачущего по облакам и радугам на единороге Агента Смита. Компромиссный и ненужный сиквел, который иронизирует и паразитирует на наследии культовой трилогии, выглядит как бездумный и циничный жест творца, потерявшего чувство вкуса и меры. Возможно, Лане Вачовски и нужен был подобный компромиссный фанфик, но сомневаюсь, что его адаптация для больших экранов была необходима миллионам поклонников предыдущих фильмов.

Чем по-прежнему актуальна «Матрица» 99-го – отвечаем здесь: Куда и зачем ведет культовая «Матрица» Вачовски





В центре внимания

Поделитесь с друзьями