Когда книги о меченом очкарике, ввергнутом в трагедию, вышли в свет, некоторые обвинили Роулинг в пропаганде сатанизма. Якобы сирота с молнией на лбу и его товарищи по хогвартскому культу вовлекают детей в язычество. Но если приглядеться, окажется, что поттериана, как любое буржуазное искусство, глубоко религиозное произведение. Явление, говорят, сакральное.
Произведение Джоан Роулинг – готическая сказка об избранном, который исполняет свое мессианское предназначение, постигая божественное и дьявольское. Ребенок, живущий в чулане, делает судьбоносный выбор, обретая верных друзей, сталкиваясь с заносчивыми хулиганами и становясь звездой в игре на метле. Сага о переживании взросления, которая чем дальше, тем мрачнее и тревожнее, изобилует религиозными метафорами. Впрочем, это просматривается и в других голливудских фэнтези, делающих ставку на метафизику и идеализм, будь то «Звездные войны» или «Властелин колец». Романы Роулинг не просто так объявлены современным пересказом Евангелия. Писательница говорит о странствиях человеческой души сквозь гнев, скорбь, отчаяние и одиночество.
Популярность поттерианы объясняется мелодраматичностью сюжета и догматической прямотой. Уже в первом фильме (2001), милом и уютном, оказавшись в замке с призраками, мальчик-легенда обречен изменить ход истории – с того самого момента, как на его голову надевают колдовскую шляпу, определяющую судьбы учеников. И там же, в Хогвартсе, блуждая среди живых и мертвых, трусливых и подлых, Гарри Поттер борется с адским злом в поисках своей сущности. Ребенок, страдающий пророческими видениями о погибших родителях, узнает о смерти. В лице Волан-де-Морта смерть преследует его на протяжении всего приключения, пока против героя плетут заговоры, не верят ему, угрожают, боятся его.
Магическое царство, полеты на метлах, волшебные палочки, школьные пиршества и тайные комнаты – это только литературный инструмент, маскирующий смыслы: о храбрости, милосердии, предательстве, подчинении и воле. История ребенка – это история самопознания. Библейская традиция лежит в основе наивной, но поучительной поттерианы, сказке о страданиях, героизме и жертвенности. Здесь ведутся разговоры о силах, которые мы должны постичь, а там уж как получится – бросим мы эти силы во благо, как это, сомневаясь, делает Гарри Поттер и его друзья, или во зло, как Волан-де-Морт, расколовший свою душу, чтобы обрести бессмертие.
Важнейшая тайна рокового шрама – то, что одна из частиц души абсолютного зла спрятана в самом мальчике. Отражением Волан-де-Морта оказывается сам Гарри Поттер. Вот такой парадокс: смерть – в жизни. И чтобы победить зло, ребенок должен заглянуть в бездну, то есть осознать зло в себе. Именно зеркальное отражение становится повторяющимся образом этой саги, насыщенной фольклорными архетипами. Мальчишка изгоняет демонов, спасает слабых, летает и воскресает, как птица Феникс – но сначала он смотрит в зеркало, то есть заглядывает в себя, чтобы увидеть истину. Там герой видит отца и мать, которые принесли себя в жертву ради его спасения.
Воспитательная эпопея традиционно для жанра заканчивается победой света над тьмой. Приключение Гарри Поттера приводит его к просветлению. Отважный ребенок делает мучительный выбор: поддаться тщеславию, ревности и мести или пойти на жертвенный подвиг. Сбежав из дома родственников – худших из маглов – в школу волшебников, королевство тайн и чудес, – то есть царство Отца, – герой отказывается от зверя в себе. Он выступает против сил, которые несут хаос. Мальчик, познавший самоотверженную родительскую любовь, превращает мага-осквернителя в пепел. История Гарри – это история спасения души. Ребенок движим не столько местью, сколько мечтой воскресить родителей. И виной всему любовь. А тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит.
«He cущеcтвует добрa и злa. Еcть толькo влacь», – угрожает Темный лорд в первом фильме, где он живет в чужом теле, как паразит. Через противостояние Гарри Поттера и Волан-де-Морта писательница рассуждает о судьбе человечества. Истинная сила – не столько в правде, сколько в умении владеть своим внутренним злом. Через метания, разочарования и богоискательство изгой следует пророчеству, исполняя чужую волю – освободить народ от тирании и воплотить мечты о благом и могучем мире без смерти. Порабощающее Другое в лице воинственного чернокнижника, чье уродство отражает его одержимость плотью, наслаждение властью и чистотой крови, побеждено ребенком-искателем, который сумел возвыситься над собой.
Такова магия бытия, где мы, как мальчик-спаситель, живем во мраке в поисках истины, смысла и причины, для чего мы рождены, пока темные силы пытаются пробить брешь в стенах замка и души. «Экспекто патронум!» – кричит одинокий ребенок, ведущий войну с теми, кто убивает, чтобы жить вечно. Надеясь на появление отца, он осознает, что никто не придет, потому что Бог, как и дьявол – внутри, и зло обречено возрождаться. Надо лишь заглянуть страху в глаза.