Только представьте, что история сопротивления, которая происходила в определяющем эпоху фантастическом боевике «Матрица» (1999), была всего лишь сном. Нео – не Избранный, который поверил, что в нем таится божественная истина, не спаситель человечества, порабощенного машинами. Он просто унылый программист, одаренный богатейшим воображением, которое породило опасные фантазии, сводящие его с ума.
Красная пилюля или синяя – не имеет значения, потому что наше бытие – иллюзия. Матрица – вымысел. Культовая трилогия – видеоигра, а мистер Андерсон – ее создатель. Матрица – мечта компьютерного гения, грезящего стать легендой. Погрязший в тоске и одиночестве герой работает в корпорации, которая решила сделать сиквел «Матрицы». «Уверен, ты с пониманием примешь новость о создании продолжения трилогии. Ты говорил, что для тебя эта история закончена. Но в этом прелесть историй. У них нет конца», – сообщает начальник нашему мессии, что якобы должно оправдывать воскрешение «Матрицы» Вачовски. Была ли трилогия серией компьютерных игр, созданных самим Нео? Или он снова стал пленником Матрицы?
Запоздалый сиквел культовой классики – та же история, только с другими лицами и другими именами. Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс возвращаются в образах Нео и Тринити, героев, которые силой любви принесли великую жертву во имя человечества. Снова звучат размышления о парадоксе судьбы и выбора, о том, что мы – код, и что жизнь – боль, а окружающий нас мир – антиутопический фантазм, который не отличается от реальности. Хочешь выйти – съешь таблетку. Сион пал, люди сдались, Матрица победила, технарь Нео проснулся, воительница Тринити спит, а воюющие против системы мятежники постоянно твердят, что невозможно объяснить, что значит Матрица. Бла, бла, бла и все такое. Известная история о том, как все начиналось, и Лана Вачовски даже не старается. Понятно, почему Нео хочет броситься с крыши. В первый раз было круче.
Долгожданный блокбастер вступает в диалог со своим прошлым. Герои проходят сквозь зеркала, чтобы покинуть воображаемый мир – авторы и персонажи как бы смотрят в собственное отражение. «Матрица» посмеивается над собой, отчего кажется то ли анекдотом, то ли пародией. Боевик превращается из трагедии в фарс. Продолжение истории Избранного, которому трудно определить, что реально, а что нет, является конструктором между всем и ничем, как сам фильм – обо всем и ни о чем. Вачовски фарширует сюжет реверансами и отрывками из прошлых картин, бесстыдно играя на ностальгии, пока какие-то проходимцы напоминают нам, дуракам, воспитанным машинами, почему «Матрица» и ее продолжения оставили глубокий след в масскульте, и что вообще-то знаменитый ретрокиберпанк – это метафора фашизма, капитализма и трансгендерности.
Если старую «Матрицу» называли самым перехваленным фильмом десятилетия, то новая «Матрица» – неловкий и неуклюжий ремикс, которому явно не хватает скрупулезности, не говоря о смелости, радикальности и новаторстве. Замедления, эффекты, драки, перестрелки, символизм и даже агент Смит с Морфеусом – все не то. Зато с болтовней о двойственности и искусственности бытия, о знакомом и банальном. Смаковать нечего. Не революция, а тотальное дежавю. «У нас был стиль. Изысканность. Мы вели беседы. Была важна оригинальность. Я ваш сиквел франшизы спиноффил!» – ворчит француз, глядя на творящееся безобразие. Помните его? Пижон, который сидел с Моникой Беллуччи и умничал о причине и следствии. В новом фильме этот буржуа перевоплотился в сдуревшего бомжа. Но звучит дядька все равно убедительно, возмущаясь, что не так с этой «Матрицей» и другими постматричными блокбастерами.
Вачовски придумали эту страну чудес, куда Нео возвращается ради любви, – и они же ее похоронили, пытаясь связать прошлое с настоящим и, возможно, с будущим. А вместе с фильмом, полного утомительной самоиронии, умер и Голливуд, превратив великую мечту в товар. Но безрадостная реальность – не повод вынырнуть из мира грез, призванного обманывать человечество. Недостаточно освободить свой разум: важно вспомнить, что мы способны любить. Жизнь – не жизнь без любви.
«Я не знаю. Я даже не знаю, что такое знать», – теряется Нео после пробуждения. Он устал от Матрицы, как мы устали от бледных сиквелов, ребутов, ремейков и спин-оффов классики. Не волнуйся, Нео, ты не один – даже Вачовски не знают, что делают. Новый мир лишен холодных оттенков, характерных для оригинальной трилогии – он стал идиллическим, ярким, залитым солнечным светом, что делает «Матрицу: Воскрешение» похожей на любой другой голливудский боевик. И мы зачем-то продолжаем верить в Матрицу. Так себе выбор, поэтому таблетки, хоть красные, хоть синие, глотайте сами. Don't wake up!
О революционной первой «Матрице» (1999): Куда и зачем ведет культовая «Матрица» Вачовски