​«Трагедия Макбета»: Джоэл Коэн в плену шекспировских страстей

Каким получился первый фильм режиссера, который он снял без брата Итана Коэна.

После почти 40 лет совместного творчества Джоэл Коэн представил свою первую картину без участия брата Итана. Для начала нового этапа карьеры Джоэл снял авторскую экранизацию классической пьесы Уильяма Шекспира «Макбет», которую режиссеры со всего мира десятки раз переносили на язык кино. Сопродюсером фильма и исполнительницей роли леди Макбет в картине выступила Фрэнсис МакДорманд – блистательная актриса и супруга Джоэла Коэна. Образ главного героя воплотил великолепный Дензел Вашингтон.

Джоэл Коэн бережно отнесся к перипетиям пьесы Шекспира, так что события «Трагедии Макбета» не готовят сюрпризов тем, кто знаком с произведением английского классика. Генералы Макбет и Банко приносят шотландскому королю Дункану победу над противником. После успешного сражения Макбет встречает ведьм, которые среди прочего предсказывают ему корону короля. Вместе с тем они обещают Банко, что тот станет предком целой династии королей. Предсказания постепенно начинают сбываться, заставляя Макбета поверить в их истинность. Заручившись поддержкой супруги, лорд начинает свой кровавый путь к короне.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета» (2022) / Courtesy of Apple

«Трагедия Макбета» сразу дает понять, что Джоэл Коэн доверился испытанному временем тексту Шекспира с его непростым языком – поэтому все внимание режиссер направил на подачу материала и стилистическое воплощение картины. С первых секунд атмосфера фильма обволакивает зрителя. Монохромное изображение в кадре с соотношением сторон 4:3 лишает нас красок, предлагая тонкую игру со светом и тенями, блистательно воплощенную оператором Брюно Дельбоннелем. Вместе с силуэтами и бликами они создают элегантную мрачность, которая время от времени сменяется залитыми светом, словно стерильными кадрами.

В картине Джоэла Коэна правит бал минимализм, что проявляется почти во всем. Простая архитектура декораций, лишенные обилия деталей интерьеры и костюмы. Музыка Картера Беруэлла, изредка отдельными штрихами дополняющая атмосферу. Коэн избегает активного действа, максимально локализует или даже выводит за кадр возможные сцены сражений, приглушая физическую динамику и по меркам подобной пьесы сводя кровопролитие к минимуму. Все это придает «Трагедии Макбета» камерности, лишая масштаба, а временами и объемности.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета» (2022) / Courtesy of Apple

Подобному «сдержанному» кино необходимы выдающиеся исполнители – и в «Трагедии Макбета» это Дензел Вашингтон и Фрэнсис МакДорманд. То, как они произносят свои реплики, как ведут действие – все подчеркнуто огромным мастерством актеров, которые прекрасно понимают своих персонажей и твердо знают, как их преподнести. Лорд Макбет то испытывает нервозное смущение перед собственной целью, то наполняется слепой решительностью. Леди Макбет самозабвенно содействует мужу в дурных начинаниях, а после прогибается под тяжестью вины.

Вашингтон и МакДорманд представляют непривычно возрастную пару Макбет, которая словно предпринимает свою последнюю попытку заполучить власть. Их перформансы сдержанны, уверенны и лаконичны. Однако во всем этом есть некая сухость и монотонность. Словно вторя общему минимализму, герои, особенно лорд Макбет, в полной мере не передают безумия, к которому привело их жадное стремление к короне. Пускай Макбет и заявляет, что его разум полон скорпионов, но подобное исполнение не передает надвигающегося масштаба личной трагедии и бурлящих в сознании антигероя эмоций. В мимике Дензела Вашингтона временами не хватает искажающей и испепеляющей жажды власти, которая заставляет его персонажа в едином порыве с супругой бросить вызов всему миру.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета» (2022) / Courtesy of Apple

Наиболее мощный эмоциональный эффект в «Трагедии Макбета» дает перформанс Кэтрин Хантер – она играет ведьм, предсказавших Макбету корону. Хриплым, временами скрипящим голосом она нагоняет жути, подталкивая главного героя на кровавую тропу к вершине. Физические метаморфозы Хантер будто превращают актрису в настоящего ворона – роковое предзнаменование парящей над головами участников этого действа беды.

Пускай Джоэл Коэн и решил поработать без своего брата, но переход к полной самостоятельности он все же избрал плавный. В «Трагедии Макбета» Коэн заручился поддержкой величайшего классика драматургии. Это развязало ему руки как режиссеру и позволило щепетильно проработать стилистику фильма. В то же время Шекспир здесь выступил равноценной Джоэлу Коэну персоной по части авторства, и для творчества режиссера это непривычно – ведь прежде он подгонял адаптируемый материал под свой язык.

Холодная красота «Трагедии Макбета» Джоэла Коэна, вбирающая в себя бергмановскую эстетику, делает экранизацию заслуживающей внимания ценителей творчества Шекспира. А вот поклонникам фильмов братьев Коэн картина может показаться чересчур театральной, даже претенциозной. Некоторая сдержанность все-таки не позволяет «Трагедии Макбета» подняться на уровень другой великой экранизации пьесы английского драматурга – ленты Акиры Куросавы «Трон в крови» (1957). Первый шаг на новом этапе карьеры Джоэла Коэна, однако, получился любопытным, так как показал, что самобытный кинематографист даже в своем уже не юном возрасте готов экспериментировать над формой.



Читайте также