Сюжет фильма «Этерна: Часть первая»
Сериал «Этерна» переносит зрителей в мир под названием Кэртиана, напоминающий Европу 17-го века, но с фэнтезийными штуковинами – духами, пророчествами и древними божествами. Когда-то давно Кэртиану создали четыре бога, которые и правили ею тысячу лет. Боги покинули Кэртиану и передали бразды правления наследникам – королю Ракану и четырем Повелителям, которые должны защищать мир от разрушения во времена Великого Излома. Власть Ракану удержать не удалось – ее отобрал Оллар Завоеватель, после чего в Кэртиане наступили темные времена.
Истинным наследникам престола долгие годы пришлось жить в изгнании, дожидаясь момента, когда можно будет заявить о своих правах и сместить с трона недостойного. Принц Альдо Ракан (Анар Халилов) жаждет стать королем, но вынужден прятаться вместе с бабушкой Матильдой (Екатерина Волкова) и маршалом Робером Эпине (Юрий Чурсин) в священном городе Агарис. Важен в этой истории и юный герцог Ричард Окделл (Денис Нурулин), который обучается в школе Лаик. Юноша намерен стать оруженосцем и войти в круг приближенных короля. На самом деле Ричард хочет отомстить за смерть своего отца, который возглавлял восстание против Олларов, и избавить королевство от правителя-узурпатора.
Что не так с фильмом «Этерна: Часть первая»
«Этерна» – самобытная вселенная и нет необходимости сравнивать ее с «Игрой престолов». Но у проектов есть кое-что общее: политические интриги, кровавые баталии и битвы Домов за престол – с предательствами и заговорами, как мы любим. «КиноПоиск» не стал рисковать и связываться с крупнобюджетным многосерийным проектом, а пустил «на пробу» 1,5-часовой фильм. Однако уже по описанию сюжета ясно: надо было следовать примеру авторов «Игры престолов» и снимать полноценный сериал. В итоге форматом фильма обусловлены все основные проблемы «Этерны».
Из «Этерны: Часть первая» получилась беглая и унылая экскурсия по вселенной с упоминанием всех важных для понимания устройства мира моментов. Фильм загроможден терминами, именами и географическими названиями – большая часть диалогов кажется «инструкцией по применению». Персонажи перенесены на экран схематично, их поступкам и действиям не хватает естественности и «одушевленности». Тут много утомительных разговоров – зрителю не дают оглядеться по сторонам и отдохнуть от диалогов, из-за чего просмотр откровенно утомляет. А это, на секунду, вообще-то фэнтези, а не разговорная драма.
Не знакомому с «Этерной» зрителю будет тяжело разобраться в происходящем. Захватывающих, живо вовлекающих в происходящее сцен тут слишком мало. Обидно, что из экранизации нашумевшего российского фэнтези не вышло плавного рассказа, раскрывающего все грани «Этерны».
Герои «Этерны» и их образы
Внешне «Этерна» смотрится как добротное историческое фэнтези – в первую очередь благодаря костюмам героев. Воины выглядят правдоподобно и сурово – мчатся по полю битвы в мощных доспехах, а не «театральных» костюмчиках для вида. Королевские персоны, герцоги и придворные блистают в объемных нарядах, на которых хочется рассматривать каждую складку и рюшечку.
Однако тут и оказывается, что костюмы героев получились ярче их характеров. Особенно разочаровывает Ричард, центральный персонаж «Этерны». Выкроенному по потрепанным временем лекалам идеального героя Ричарду не хватает харизмы и хоть какой-нибудь изюминки – за просто правильным парнем неинтересно наблюдать. Это плоский и предсказуемый персонаж. Более-менее он оживает только когда из-под одеревеневшего шаблона проступают человеческие эмоции: одна сцена, где несправедливые обвинения в адрес отца доводят Ричарда до слез, и другая, когда раненый герой из-за нахлынувшей злости и помутнения рассудка чуть не решается на безумное покушение на короля. При этом то, что эти эпизоды получились яркими, – заслуга в первую очередь актера Дениса Нурулина.
Зато в «Этерне» есть Альдо – сыгравший принца Анар Халилов заражает своей неуемной энергетикой. Хотя этого героя шаблон тоже не обошел стороной, как раз харизмы ему не занимать: Альдо веселится, хулиганит, радует колкими фразами и при всей своей юношеской беззаботности не забывает о долге.
Также среди прочих выделяются хладнокровный и таинственный отец Герман (Сергей Гилев) и вспыльчивый капитан Арамона (Алексей Матошин) из Лаика. Герман и Арамона поведением и броскими репликами придают фильму напряжения и динамики. Маршал Рокэ Алва (Юрий Чурсин), который убил отца Ричарда, должен был ужасать и как минимум интриговать зрителей. Но Рокэ уделяют так мало внимания, что он производит впечатление какой-то битой пешки, нежели по-настоящему грозной фигуры.
Экшен и спецэффекты в «Этерне»
«Этерна» открывается боевой сценой, которая впечатляет своей реалистичностью. Однако это только первое впечатление – с развитием боя однообразная хореография все более заметна, а в съемке из креативных приемов создатели прибегают только к эффектному слоу-мо. Боевка брутальная, но ее посмотрел – и забыл. Зато более скромные сцены с фехтованием завораживают: студенты Лаика выдают необычные пируэты и демонстрируют грациозную технику боя.
В плане визуальных эффектов команде «Этерны» еще расти и расти. Спецэффекты смотрятся грубо: волшебство выглядит не как органичная часть мира «Этерны», а как наложенный CGI. Так что даже хорошо, что в фильме мало сцен с компьютерной графикой. Больше внимания в «Этерне» уделяется сценам на природе и в атмосферных локациях – где есть золотая пирамида, красочные витражи и прочие классные детали дизайна.
Итог: невпечатляющий старт большого фэнтези
Главными задачами фильма «Этерна: Часть первая» были увлечь зрителя в этот магический мир и пообещать, что дальше будет только интереснее, напряженнее и волшебнее. В итоге почти 1,5-часовое кино больше напоминает не фильм, а концепцию того, что из себя могла бы представлять «Этерна», с намеками на грандиозные эпик и масштабы. После просмотра остается интерес узнать, что будет дальше и удастся ли проекту разрастись во что-то любопытное. Но, увы, без энтузиазма. Главное, чтобы к премьере второй части «Этерны» в 2023 году мы вообще не забыли об этом середнячковом фэнтези.