Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Невыносимая тяжесть огромного таланта»: Сочный фансервис для фанатов человека-мема Николаса Кейджа

Веселый оммаж классическим боевикам исследует лишь малую долю безграничного таланта актера – зато дарит 100% веселья.
10 мая 2022 0
Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022)
Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022)

Фильм «Невыносимая тяжесть огромного таланта» снят с иронией и искренней любовью к Николасу Кейджу и бодрым боевикам 90-х. Рассказываем, почему на этот фильм с Ником Кейджем в роли Ника Кейджа стоит обратить внимание не только поклонникам актера.

Испанский богатей Хави Гутьеррес в исполнении Педро Паскаля приглашает на свой роскошный юбилей кумира юности – актера Николаса Кейджа в исполнении Николаса Кейджа. Тот, для порядка помявшись, соглашается ради легкого миллиона. Кейдж, как упорно твердят таблоиды, действительно испытывает финансовые трудности. Он, в полном соответствии с замечаниями критиков, по уши погряз в третьесортных ролях. Да еще и с 16-летней дочкой у Кейджа отношения совсем не клеятся. Как ни странно, девчонка не горит желанием тратить редкие встречи с отцом на просмотр затертых записей немого кино. Жаль, что в «Невыносимой тяжести огромного таланта» ребенком Ника Кейджа оказывается заурядная девочка-подросток, хотя в реальности у актера есть колоритный сын-блэкметалист. За динамикой их отношений наблюдать было бы куда забавнее.

Впрочем, роль сына в «Невыносимой тяжести огромного таланта» отводится скорее неловкому миллионеру Гутьерресу. Тот души не чает в актере-ветеране и искренне старается ему подражать. Быстро выясняется, что у испанца есть сторона темнее любого блэк-метала. Фанат Кейджа тесно связан с опасным международным картелем, который недавно похитил дочь одного высокопоставленного политика и угрожает ее убить. Кейдж, ради семьи собравшийся было бросить лицедейство и расслабиться в роли свадебного генерала, мгновенно оказывается завербован ЦРУ – он решает, что работа актера и шпиона, по сути, одно и то же. Здесь легкая шутка-самосмейка превращается в динамичный боевик в духе 90-х. Боевик, впрочем, тоже легкий, солнечный, смешной, умудряющийся сохранять добродушную интонацию – даже когда бандиты и агенты начинают стрелять друг в друга.

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022)

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022)

Режиссер Том Гормикэн до «Невыносимой тяжести огромного таланта» снял только сентиментальную романтическую комедию с красивыми актерами «Этот неловкий момент». Его новая работа выглядит столь же глянцево и прилизано. Не стоит ждать от нее сырости и странности, характерной для фильмов Ника Кейджа последних десяти лет. Несмотря на метасюжет, это такой аккуратный фильм, открытый для любого неискушенного зрителя – включая и тех, кто каким-то образом до сих пор оставался равнодушен к Кейджу. Тогда как для большинства «Невыносимая тяжесть огромного таланта» обеспечит этакий разгрузочный вечерок в неспокойное время, «кейджепоклонники» смогут от души похохотать, ни разу не устыдившись такой легкомысленности.

У особо пылких фанатов Николаса Кейджа может вызвать негодование то, что такой ультимативный кейджевский фильм лишь вскользь упоминает его драматические таланты. Ни слова здесь нет ни о трагической роли Кейджа в «Покидая Лас-Вегас», за которую он получил заслуженный «Оскар», ни об интеллектуальном постмодерне «Адаптация», где актер сыграл двух противоположных по темпераменту близнецов. Также удивляет, что создателями проигнорирован любимый в Сети «Вампирский поцелуй», породивший классический мем. Однако кино – это вам не тематические паблики, и даже не рецензия от кинокритика-фаната. Для цельного сюжета необходима концентрация на одной теме, и в качестве этой темы Том Гормикэн избрал старенькие боевички, которые и принесли Кейджу мировую славу. В конце концов, если что и могут одинаково любить и подростки из «ТикТока», и 40-летние бандиты с югов, так это громкий и пафосный экшен. А теперь все вместе изо всех сил выпучиваем глаза и кричим во всю глотку: «Я – Кастор Тро-о-ой!».

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022)

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (2022)

Идея поместить звезду боевиков 90-х в сюжет, похожий на его же фильмы, не нова. Еще в 2008 году Жан-Клод Ван Дамм проделывал примерно то же в именном боевике «Ж.К.В.Д.». Голливудский бельгиец так же оказывался посреди криминальных разборок и разруливал ситуацию, используя коронный удар с разворота. Вот только слава Ван Дамма прошла ровно в тот момент, когда крутых мужиков с VHS-кассет заменили супергерои. Поэтому и его попытки пошутить над собой заметили не поклонники, а критики, оценившие мрачноватую рефлексивную подачу материала. В свою очередь Арнольд Шварценеггер, который сумел остаться культовой фигурой на века, иронично комментировал собственную карьеру в «Последнем киногерое» еще 30 лет назад. Тогда он все еще находился на пике славы. В кинотеатрах только отгремел «Терминатор 2», а «Правдивая ложь» со «Стирателем» еще даже не вышли. Как итог – кассовый провал «Киногероя», шесть номинаций на «Золотую малину» из-за фальстарта и признание достоинств фильма только полтора десятилетия спустя.

Случай Николаса Кейджа – совершенно особый. Фигура артиста давно обросла массивным культом в Интернете. Нынешние культурологи всерьез разбирают его уникальную манеру игры, вдохновленную не столько экшен-фильмами, сколько оперой, японским театром кабуки и упомянутыми уже немыми лентами в традициях немецкого экспрессионизма. Проще говоря, невероятные гримасы и безумная пластика Кейджа стали неисчерпаемым ресурсом для смешных картинок и уморительных пародий.

Таким образом «Невыносимая тяжесть огромного таланта» выходит на максимально благодатной почве. Искаженное лицо неизменно энергичного 58-летнего актера с радостью изрыгает фирменные крики, а в финальных эпизодах камера любовно облетает его в эпичном слоу-мо, словно в старых хитах Майкла Бэя. Конечно, в особом восторге будут те, кто с содроганием сердца с детства наблюдал, как Кейдж ловил ядовитые зеленые виноградины в «Скале», дрался с уголовниками на борту угнанного самолета в «Воздушной тюрьме» и вылетал с разбившейся лодки, сцепившись с Джоном Траволтой в «Без лица». Прямо или косвенно все это цитируется в «Невыносимой тяжести» – с иронией, но и с искренней любовью. Это как кивки в сторону прежних серий о «Человеке-пауке» в недавнем «Нет пути домой». Только направлено это все не на фанатов Marvel, а на зрителей рубрики «Кино в 21:00 на СТС». Если такой зритель, сидя рядом с вами, в какой-то момент завопит: «Николас, мать его, Ке-е-ейдж!», не удивляйтесь, но имейте в виду, что это крайне заразно.



Поделитесь с друзьями