23 июня на «Кинопоиске» вышли финальный 7 эпизод и спецвыпуск сериала «Нулевой пациент» с Никитой Ефремовым и Аскаром Ильясовым. Проект основан на реальной истории о первом случае массового заражения ВИЧ-инфекцией в СССР, который произошел в Калмыкии в 1988 году. Рассказываем, чем впечатляет сериал «Нулевой пациент» и почему стоит узнать об этой истории и ее героях.
Сюжет сериала «Нулевой пациент»
В сериале «Нулевой пациент» события в Калмыкии конца 80-х переданы точно в общих чертах, то есть это художественное произведение по мотивам реальной истории. Также в сериале изменены имена участников тех событий.
Элиста, 1988 год. Педиатр детской больницы Кирсан Аюшев (Ильясов) подозревает, что у некоторых юных пациентов ВИЧ. Начальство не слушает молодого врача. Какой ВИЧ в СССР, да еще и в детской больнице? Аюшев в страхе за жизнь детей тайком отправляет анализы в Москву. Выясняется, что врач прав: у ребенка, чью кровь взяли для экспертизы, ВИЧ. Это значит, могут быть и другие случаи – а там и массовое заражение.
За расследование инцидента берется эпидемиолог из Москвы Дмитрий Гончаров (Ефремов). В Элисту приезжает и журналист Игорь Карахан (Евгений Стычкин) из газеты «Советская молодежь», который намерен рассказать советскому народу правду о возможной угрозе. Гончарову предстоит найти нулевого пациента, раскрыть цепочку заражений и доказать министру здравоохранения Евгению Чазову (Игорь Бочкин), что СССР угрожает эпидемия СПИДа (последняя стадия ВИЧ-болезни). Ученый собирается убедить власти профинансировать борьбу с ВИЧ-инфекцией – выделить средства на закупку одноразовых шприцов и тест-системы, а также на разработку инструктажа для медиков.
Каким получился сериал «Нулевой пациент»
Серьезная история о человечности и ответственности
«Нулевой пациент» – это прежде всего напряженная и тяжелая в эмоциональном плане история о человечности. Аюшев и Гончаров не гонятся за повышением в должности или премиями – как профессионалы и настоящие люди, они пытаются найти первопричину инцидента, помочь инфицированным и обезопасить других граждан от возможного заражения. Герои остро переживают происходящее, поскольку знают, какую опасность таит в себе коварная болезнь. Не в силах что-либо сделать с неизлечимым вирусом, Аюшев и Гончаров наблюдают, как умирают дети. При этом взрослые их пациенты боятся рассказывать о своей проблеме из-за страха перед общественным порицанием.
В центре внимания оказываются не только Аюшев и Гончаров. Через истории зараженных авторы раскрывают, с какими трудностями могут сталкиваться люди с ВИЧ. Трогательной получилась история учительницы Гиляны (Евгения Манджиева) и ее мужа Ивана (Иван Добронравов). После того, как по Элисте разносится новость об их заражении, к супругам начинают относиться как к прокаженным – просто из-за незнания особенностей ВИЧ-инфекции. Знакомые и коллеги Гиляны и Ивана боятся находиться с ними рядом и даже проявляют к ним агрессию.
Каждый сюжетный поворот «Нулевого пациента» работает на то, чтобы история выстраивалась в цельную и крепкую драму. Способствует этому в том числе подробный рассказ о личной жизни героев. Мы узнаем детали их непростых судеб и окунаемся в их повседневную жизнь. Герои кажутся живыми, настоящими – оттого и испытываешь глубокие переживания во время просмотра. В то же время светлые моменты «Нулевого пациента» воодушевляют. После сцены, в которой бабушка просто так дарит инфицированным детям угощения, становится тепло на душе.
В сериале «Нулевой пациент» откровенно рассказывают о проблемах политической и медицинской систем, о том, как вредна несознательность среди тех, кто принимает решения. Одни представители власти идут на подлости ради улучшения собственной репутации. Другие, вроде как чтобы не сеять панику, скрывают от людей, что в Советский Союз проникла опасная болезнь, а больницы не оборудованы для борьбы с ее распространением.
Врачи из страха потерять место закрывают глаза на крупные проблемы и с безразличием относятся к работе. Из-за отсутствия должного контроля в больницах возникают инциденты, связанные с халатностью сотрудников и воровством.
К финалу сериала «Нулевой пациент» теряешься в догадках, кто в проблеме с распространением инфекции виноват больше всех. Тот самый нулевой пациент, который и не понимал, что с него все началось? Безынициативные врачи? Или политики, своим молчанием рискующие здоровьем людей? На примере Аюшева и Гончарова хорошо видно, что только сознательность и человечность могут исправить, или даже предупредить, самые сложные ситуации.
Разбор сериала «Нулевой пациент» со спойлерами
Кто оказался нулевым пациентом
Тем самым нулевым пациентом в сериале оказался Клим Перфилов (Николай Шрайбер) – инициатор народного «бунта». Под руководством Перфилова было совершено нападение на детскую больницу с инфицированными. Именно Клим требовал, чтобы Гиляна и Иван покинули город. Перфилов заразился после незащищенного секса с проституткой во время службы на флоте – его корабль останавливался в Конго в Африке. Он заразил жену Надю (Анастасия Грачева), она – любовника Ивана. От Ивана зараза перешла к Гиляне, а уже затем к их малышу.
ВИЧ распространился в детской больнице Элисты через многоразовые шприцы, которые не стерилизовали должным образом. Также у Аюшева и Гончарова появилась теория, что ВИЧ был и в лекарстве иммуноглобулин. Однако по приказу заместителя министра здравоохранения Владимира Гончарова (Игорь Гордин) – отца Дмитрия – был уничтожен весь иммуноглобулин, поэтому завершить экспертизу и выяснить, так ли это на самом деле, герои не смогли. Положительный результат дал только один образец иммуноглобулина – этого мало для подтверждения теории.
Как все было на самом деле
Реальный случай массового заражения ВИЧ-инфекцией в Калмыкии в 1988 году отличается – в отдельных деталях. Нулевой пациент заразился так же в Африке во время службы на флоте и передал ВИЧ беременной жене. Ребенок вскоре после родов скончался в больнице. Было установлено, что инфекция распространилась среди других пациентов больницы из-за халатности врачей, которые использовали нестерильные шприцы и меняли только иглы.
В ходе эпидемиологического расследования, проведенного врачебной комиссией от Минздрава СССР, появилась версия, что вирус мог распространиться и через иммуноглобулин. Также возникло предположение, что в больнице неофициально делали уколы зараженным – похожая сюжетная линия есть в сериале. В итоге за основную была взята версия, что массовое заражение запустил мужчина с африканским вирусом.
Огласку массовых случаев заражения в южных регионах СССР всячески старались замять, даже пытались отрицать их, однако вследствие масштаба (более 270 зараженных, минимум 35 из них – дети) общественного резонанса избежать не удалось. Врачам из Элисты, допустившим халатность, а также чиновникам Калмыцкой АССР после расследования в 1989 году был сделан выговор от Минздрава, некоторых сняли с должностей. Родители пострадавших детей и взрослые инфицированные долгое время судились с больницей Элисты, добиваясь компенсаций на лечение. После вспышки ВИЧ-инфекции в южных регионах СССР в 1989 году по всей стране были созданы центры по борьбе со СПИДом, реализовано производство одноразовых шприцов и тестов на ВИЧ. Лекарственная терапия заболевших ВИЧ стала развиваться в России после середины 1990-х годов.