​«Принцесса»: Феминистическая экшен-сказка для взрослых

Один плюс и много минусов фем-боевика в декорациях Средневековья.

В одном королевстве жила-была принцесса, обещанная в жены ее отцом-правителем видному лорду – сыну почтенного дипломата. Наступил день свадьбы, но во время бракосочетания девушка отказалась выходить за мужчину, которого не любит. Лорда такой поворот событий не устроил, и он тут же раскрыл свою истинную сущность. Несостоявшийся жених оказался жестоким узурпатором, его приспешники захватили замок, а принцессу заперли в башне. Жадный до власти лорд взял в плен королевскую семью и решил силой принудить девушку к браку, чтобы стать новым правителем. Однако невеста оказалась не из робких. Своенравная девушка с навыками настоящего бойца, отточенными многолетними тренировками, собралась вызволить родных и проучить захватившего замок мерзавца и его многочисленных прихвостней-головорезов.

Кадр из фильма «Принцесса» (2022)

«Принцесса» режиссера Ле-Вана Киэта – сказка, однако совсем не для детской или семейной аудитории. Это кровавый боевик для взрослых с очевидным феминистическим посылом, который топорно подан и встроен в излишне простой сюжет. Фильм меняет традиционные ролевые модели Средневековья и всевозможных произведений об этой эпохе: спасением королевства занимается не отважный принц, а сама похищенная принцесса. Помощи от благородного героя девушке ждать не приходится, да ей это и не нужно – с детских лет она мечтала о рыцарском пути и обучалась ведению рукопашного боя и сражениям на мечах. Собственно, образ главной героини фильма и ограничивается этими навыками и строптивым характером.

Ничего дурного в стремлении принцессы быть храброй, сильной и своенравной нет, но за всем этим должно быть что-то большее. Тут, конечно, дурную услугу фильму оказывают множество мультфильмов Disney и Pixar, которые слона съели на демонстрации отважных героинь, в том числе принцесс. В сравнении с теми же Мулан, Меридой и Эльзой и их историями, образ и путь принцессы в исполнении Джои Кинг выглядят бледно и примитивно.

То же самое – бледно и примитивно – можно сказать и о других персонажах фильма «Принцесса». Тут вообще – что ни герой, то ходячий плоский шаблон, который просто выступает винтиком для движения неизобретательного сюжета к предсказуемому финалу. Яркие, интересные характеры – это не про «Принцессу». Королевская семья, лорд-узурпатор в исполнении Доминика Купера, его кровожадная помощница, сыгранная Ольгой Куриленко, – все проработаны до уныния поверхностно и ни разу не заинтересовывают.

Кадр из фильма «Принцесса» (2022)

Единственное достоинство фильма «Принцесса» – экшен. Это не тот случай, когда пара неплохих боевых сцен утопают в бесконечных унылых диалогах. Скучная болтовня тут, конечно, есть, но ее немного, – а вот всевозможного действа, приправленного черным юмором, достаточно, особенно учитывая скромный хронометраж в полтора часа. Огнестрельного оружия нет – Средневековье ведь, – зато всевозможных мечей, топоров, цепов и прочего смертоносного оружия навалом. При этом экшен в «Принцессе» поставлен действительно зрелищно и сочно. Увы, из-за принизывающей картину банальности и топорности подачи сюжета и заложенных в него смыслов насладиться боевыми сценами в полной мере не получается.

Есть и еще один нюанс, который отчасти мешает восприятию принцессы как экшен-героини. Джои Кинг пускай и выполняет некоторые трюки в экшен-сценах сама, но в образе боевой принцессы выглядит неубедительно. Создатели показывают нам девушку, которая всю свою сознательную жизнь тренировалась и мечтала быть рыцарем, однако выглядит она не особо атлетичной, скорее даже хрупкой. Конечно, Джои Кинг не должна была превратиться в Арнольда Шварценеггера в лучшие годы или трансформироваться в бодибилдершу, – но раз уж мы имеем дело не с нежным фэнтези, а с бодрым фем-боевиком, то для убедительности актрисе стоило набрать несколько килограммов мышечной массы.

«Принцесса» походит на собрание зрелищных экшен-сцен, которые втиснули в примитивнейшую средневековую сказку с однослойными персонажами и топорно поданным феминистическим посылом. Возможно, авторам нужно было добавить больше жестоких и бескомпромиссных сцен и черного юмора – чтобы сбавить собственную спесь и скатиться в пародийный трэш-боевик. Так многочисленные штампы смотрелись бы менее болезненно, может, даже весело.



Читайте также