Режиссер Скотт Дерриксон начал карьеру аж с пятого «Восставшего из ада», заявил о себе хоррором «Шесть демонов Эмили Роуз», а прославился мистическим триллером «Синистер». Теперь он взялся за «Черный телефон» – мрачную историю о похищении детей, основанную на рассказе Джо Хилла, сына Стивена Кинга. Хотя здесь вполне мог бы быть титр «основано на реальных событиях».
Действие фильма «Черный телефон» разворачивается в пролетарском городке, где насилие повсеместно и где орудует маньяк, который крадет и убивает детей. Об этом злодее с черными-черными воздушными шарами в черном-черном фургоне ходят легенды, которым наш герой, пугливый школьник, охотно верит, поэтому лишний раз не произносит имя маньяка. Не трус, но боюсь. Парнишку задирают хулиганы, дома ждет жестокий отец-пьяница, мать давно покончила с собой, а самым верным другом является младшая сестра, которую отец беспощадно лупит ремнем, потому что она видит вещие сны. «Сияющей» девочке снится тот самый маньяк в маске в стиле театра кабуки.
В мистическом триллере Скотта Дерриксона нет ни тайны, ни ужаса, хотя режиссер умудряется мало-мальски нагнать жути. «Черный телефон» сделан по-кинговски. Чувствуется не только «Оно» и «Сияние», но и «Кошмар на улице Вязов», а также «Молчание ягнят», особенно в конце. Видно влияние того же «Синистера», где Итан Хоук сыграл автора детективов, который расследует загадочные убийства. Между прочим, там тоже убивали детей и проявлялись духи.
Что ж, смысл фильма становится очевидным, когда похищают главного героя, а сам злодей, заперев ребенка в подвале, где только матрас, унитаз и телефон, ничего не делает. Он не мучает, не унижает, не насилует и не избивает мальчишку, и лишь спускается к нему с омлетом и газировкой. Похититель оставляет дверь открытой, надеясь, что паренек решится на побег. Вроде не педофил, но любит извращенные игры. Однако любая попытка бегства оборачивается провалом, потому что весь замысел истории в том, что ребенок должен побороть страх и сопротивляться злу, сорвав с него маску. Все равно в подвале никто не услышит его крика.
Школьники мимоходом вспоминают «Техасскую резню бензопилой», но фильм Дерриксона далек от родоначальника всех слэшеров, несмотря на переход на зернистую пленку – метод, который он применил в «Синистере». Хоррор ослаблен бедностью сюжета, поэтому он держится разве что на впечатляюще тревожном Итане Хоуке. Кто бы мог подумать, что актер линклейтеровских драм однажды сыграет детоубийцу с ремнем.
Невзирая на какую-никакую атмосферу, «Черный телефон» оказался классической страшилкой о похищенном ребенке, который вынужден одолеть зло, заманив чудовище в ловушку, как в сказке. Ничего непознаваемого. А как только похититель уходит, телефон с перерезанным проводом звонит, и духи бесследно исчезнувших детей обретают плоть. Мальчик, чей разум одолевают страхи, прислушивается к голосам с того света и старается удрать от маньяка, который так и остается загадкой.
В тему: Почему «Молчание ягнят» – великое кино