На первом за десять лет альбоме The Mars Volta обманули ожидания многих поклонников, особенно давних. Когда-то группа была чуть ли не лицом современного прогрессивного рока. Теперь же их звук стал мягче, структура песен – проще, а тексты – понятнее. The Mars Volta «обновили» самих себя, отказавшись от собственноручно придуманных правил. Легкой эта музыка может показаться только при поверхностном прослушивании: она все еще сложная и серьезная – просто не такая «тяжелая», как раньше.
Новости о возвращении The Mars Volta поначалу обрадовали всех. Однако с выходом первого сингла «Blacklight Shine» позитив сменился разочарованием, что группа уже «не та» и не похожа на саму себя. Действительно, хитроумные конструкции и внушительные риффы остались в прошлом – теперь участников The Mars Volta потянуло в сторону соула, латиноамериканских ритмов и поп-музыки. Фанатам «старых» прог-роковых The Mars Volta не так-то просто это принять.
Гитарист Омар Родригес-Лопес считает, что подобный альбом – самый революционный поступок, на который они способны. А вокалист Седрик Бикслер-Завала признался, что при записи он ориентировался на Дэвида Боуи, Фила Коллинза, Питера Гэбриела и фронтмена рок-группы The Jam Пола Уэллера. В дискографии всех этих музыкантов есть и откровенно экспериментальные работы, и более мейнстримовые, нашедшие успех у широкой аудитории. Бикслер-Завала отметил:
«Я ищу ту серую зону, где начинается поп-музыка, но их прежнее собственное "я" остается на месте».
Он напомнил, что после распада The Jam Уэллер стал искать себя в других жанрах, хотя прежние фанаты группы не всегда положительно на это реагировали. По мнению Завалы, нельзя вгонять себя в рамки одного жанра – надо, наоборот, идти дальше, даже несмотря на негатив от слушателей. Все-таки поп-альбом – не «самый революционный поступок» The Mars Volta, однако смелость в таком решении есть, и она вызывает уважение.
При первом или невнимательном прослушивании «The Mars Volta» может показаться качественным, хотя и непримечательным альбомом. Но столь талантливые и изобретательные люди, как The Mars Volta, конечно, подошли к идее «поп-альбома» по-своему. При всем очевидном «опопсении», их новые песни невозможно представить ни в каких возможных поп-плейлистах, да даже поп-роковых. Они слишком сложные для массового слушателя, который как минимум привык к четкой куплетно-припевной структуре треков. Вместе с тем длинные звуковые «лабиринты» с предыдущих альбомов исчезли. Новый альбом – именно что «облегченная», «попсовая» версия The Mars Volta, но это все еще The Mars Volta.
Сменились не только звучание и концепция, но и тексты песен – они стали более понятными, конкретными. На это в том числе повлияли условия, в которых они были написаны. Вокалист и автор текстов группы Седрик Бикслер-Завала сейчас очень переживает за свою супругу – актрису и модель Крисси Карнелл Бикслер. С 2017 года она судится с актером Дэнни Мастерсоном и церковью саентологии, выдвинув обвинения в изнасиловании и вмешательстве в ее личную жизнь. Иск подали четыре женщины, включая саму Бисклер – она заявила, что Мастерсон неоднократно насиловал ее в 2001 и 2002 годах, а также давал ей наркотики. Седрик Бикслер-Завала, некогда сам бывший саентологом, но вышедший из движения после того, как узнал о произошедшем с женой, теперь боится преследований со стороны церкви. Он рассказывал, что приверженцы движения в целях устрашения отравили крысиным ядом двух его питомцев в 2020 году. Дело по иску Крисси Карнелл Бикслер не закрыто до сих пор – следующее слушание назначено на 11 октября.
В целях безопасности Седрик Бикслер-Завала даже обменивался черновиками с Омаром Родригесом-Лопесом через компакт-диски, а не через облачное хранилище. И если вслушаться в тексты песен с «The Mars Volta», совершенно очевидно, что они серьезные. Так, в «Blacklight Shine» музыканты отстаивают собственную идентичность, выступая против несправедливости американской системы – оба участника группы имеют латиноамериканское происхождение. То же можно сказать и про «Graveyard Love», снятый в Пуэрто-Рико клип на песню прямо иллюстрирует точку зрения группы. В «Vigil» и «Cerulea» Завала выражает поддержку жене – во всяком случае, в них есть слова и словосочетания, намекающие на это. Подтекст других песен раскрыть не так просто. Однако сам Седрик Бикслер-Завала сказал, что он рассуждает о конкретных вещах, которые его волнуют.
The Mars Volta назвали альбом своим именем – для них это что-то вроде «чистого листа», перезапуска. Они пошли на риск, заранее понимая, что оценят его не все: фанаты поп-музыки ими все равно не заинтересуются, а часть старых поклонников отвернется. Результат вышел потрясающим – группа действительно двинулась в сторону мейнстрима, но не в откровенную попсу, и сохранила свое лицо. «The Mars Volta» – альбом легкий только на первый взгляд, и нелегкий, чтобы понять его без внимательного прослушивания. Если слушателя такое не пугает, то эта пластинка настоятельно рекомендуется для прослушивания.