​5 книг Сергея Лукьяненко, которые заслуживают качественной экранизации

Не только «Дозоры».

«Рыцари Сорока Островов»

Обложка книги «Рыцари Сорока Островов»

Первый из романов Сергея Лукьяненко обратил на себя внимание вскоре после выхода в 1992 году и принес создателю престижную литературную премию «Аэлита». Именно в «Рыцарях Сорока Островов», как нигде, видна своего рода преемственность в подростковой фантастике. Книга, начинавшаяся как пародия на миры Владислава Крапивина, быстро превратилась в историю, в которой будущие лидеры человечества вынуждены сражаться друг с другом, жестко реализуя концепцию естественного отбора. Подобная боевая фантастика, представляющая собой оригинальную смесь из «Голодных игр», «Повелителя мух» и «Игры Эндера» (плюс тот же Крапивин), как нам кажется, вполне могла бы понравиться и зрителю, решись кто-нибудь «выбить» масштабный бюджет на спецэффекты и антураж. Хотя шум вокруг «Чебурашки» и «Чука и Гека» пока еще не убедил продюсеров в серьезном нереализованном потенциале детского и околодетского кино. Хотя кто знает, что будет дальше?


«Осенние визиты»

Обложка книги «Осенние визиты»

Как и «Рыцари Сорока Островов», роман Сергея Лукьяненко 1997 года «Осенние визиты» весьма кинематографичен. История «визитеров», представляющих разные грани человеческого существования и призванных биться за влияние на путь развития страны, представляет собой социальную фантастику – так определил сам автор – с элементами боевика и даже хоррора. Некоторые высказанные здесь идеи затем отзовутся в «Ночном Дозоре» (1998), да и герои «Осенних визитов» тоже не всегда однозначны. Женщина-олицетворение Доброты начинает с убийства, творческую составляющую представляет писатель, вынужденный «мастырить» по три романа в год, а депутат-олицетворение Власти не брезгует нанимать киллеров ради осуществления «имперской» программы. Зачин книги странноват и вяловат – но, как и его зарубежный коллега Стивен Кинг, Лукьяненко запрягает только для того, чтобы сорваться если не в карьер, то в галоп. Обманчиво-неспешная динамика позволяет сосредоточиться на атмосфере и характерах, а попутно и заставляет задуматься.

Надо сказать, что роман «Осенние визиты» уже экранизирован в 2020-2021 годах независимой студией из Владивостока по благословению самого автора. Первые серии мини-сериала из восьми эпизодов активно гуляют по Сети. Однако, на наш взгляд, больший бюджет и раскрутка пошли бы только на пользу сериалу, первоисточник которого стал еще и памятником эпохе 90-х с ларьками, модемным Интернетом и кассетными плеерами.


«Мальчик и Тьма»

Обложка книги «Мальчик и Тьма»

Роман Сергея Лукьяненко «Мальчик и Тьма» (1997) стал переходом от сюжетных схем в духе Крапивина к собственным размышлениям о добре и зле и построениям, предвосхищающим все тот же «Ночной Дозор». История путешествия мальчика Даньки и Солнечного Котенка могла показаться сказочной историей, если бы не моральный релятивизм встречающихся им противников Тьмы. Им ничего не стоит выколоть глаза ослушавшемуся приказа ребенку или продать солнце своего мира торговцам. Вероятно, именно нежелание следовать по стопам «Ночного Дозора» и отнюдь не предназначенные для детских глаз сцены и повлияли на то, что уже анонсированный в 2009 году анимационный проект по роману был заморожен, как и большинство других экранизаций в этой подборке. Но что может быть более подходящим для мультфильма, нежели история путешествий, дружбы и взросления на фоне опасностей? Да и российской анимации давно пора преодолеть инерцию франшиз на основе былин и сказок.


«Лабиринт отражений»

Обложка книги «Лабиринт отражений»

Книга «Лабиринт отражений» (1997) – точнее, трилогия, с романами «Фальшивые зеркала» (1999) и «Прозрачные витражи» (2002) – Сергея Лукьяненко стала культовой настолько, что удостоилась пародии в той же серии «Звездный лабиринт», где выходили книги и самого Лукьяненко. На этот раз писатель внес свою лепту в жанр киберпанка, предложив читателю концепцию Глубины – виртуальной реальности, практически не отличимой от реального мира, и это за 15 лет до «Первому игроку приготовиться» (2011). История так называемого дайвера Леонида – человека, способного, в отличие от обычных людей, по своему желанию входить в Глубину и выходить из нее – строится на его путешествиях по виртуальному городу Диптауну и попытках вытащить из Глубины неудачника-дайвера, застрявшего в игре «Doom». И там, где Уильям Гибсон «запилил» бы фирменную мрачную драму а-ля «Нейромант», Лукьяненко смешивает киберпанк, фантастику, историю любви, приключения и ту же драму: дайвер, слишком долго бывший в виртуальном мире, теряет способность отличать виртуальный мир от реального. Открывающая первый роман сцена ухода хакера от погони на сером волке невольно заставляет вспомнить как минимум франшизу «Последний богатырь» (2017-2021), а обаятельный образ хакера Падлы во втором романе «Фальшивые зеркала» напоминает, что, несмотря на Глубину, действие книги происходит все в те же 1990-е с их «купите пива и обратитесь к знакомому программисту». Жаль, что наш ответ истории Эрнста Клайна и Стивена Спилберга пока не снят.


«Черновик» и «Чистовик»

Обложка дилогии «Функционал», в которую входят романы «Черновик» и «Чистовик»

Экранизацию 2018 года первого романа дилогии «Функционал» «Черновик» (2005) не ругал только ленивый – впрочем, разбор полетов на этот счет тема для отдельного разговора. Стоило ли переносить историю «Черновика» на экран дословно? Может быть, и нет: практика показывает, что слишком четкое следование первоисточнику превращает экранизацию в набор иллюстраций. Однако и работа писателя вышла слишком тщательной, чтобы пренебрегать ею. Боевка, драма, яркие главные и второстепенные герои во главе с кузнечихой Василисой, альтернативная история в разных мирах, фантастика, эффектно выстроенные параллельные миры, внимание к деталям и динамизм повествования… Словом, будь экранизация «Черновика» ближе к оригиналу, она только выиграла. А там и до экранизации романа «Чистовик» (2007) было бы недалеко.

Читайте также