10 августа исполняется 77 лет любимому советскому и российскому актеру, режиссеру, сценаристу и писателю — Вениамину Борисовичу Смехову. По такому случаю вспоминаем несколько любопытных фактов из его обширной творческой - и не только - биографии.
В детстве Вениамин Смехов мечтал стать шофером: по воспоминаниям актера, тогда он «строил» из круглых венских стульев «кабину» и рулил, заправски «бибикая» и «поддавая газу». Потом он заинтересовался литературой, особенно поэзией, а уже будучи участником драмкружка при Дворце пионеров Дзержинского района г. Москвы понял, что ему нравится именно читать стихи и играть на сцене.В 1957 году, вопреки воле родителей, считавших, что актерством на жизнь не заработаешь, Вениамин Смехов поступил в Театральное училище им. Б. В. Щукина на курс, который вел Владимир Этуш.
В театральном училище Вениамин Смехов «раскрылся» не сразу – природная застенчивость актера сыграла с ним злую шутку, выходя на сцену, он терялся и не отыгрывал роли так, как надо. Владимир Этуш, решивший, что ничего толкового из этого студента не выйдет, настаивал на его отчислении и рекомендовал ему пойти в математики, чтобы «не тратить в пустую свой мудреный рационализм». Однако по окончании первого курса Смехова не отчислили, а дали ему «испытательный срок» и возможность посещать занятия в качестве вольнослушателя. В 1959 году Вениамин Смехов снова стал студентом – он сумел побороть стеснительность и решил во что бы то ни стало стать первоклассным актером. Принимавший у Смехова экзамен по актерскому мастерству Этуш был так впечатлен переменами в студенте, что поставил ему «отлично» - несмотря на то, что ранее отстаивал решение отчислить его.
В начале 1960-х годов, безуспешно пытаясь найти работу, Вениамин Смехов всерьез подумывал уйти из актеров в литераторы. Он даже придумал тему диссертации, которую собирался написать и защитить в Институте мировой литературы – «Перевоплощение Пушкина». Однако вскоре он был принят в Московский театр драмы и комедии, который спустя пять лет, после реорганизации и прихода на должность режиссера Юрия Любимова, стал называться Московский театр драмы и комедии на Таганке, в народе – просто Театр на Таганке.
Вениамин Смехов в течение двух десятилетий был — и остается — одним из главных актеров Театра на Таганке, где сыграл свыше 30 ролей. Особенно театралам запомнилась роль инфернального Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» по одноименному произведению Михаила Булгакова.
Отечественному зрителю он больше всего известен по роли Атоса, графа де Ла Фер, из фильмов о трех мушкетерах. Немногословный и чуть печальный Атос стал символом благородства и сдержанной мужественности для многих поколений зрителей.
Любопытно, что сняться в ленте «Д’Артаньян и три мушкетера» Вениамин Смехов решил из-за своей старшей дочери Елены, которая очень любила это произведение Александра Дюма и, дочитывая его, тут же начинала читать сначала. Актер говорил:
«У меня не было другого выхода, как сняться, чтобы моя любимая дочь прекратила это безобразие».
Однако Вениамин Борисович не только сам играет, но и режиссирует спектакли, пишет сценарии, снимает телевизионные и документальные фильмы. В 2013 году в Театре на Таганке состоялась премьера поставленного им поэтического представления «Нет лет» по стихам Евгения Евтушенко.
С поэзией у Смехова вообще очень хорошие отношения — он известен как прекрасный чтец стихов Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хармса и многих других.
Актер уделяет большое внимание аудиокнигам — он записал большое количество как серьезных взрослых («Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Вий» Николая Гоголя, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя), так и детских произведений — «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, «Архимед" Вовки Грушина"» Юрия Сотника, «Как я расту» Агнии Барто. Все они выпущены Издательским домом «СОЮЗ».
Любовь к персидской поэзии и стихосложению в свое время вылилась у Вениамина Смехова в замечательный музыкальный спектакль, «итог разгильдяйских капустников» — «Али-Баба и сорок разбойников». В 1983 году вышел фильм «Али-Баба и сорок разбойников» с Вениамином Смеховым в роли Мустафы – эта картина стала киноадаптацией ранее созданной музыкальной театральной постановки, здесь Смехов также выступил в качестве автора сценария и текста песен.
Немногие знают, что голосом актера говорят герои некоторых мультфильмов — адмирал из «Приключений капитана Врунгеля» и Бастинда из «Волшебника Изумрудного города».
Воспоминаниями о работе в театре и памятью о многих важных людях (Владимире Высоцком, Юрии Любимове…), Смехов делится в автобиографических книгах. Например, в книге «Когда я был Атосом».
Вениамин Смехов говорит, что из «чисто мужских» занятий он больше всего любит две вещи – мытье посуды и таскание тяжестей. Он шутит:
«Я носил на руках очень много женщин и детей, телевизоров и автомобилей».
Одно из увлечений Вениамина Смехова – автомобили. Как-то во время пребывания в США он купил двухдверную японскую Subaru и отправился в «автомобильный вояж» из Колорадо в Канаду. Таким образом Смехов в сопровождении жены Галины проехал более 25 тысяч миль, чем очень гордится.
И хотя Вениамин Смехов считает, что в кино он себя уже «отыграл», он признается, что наверняка бы принял предложения сыграть у Милоша Формана, Валерия Тодоровского или Никиты Михалкова. Также Смехов когда-то мечтал сняться у Элема Климова.
Вениамин Смехов коллекционирует фотографии, на которых он в шутку «душит» своих коллег по актерскому цеху. Начало этой необычной коллекции положил снимок с Владимиром Высоцким: летом 1972 года Смехов, Высоцкий и другие актеры Театра на Таганке гуляли по Ленинграду, куда они приехали на гастроли. Актер и композитор Анатолий Васильев делал фотографии. Когда объектив направился в сторону Владимира Высоцкого, стоявший рядом Смехов, поняв, что просто позировать будет скучно, схватил того за шею и сделал «коварное лицо». Высоцкий, строя из себя «жертву», смеялся и приговаривал: «Души, души!». В дальнейшем коллекцию «душительных» снимков Вениамина Смехова пополнили Алексей Петренко, Михаил Боярский, Георгий Юнгвальд-Хилькевич и многие другие. Сам Смехов называет ее «Компания задушевных друзей».