Сами музыканты называют «But Here We Are» «первой главой в новой жизни группы и свидетельством исцеляющей силы музыки, дружбы и семьи» – в марте прошлого года в 50-летнем возрасте скончался барабанщик Foo Fighters Тейлор Хокинс. Слово «семья» используется не только в переносном, но и в прямом смысле: в песне «Show Me How» звучит голос 17-летней Вайолет Грол, дочери Дэйва Грола. В композиции «The Teacher» музыкант вспоминает свою мать – Вирджинию Грол, также ушедшую из жизни в 2022-м – в августе, спустя пять месяцев после смерти Тейлора Хокинса. Она была учительницей, отсюда и название песни, «Учительница». В заключительной «Rest» Грол обращается ко всем близким людям, которых он потерял – есть предположения, что, помимо матери и Хокинса, он вспоминает Курта Кобейна.
Когда-то давно, 30 лет назад, Дэйв Грол был барабанщиком Nirvana. Foo Fighters он основал в 1994 году, после смерти Кобейна. Точнее, он записал несколько песен под псевдонимом Foo Fighters и собирался выпустить их анонимно, однако треки заинтересовали лейблы, после чего Грол решился все же собрать группу. Тогда он пережил жуткое потрясение и невероятную потерю, но стал искать пути выхода и действительно начал новую жизнь. Пересечения с Nirvana на этом не заканчиваются. На «But Here We Are» Дэйв Грол сам записал все барабанные партии. Также участники Foo Fighters сравнивали новый альбом с их дебютным релизом, «Foo Fighters» (1995), но предупреждали о важном отличии: «на новой пластинке отразились десятилетия зрелости и глубины».
По звучанию альбомы действительно похожи, с учетом 28-летней разницы в датах выхода: «Foo Fighters» – бодрее, «But Here We Are» – взрослее. Замечание насчет глубины тоже верное: Дэйв Грол признавался, что большая часть текстов с первого альбома была написана за 20 минут до начала записи материала и что из-за смерти Курта Кобейна ему хотелось сказать слишком много. Поэтому он намеренно написал бессмысленные строчки на скорую руку, хоть и подчеркнул, что они все равно так или иначе отражали его тогдашнее состояние. В «But Here We Are» этого уже нет: Foo Fighters вовсю рефлексируют по поводу происходящего. Голос Дэйва Грола то доходит до истошного крика в заглавном треке «But Here We Are», то обманчиво отстранен и спокоен в куплете «Nothing at All» – чтобы затем снова перейти на крик. Он пытается справиться со смертью Тейлора Хокинса, но также сам понимает, что, возможно, он не сможет смириться с этим до конца. В первой минуте «Beyond Me» вокал, наоборот, непривычно тихий, вплоть до шепота, а потом становится сильнее. Так же устроены и упоминавшиеся выше композиции «The Teacher» и «Rest». Это показывает спектр переживаний Дэйва Грола, потерявшего сразу двух близких людей: с одной стороны, он старается спокойно рассуждать и принять ситуацию, с другой – такие вещи сложно принять. Как бы человек ни пытался держаться, это у него получается лишь до поры до времени. В «Hearing Voices» он выражает отчаянное желание хотя бы еще раз услышать голос близкого, который уже никогда не вернется.
«But Here We Are» напрашивается на сравнение с «Memento Mori» Depeche Mode, вышедшим в конце марта и создававшимся при похожих обстоятельствах – в 2022-м умер клавишник Depeche Mode Энди Флетчер. У них есть сходство в эмоциональности подачи и глубоком внутреннем копании – подобные события всегда оставляют свой отпечаток. Кроме этого, в обоих альбомах проглядывается желание жить дальше: жизнь хрупка, нужно держаться за нее и продолжать идти вперед, несмотря на что. В остальном, конечно, пластинки, как и их авторы, не похожи: «Memento Mori» – мрачная и местами трагичная, «But Here We Are» – более меланхоличная, открытая. Показательны даже названия релизов: «Помни о смерти» против «Но вот мы здесь». Обложки у них тоже разные: у Depeche Mode черная с цветами и белыми крыльями, у Foo Fighters – белый квадрат с еле заметной полосой. Обложка «But Here We Are» как бы подтверждает слова музыкантов о новом этапе в жизни группы: им тяжело, они, возможно, до сих пор не готовы окончательно поверить в произошедшее. И вместе с тем они стремятся с помощью музыки дать волю переполняющим их чувствам, выговориться и помочь друг другу. В жизни Foo Fighters случились сразу две трагедии, но творчество и взаимная поддержка помогли им это пережить. В результате у группы вышел более сильный альбом, чем предыдущий «Medicine at Midnight» (2021). «Medicine at Midnight» был хорош – это, скорее, говорит о том, что «But Here We Are» особенно выделяется в дискографии группы. Слушатель может не понимать, о чем поет Дэйв Грол, но интонации в его голосе говорят за себя: не может человек так кричать без причины.
В мире существует огромное количество качественно записанной музыки, которая не вызывает никакого отклика в душе. Настоящее искусство – не столько про технические приемы, сколько про человеческие истории, размышления и переживания. В рецензиях на «But Here We Are» его назвали «достойным трибьютом Хокинсу» и «посвящением, совмещенным с прощанием» – тут не поспоришь. Foo Fighters отдают дань другу и стараются жить дальше. Это альбом с сильной эмоциональной составляющей и с важным посылом. «But Here We Are» уже смело можно назвать одним из лучших рок-релизов 2023-го.