Джон Крамер (Тобин Белл) и его ученица Аманда Янг (Шоуни Смит) погибли еще в «Пиле 3» (2006) – в последующих частях они возвращались лишь во флэшбеках. Действие «Пилы 10» разворачивается между событиями двух первых «Пил» (2004, 2005), поэтому почившие оказываются в центре внимания. Больной раком Крамер отправляется в Мексику на лечение к доктору Сесилии Педерсон (Сюнневе Макоди Лунд), практикующей экспериментальные методы. Ему делают операцию в секретной клинике на заброшенном химзаводе, затем вручают колбочки с чудодейственным средством и отпускают наслаждаться вторым шансом на жизнь.
Однако вскоре выясняется, что никакой операции не было – на пораженной опухолью голове Крамера нет ни шрама. Разгневанный Конструктор бросается искать лже-целителей, чтобы подвергнуть их собственному правосудию. Крамер и Аманда похищают Сесилию и ее сообщников и заставляют их сыграть в новые игры на выживание – на том самом химзаводе. Одно из наиболее личных испытаний для Крамера оборачивается кровавым фейерверком, от которого жертвам больно, а нам мерзко и страшно.
«Пила 10» вернула на экраны дуэт Крамера и Аманды. 80-летний Тобин Белл и 53-летняя Шоуни Смит – столько им было на момент съемок, сейчас на год старше – играют свои версии почти 20-летней давности, и это видно. Хорошо, что создатели не стали «омолаживать» актеров мыльными цифровыми копиями – пусть это останется в «Звездных войнах». Возраст Белла и Смит более-менее скрывали грим, темные локации и болезнь Крамера, но все равно обмануть глаз зрителя не удалось. Хитрить, впрочем, и не нужно – достоверная игра артистов куда убедительнее жирного грима или компьютерной графики. За просмотром узнаешь тех самых безумных, принципиальных и в то же время печальных Крамера и Аманду, между которыми установились почти родственные отношения. Даже сопереживаешь им, хотя уже известно, как сложится их судьба.
Крамер в «Пиле 10» раскрывает душу и показывает, что он может быть не только хладнокровным убийцей с идеальными планами, но и ранимым, отчаявшимся человеком, который злится и допускает роковые ошибки. Первые полчаса хронометража целиком посвящены переживаниям Крамера и его попытке ухватиться за призрачный шанс спастись. Таким Конструктора еще не видел никто, что делает новую «Пилу» интимной в плане его истории. К тому же одна из жертв неожиданно дает ему жесткий отпор и в лицо заявляет, что он лицемер. Фанаты давно обсуждают противоречивость поступков Крамера, и «Пила 10» сталкивает маньяка с этой истиной.
Ловушки в «Пиле 10» кошмарны – особенно две из них, с проволочной пилой Джильи и электрическим стулом. Крови пролилось много. Во время просмотра морщишься, вздрагиваешь, а особо впечатлительные могут словить приступ тошноты. Для «Пилы» это нормально. Тем не менее, как и в истории Крамера, тут есть важное отталкивающе противоречие. Авторы «Пилы 10» вдохновлялись средневековыми пытками – и перестарались, потому что прежние игры превратились в банальные садистские издевательства в духе «Коллекционера» (2009) и «Хостела» (2005). Острых ощущений получаешь массу, даже переживаешь за игроков, когда они вроде побеждают, но таймер неумолимо мчится к отметке «00:00». Однако в «Пиле 10» больше именно кровищи, чем азарта от игры на выживание – жути в фильме хватает, а вот «пильного» адреналина с хитроумными задумками Конструктора маловато.
«Пила 10» тревожит всего в нескольких моментах, особенно когда игра Крамера идет не по плану и принимает неожиданный даже для него – и уж тем более для нас – оборот. Зрелище выдается напряженным, хотя все-таки проигрывает лучшим частям франшизы. Во многом так происходит из-за нехватки умопомрачительной тайны, которую в «Пилах» всегда сопровождали фирменной музыкальной темой. В «Пиле 10» эта фишка есть, секреты подаются в развязке, с фанфарами и кровью. Некоторые тайны и впрямь сложно предугадать, но того, что может прямо-таки поразить, здесь мало. После ожившего «трупа» Крамера в первой «Пиле» и разоблачения Аманды как ученицы Конструктора в «Пиле 2» создателям стало сложнее удивлять, и они компенсируют это за счет «мясного» экшена и череды необходимых для развития сюжета «ленивых» случайностей.
Близкое знакомство с Крамером понижает градус напряжения, но оно того стоит. Он лично выходит к игрокам на площадку, плачет в трогательной совместной сцене с Амандой и мило общается с мальчишкой, который напоминает ему о нерожденном сыне. Это что-то новенькое для франшизы: прежде Конструктор был лишь зловещей, таинственной фигурой в тени – печальной, и при этом с угрожающим «Игра началась». Мы и раньше знали о трагической судьбе Крамера, а теперь глубже погрузились в характер того, кто стоит за играми.
В «Пиле 10» есть сцена после титров – она и пара так и не раскрытых тайн вселенной указывают, что во франшизе будет еще как минимум одна часть. В 10 главе режиссер Кевин Гротерт («Пила 6», «Пила 3D») рассказал эмоциональную и необходимую для лучшего знакомства с Крамером историю, в которой много от классической «Пилы» – камерная обстановка, грубые самодельные ловушки и линейная динамичная страшилка со множеством твистов. Есть и привычные рассуждения о человечности, которые в устах Крамера как жертвы аферистов стали звучать иначе. Злой и обиженный Конструктор впечатляет уже не так, как отстраненный и хладнокровный манипулятор, однако это что-то освежающе новое. После провальной «Пилы: Спираль» (2021) Гротерт сделал уверенный шаг к возвращению «той самой» «Пилы». Остается надеяться, что в «Пиле 11» сохранят не только атмосферу серии, но и соорудят головоломку в духе истоков.
Разбор фильма со спойлерами: «Пила 10» – объяснение концовки и сцены после титров, что будет в «Пиле 11»