«Гудини: Нерассказанная история» (1976)
Долгое время короткометражный 30-секундный фильм «Гудини» Тима Бертона считался утерянным. Легенда гласит, что Бертон снял эту короткометражку специально для одного преподавателя, чтобы не делать отчет о прочтении учебника. Неизвестно, принял ли работу преподаватель.
«По следам монстра-сельдерея» (1979)
Об этой короткометражке, уцелевшей частями, успел забыть сам Тим Бертон – когда в интервью у него спросили, что такое Stalk of the Celery Monster, он после нескольких подсказок журналиста вспомнил, что «баловался такими зарисовками во время учебы в Калифорнийском университете искусств». Короткометражный мультфильм, снятый на пленку 8 мм и полностью нарисованный карандашами, долгое время считался утраченным и неожиданно нарисовался в сети только в 2006 году, когда из ниоткуда появился в эфире испанского телевидения. По склеенным обрывкам совершенно невозможно понять сюжет – известно только, что кровожадный стоматолог-садист проводит какие-то бесчеловечные эксперименты над своими пациентами, а помогает ему впечатлительный помощник-недотепа.
«Винсент» (1982)
Одна из первых крупных короткометражных работ Тима Бертона, в которой, к слову, угадываются некоторые моменты из биографии режиссера. Мальчик Винсент Маллое – самый обыкновеный подросток, у которого, однако, есть самые необыкновенные мечты. В своих грезах он видит себя злым гением, у которого есть собственный музей ужасающих восковых фигур, собака-зомби и красавица-жена, погребенная заживо. В конце этого мини-фильма непонятый миром Винсент в гордом одиночестве «умирает» в заточении, цитируя «Ворона» Эдгара Аллана По: «Из расплывшейся по полу тени, душа моя вверх полетит / уж никогда!»
Мультфильм, изначально предполагавшийся цветным, Бертон решил сделать в черно-белом ключе – чтобы подчеркнуть атмосферу. Сейчас поклонники Бертона называют «Винсента» работой, которая задала тон дальнейшему творчеству режиссера. Кстати, даже кошка с первых кадров «Винсента» затем мелькала в других работах Бертона - «Кошмар перед Рождеством», «Труп Невесты», «Франкенвини».
«Гензель и Гретель» (1982)
Самый первый телефильм Тима Бертона, который он снимал для японского отделения студии Disney - именно поэтому все роли в этой версии сказки братьев Гримм исполнили азиаты. Фильм, однако, транслировался в эфире всего один раз, в ночь на Хэллоуин, и его аудитория была настолько маленькой, что его назвали неудачным и положили на полку, так что долгое время он считался утерянным.
Бертоновская – да еще и японская - версия сказки «Гензель и Гретель», хотя и непривычна для «европейского» взгляда, но во всех смыслах удивительна: с первых кадров впечатляет узнаваемая (сейчас уже) визуальная составляющая фильма, затем – игрушки-роботы-трансформеры самых необыкновенных форм и окрасов, а потом и то, как именно эти чудесные восточные дети побеждают зло (видимо, чтобы понятнее было целевой аудитории). Кстати, внешний вид колдуна-антагониста в какие-то моменты подозрительно напоминает Джонни Деппа в роли Вилли Вонки, как и дом колдуна можно спокойно соотнести с шоколадными цехами шоколадной фабрики, которая случилась в творчестве Бертона много позже – в 2005 году.
«Луау» (1982)
Авангард и психоделика – вот что такое фильм «Луау»*. Когда режиссеры Тим Бертон и Джерри Рис снимали эту короткометражку – а происходило это во время десятимесячной забастовки аниматоров студии Disney в 1982 году, и все задействованные люди в этой ленте «диснеевцы», – они задались странной творческой целью сделать такой фильм, который был бы вообще не понятен зрителю. С задачей они справились блестяще: как только происходящие на экране диалоги за звание «Кахуна» или монологи головы инопланетянина становятся понятны зрителю, действие резко меняется, смешиваясь с другими кадрами и повышая градус абсурда. «Луау» стал последним «независимым» фильмом Бертона. И, пожалуй, самым психоделичным.
*Луау – название праздника в гавайском стиле, изначально – праздник плодородия, широко отмечаемый на Гавайях.
«Франкенвини» (1984)
Относительно известная ранняя короткометражка Бертона, за которую, однако, он в свое время был уволен со студии Disney с формулировкой «пустая трата рабочего времени и денег». Продюсеры посчитали, что история о воскрешении пса оставит у детей мрачные впечатления. Вернее, даже не посчитали, а были уверены – якобы дети на показах «Франкенвини» плакали, хотя Бертон считал, что плакали дети от просмотра «Пиноккио». Руководство Disney на вопрос режиссера о возможности перемонтировать ленту лишь отмахнулось – всё в этой короткометражке было не так, тут не помог бы никакой монтаж.
Вдохновлен «Франкенвини» был не только фильмами Джеймса Уэйла «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна», где играли Борис Карлофф и Эльза Лачерстер, но и гибелью собственного пса Бертона. Вышел в прокат «Франкенвини» - и поэтому он более-менее известен – лишь восемь лет спустя, накануне премьеры мультфильма «Кошмар перед Рождеством». И то прокатная версия была сильно «отцензурирована» ради поддержки «светлого» имиджа студии Disney.
Кстати, главный актер – пес Спарки – позже снялся в фильме Дэвида Линча «Синий бархат».
«Банка» (1986)
Одна из серий детективного сериала «Альфред Хичкок представляет», выпускавшегося в США в конце 80-х. Тим Бертон был приглашен для съемок серии под названием «Банка» по одноименной (The Jar) истории Рэя Бредбери. Для Бертона съемки этого мини-фильма выдались сложными, потому что, по его же словам, «приходилось много всего контролировать и много за что отвечать». Для режиссера съемки «Банки» (в русском переводе также «Горшок») были весьма полезными в плане опыта, но очень стеснительными из-за множества ограничений, в том числе стилистических.
Альфред Хичкок, представляющий серию, стоя в бутылке, - настоящий, хотя он и умер задолго до съемок. Создателями были использованы архивные записи выступлений Хичкока, которые раскрасили и «поместили» в бутылку.
«Аладдин и его волшебная лампа» (1986)
Тим Бертон снимал этот 47-минутный фильм для популярного в свое время американского сериала «Faerie Tale Theatre» - «Аладдин» должен был стать одной из серий. Однако ни режиссер, ни канал CBS/Fox результатом довольны не были. Бертону пришлось снимать все в очень сжатые сроки, он даже не успел толком продумать все сцены, из-за чего почерка режиссера тут практически не заметно. Руководство CBS/Fox же было полно самых высоких ожиданий, так как они пригласили на съемки звезду «Стартрека» Леонарда Нимоя, Джеймса Эрла Джонса, когда-то озвучившего Дарта Вейдера в «Звездных войнах», и актрису Шелли Дюваль, известную по роли Венди Торренс из «Сияния» Кубрика. В итоге бертоновского «Аладдина» в эфире показали всего один раз, после чего забыли, как страшный сон. Долгое время фильм считался утраченным, и «воскрес» только спустя 20 лет.
Кстати, изображения, которые видит Аладдин в волшебной пещере, спустя много лет увидит незабвенный Икабод Крейн, герой «Сонной лощины» - в фильме Бертона 1999 года такие же тени отбрасывает вращающийся ночник.
«Стейнбой» (2000)
Шестисерийный мультфильм «Стейнбой» - или «Мальчик-пятно и его мир» - появился из стихотворений, которые сочинял Тим Бертон. Главный герой, мальчик по имени Стейнбой, в детстве остался без родителей – те отказались от него, сославшись на то, что им не нужен сын-фрик. Однако дальше судьба Стейнбоя приняла еще более странный поворот: в его жизнь ворвался сержант Дэйл, который определил мальчика на службу в полицию. В качестве стража порядка Стейнбой должен отлавливать таких же фриков, как и он сам…
Клипы группы The Killers (2009 и 2012)
В послужном списке Тима Бертона есть и работа с музыкальными группами – так, режиссер снял для британцев The Killers целых два клипа, которые хоть и не идут с заставкой TIM BURTON, но в них легко узнается рука режиссера. Так, главные герои ролика «Bones» - как и сами музыканты – буквально становятся скелетами, которые играют на музыкальных инструментах, поют, смотрят кино, целуются и вообще чувствуют себя в таком виде вполне комфортно. Клип на песню «Here With Me» в некоторых моментах схож с «Винсентом» Бертона - главный герой без ума влюбляется в восковую фигуру Вайноны Райдер и оживляет ее в мечтах.