В начале января в Атланте стартовали съемки заключительного, пятого по счету сезона сериала «Очень странные дела». О его сюжете пока можно говорить лишь предположительно. Однако верные фанаты не способны удержаться хотя бы от перечисления самых простых вопросов, на которые должен ответить финал. Далее рассмотрим некоторые из них.
Что означает название первой серии 5 сезона?
Векна is back? Эдди-зомби?
В ноябре 2022 года в соцсетях появилось фото страницы сценария с названием первой серии 5 сезона «Очень странных дел» – «The Crawl», то есть «Выползание». Это дает широкий простор для толкований, самое очевидное из которых предполагает, что первая серия станет своего рода экспозицией и будет посвящена восстановлению Векны. Из слов Уилла в финале 4 сезона мы знаем, что злодей получил серьезные повреждения – значит, на их залечивание потребуется время. Не исключено, что «временной прыжок», который нам обещали, произойдет не сразу после старта 5 сезона, а немного погодя. Пролог традиционно задаст настрой и свяжет конец 4 сезона с началом 5-го, а основное действие развернется уже на исходе 1980-х. Такое решение способно «убить» нескольких зайцев: сохранится характерное для братьев Дафферов единство повествования, решится проблема с возрастом актеров, а действие легко и без скрипа перенесется к финалу эпохи.
Другие толкования заставляют нас обратиться к судьбе несчастного Эдди Мэнсона, с чьей гибелью фанаты до сих пор не смирились и указывают на строчки в тексте песни Metallica «Master of Puppets». «Сome crawling faster, obey your master» – «Ползи сюда быстрей, слушайся хозяина». Фанаты видят в этом намек на возрождение Эдди в образе зомби – тем более неизвестно, забрал ли Дастин тело друга из Изнанки. Идея такого возвращения противоречит традиции сериала, и причины нарушать ее у Дафферов нет. Однако сыгравший Эдди актер Джозеф Куинн рассказал, что мог бы вернуться в 5 сезоне как видение Дастина – подобно Билли в 4-м. Да и гибель Эдди произвела на Дастина слишком серьезное впечатление – идеальная возможность для Векны использовать его чувство вины. Подтвердить или опровергнуть эту идею могут только фото со съемок.
Еще одна теория связана с классическим сценарием «Подземелий и драконов», которые, несомненно, продолжат влиять на мир Хокинса. В оригинале сценарий называется «The dungeon crawl» и представляет собой обход лабиринта, в котором игроки сражаются с монстрами, избегают ловушек, решают головоломки и собирают сокровища. Если эта теория верна, то 5 сезон стартует с места в карьер, без «разгона» – что, впрочем, будет неудивительно, учитывая финал 4 сезона. Не исключено, что путешествия героев по Изнанке возобновятся в финальном сезоне и позволят им ответить на множество загадок – об этом говорили и сами братья Дафферы.
Кого сыграет Линда Хэмилтон?
Ее героиня будет из военных? Или агентом ФБР? Или сотрудницей лаборатории Хокинса?
После премьеры 4 сезона Дафферы заявили, что в дальнейшем намерены отказаться от новых персонажей, дабы сосредоточиться на достойном завершении арок уже имеющихся. Однако Дафферы не были бы Дафферами, если бы не пригласили в финальный 5 сезон еще кого-то из героев «вчерашних дней». Им – точнее, ею – стала Линда Хэмилтон, сыгравшая надежду всего человечества Сару Коннор в классической дилогии «Терминатор» (1984, 1991) Джеймса Кэмерона и в фильме «Терминатор. Темные судьбы» (2019), о котором, впрочем, лучше забыть.
В какой роли предстанет легенда 1980-х в 5 сезоне «Очень странных дел», пока неизвестно, и тем заманчивее перспективы. Подручная полковника Салливана, переходящая – или не переходящая – на сторону защитников Хокинса? Федеральный агент, чье внимание привлекли загадочные события в городке? К слову, у Хэмилтон недавно была аналогичная роль – агент Элеанор Райт – в сериале «Засланец из космоса» (2021-…). А может, героиня Линды Хэмилтон – одна из прежних исследователей Изнанки или бывший работник лаборатории Хокинса, способная двинуть историю в неожиданном направлении?..
А новые монстры будут?
Кое-кого с «раскрытым ртом» упоминали еще в 1 сезоне
«Очень странные дела» представляли нового монстра в каждом новом сезоне, и нет причин, чтобы финал обошелся без «свежатинки». Одна из фанатских теорий гласит, что «финальным боссом» истории станет Фессалгидра (Thessalhydra) – восьмиглавое существо с большой круглой пастью и заостренными зубами. Из ее пасти сочится кислота, а хвост заканчивается парой острых клешней. На ее появление в финале намекает как минимум картина Уилла, на которой друзья сражаются с многоголовым драконом. Кроме того, в 4 сезоне Векна показывает Нэнси существо с «раскрытым ртом», что тоже соответствует этому образу.
К тому же Фессалгидра упоминалась еще в конце 1 сезона: финальная игра ребят в эпилоге посвящена именно бою с ней. Тогда некоторые фанаты даже предположили, что она может оказаться «боссом» во 2 сезоне, однако Дафферы решили не идти этим путем. Кто знает, не приберегли ли они эту идею на финал, подобно мысли о Первом подопытном в лаборатории Хокинса, которую вынашивали с самого начала?
По другой версии, существо из видения Нэнси – это Тарраск (Tarrasque), одно из страшнейших существ в игре «Подземелья и драконы». Он известен как разрушитель цивилизации – так себе новость для Хокинса. А его основная армия, помимо знакомых нам Демогоргонов, Демо-летучих мышей и Демодогов, может включать в себя мутировавших людей-тирафегов или питающихся мертвечиной ползунов-карионов.
Третья популярная теория гласит, что противником героев в 5 сезоне «Очень странных дел» будет гигантский красный дракон Борис (Borys) – самый сильный злодей «Подземелий и драконов». Ему ведомы все заклинания, его магия позволяет истощать жизненную силу целых легионов живых существ, создавать реалистичные иллюзии самого себя и даже становиться невидимым. Векна ведь не создал Изнанку – он лишь открыл ее для себя, и истинным ее повелителем может оказаться Борис. Вдруг уже он станет противником сперва Векны, а затем и героев Хокинса?
Что ждет Макс?
Шпионка в Изнанке?
«Подвешенное» состояние Макс в конце 4 сезона «Очень странных дел» свидетельствует, что ее полноценное пробуждение станет одной из основных веток финала. Судя по всему, Векне удалось поглотить душу Макс, и нет особой надежды на «обратимость» процесса. Однако здесь стоит вспомнить многочисленные истории о Фредди Крюгере, вдохновившие 4 сезон и наверняка способные повлиять и на 5-й. Герои «Кошмара на улице Вязов» (1984) пытались то вытащить Крюгера в реальный мир, то победить злодея на его собственной территории. Что, если авторы готовят Макс судьбу этакого «шпиона» в сознании Векны, и она сможет отыскать его слабое место и нанести удар или расстроить его новые планы? Это могло бы стать неплохим сюжетным ходом – и одновременно отсылкой к ветке Уилла во 2 сезоне.
С другой стороны, пробуждение Макс может привести и к тому, что Векна продолжит борьбу с защитниками Хокинса через нее, исподтишка, как это было с Билли. Ждет ли нас самопожертвование Макс, выписанное органичнее, нежели гибель Билли, который буквально в последний момент стал «хорошим»? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
Тем временем фанаты гадают, чье имя таинственным образом исчезло из списка участников первой серии 5 сезона «Очень странных дел». Многие сходятся на том, что это именно Макс.
Что случится с Оди?
И будет ли хэппи-энд
Ожидающееся повышение ставок в финале 4 сезона «Очень странных дел», где обошлось без победы, вновь заставляет фанатов задуматься о судьбе Одиннадцатой. Сценаристы могут вернуться к первоначальному плану 1 сезона и покончить с героиней, которой предстоит то ли в очередной раз погибнуть, то ли остаться в Изнанке, чтобы закрыть все проходы в наш мир не снаружи, а изнутри.
Намеки на нечто подобное присутствуют в финальной серии 4 сезона. Монолог Майка Уилера свидетельствует о грядущем нелегком выборе, в котором ему придется встать на сторону Оди, какое бы решение она ни приняла. Учитывая готовность Джейн Хоппер-Байерс к самопожертвованию, нетрудно догадаться, каким будет этот выбор, и финальные кадры 4 сезона, где Оди визуально отделена от остальной группы, лишь подчеркивают возможность такого выбора. Да и само существование героя в мире, отнюдь не готовом принять его что со сверхсилами, что без них, наводит на невеселые мысли.
Это не означает, что сценаристы в последний момент не устроят Майку и Одиннадцатой хэппи-энд – как было, скажем, в «Гарри Поттере». Однако истории так или иначе стоит совершить полный круг, возвратившись к атмосфере 1 сезона, где никто не может чувствовать себя в безопасности.
Какую роль сыграет Уилл?
Намеки на «героический исход»?
После финала 4 сезона «Очень странных дел» братья Дафферы подтвердили, что намерены уделить больше внимания Уиллу Байерсу, который сыграет существенную роль в финальной битве. Мы уже разбирали особую связь Векны и Уилла – она не ограничивается ментальным контактом. Как и Уилл, Генри в детстве был мечтательным и одиноким ребенком, обожавшим рисовать плоды своего воображения. Это выводит на интересную параллель: если Восьмая во 2 сезоне представляла собой то, чем могла бы стать Одиннадцатая без любви и поддержки Майка, Хоппера и остальных, то Генри является подобным антиподом для Уилла. А связь «Гарри Поттера» с «Очень странными делами», о которой мы упоминали выше, может оказаться еще явнее.
В оригинальных «Подземельях и драконах» Векна может поместить свою душу в нечто похожее на крестраж – оно называется филактерия. Чтобы убить Векну, необходимо уничтожить и филактерию. Возможно, в роли такой филактерии выступает коллективный разум Изнанки, и победить герои могут, лишь уничтожив всех подвластных ему, в то время как Уилл должен перестать быть частью «улья». Это лишит команду Хокинса колоссального преимущества, которое, вероятно, пока не осознает – или осознает? – сам Векна. Но нежелание или невозможность разорвать эту связь приведет к ужасающим последствиям, вплоть до гибели Уилла. Как и Оди, он ощущает свою чужеродность для мира, что наводит на нехорошие мысли. С другой стороны, это хороший шанс для более полного раскрытия драмы Уилла Байерса и для максимального проявления актерских способностей Ноа Шнаппа.
На нечто подобное намекал и Шнапп в одном из интервью, в котором он похвалил работу сценаристов:
«Они идеально выстроили финал – история началась с Уилла, и им же закончится».
Учитывая отвагу Уилла, его преданность друзьям и готовность защитить близких, печальный и в то же время героический исход для него вполне вероятен.
Другая теория гласит, что застывшее время в Изнанке – метафора детства Уилла, эмоционально «застрявшего» в прошлом после 6 ноября 1983 года. Учитывая, что Векна «играет» на травмах из прошлого, это свойство обоих лишь подчеркивает вышеупомянутые параллели между ними – и травму Уилла, с которой ему еще только предстоит справиться.
При этом линия Уилла способна вывести на передний план и Майка Уилера, роль которого в повествовании падала начиная с 3 сезона. Несмотря на вышеупомянутый монолог в конце 4 сезона, Майк по-прежнему не тот лидер, каким мы знали его в начале истории. Что, если события финального 5 сезона, грозящие его лучшему другу опасностью, вновь побудят Майка стать сердцем команды?
Вернется ли Кали?
Почему бы и нет
Мы уже говорили, что в случае роста ставок в финале истории героям Хокинса потребуется вся помощь, которую только можно будет собрать. Теория о поисках других детей со сверхспособностями утратила смысл после резни в 4 сезоне «Очень странных дел». Однако в рукаве у Оди остается еще один козырь – Кали, она же Восьмая.
С одной стороны, фанаты скептически восприняли Кали во 2 сезоне. Тем не менее со времени своего появления она стала равноправной частью канона, в том числе благодаря книгам и комиксам по «Очень странным делам». Учитывая обещание Дафферов «связать все нити» в финале, очевидно, что и ее арка должна быть завершена. Об этом говорят и последние кадры с Восьмой во 2 сезоне. Ее задумчивый вид свидетельствует если не о потрясении, то о необходимости серьезно переосмыслить картину мира.
Способность вызывать галлюцинации в том числе у людей со сверхсилами может оказаться сильным оружием. Да и намерение помочь Одиннадцатой в борьбе с Векной не будет противоречить цели Кали выследить и убить всех причастных к пыткам в лаборатории. Генри Крил, Первый, скорее жертва, нежели палач, однако участие в экспериментах на стороне незабвенного доктора Бреннера делают его соучастником.
Кто умрет?
Тучи над Стивом сгущаются
Финал 4 сезона «Очень странных дел» поселил в фанатах уверенность, что 5-й сезон станет самым жестким и кровавым со времен 1 сезона. Долгое время братья Дафферы щадили зрителей, повышая ставки и избегая потерь среди основного каста. Но теперь, похоже, сериалу стоит вспомнить, что начинался он как по-настоящему страшная сказка. Залогом этого должна стать гибель героя, с которым мы давно сроднились, – она послужит напоминанием и о повышении ставок, и об угрозе, нависшей над всеми.
Одним из таких смертников может стать Мюррей Бауманн. Его арка в повествовании в целом закончена и практически не менялась на протяжении 4 сезона. Сам он достаточно положительный персонаж, чтобы его смерть выдавила слезу из зрителя.
Под ударом остается и общий любимец Стив Харрингтон. Схватка с летучими мышами в Изнанке не должна пройти для него бесследно. На этом фоне, вероятно, сыграет свою роль обещанный «временной прыжок»: влияние Изнанки на Стива может «растянуться во времени» и подготовить его красивый уход из истории. А наметившееся в 4 сезоне новое сближение с Нэнси дает еще один козырь в руки Векне – набравшись сил, злодей вполне способен добраться до Стива, убив его на глазах Нэнси.
Кого выберет Нэнси?
Джонатан? Или снова Стив?
Интерес вызывает и окончание арки Нэнси Уилер, казалось бы, вконец запутавшейся между Джонатаном и Стивом. Сама Наталия Дайер полагает, что Нэнси нужны не столько отношения с кем бы то ни было, сколько возможность познать себя и сконцентрироваться на карьере журналиста. Учитывая, что Джонатан стал эмоционально отстраняться от Нэнси еще в конце 3 сезона, а в 4-м даже не хотел делиться с ней планами, похоже, в этом направлении и движется ее арка.
Наталия Дайер говорит о своей героине так:
«Думаю, она стала сильнее и более уверенной в себе после всего, что с ней было. И что бы она ни решила по поводу своего треугольника, она поступит правильно».
«Третья позиция» великолепно впишется в нынешний тренд «сильных и независимых» и заодно избавит Нэнси от необходимости банального выбора.
Что ждет нас в эпилоге?
Чак Норрис
Дафферы чуть ли не со времен 1 сезона «Очень странных дел» заявляют, что хорошо представляют, какими должны быть последние полчаса сериала. Мы считаем, они должны стать не просто эффектным финалом, но и прощанием с эпохой, породившей эту историю. Отличным вариантом может быть финал в духе начала фильма «Друзья Питера» (1992). И раз одной из главных фишек «Очень странных дел» была и остается игра с киношными штампами, почему бы не допустить встречи старых друзей из Хокинса спустя много лет после финала? На IMDb даже соорудили шуточный список актеров, которые могли бы сыграть героев «Очень странных дел» во взрослом возрасте.
Камео кого-либо из культовых «икон 1980-х» тоже было бы занятным сюрпризом в финале «Очень странных дел». В Сети гуляет эффектный список кандидатов, от Ральфа Маччио до Кейт Буш и группы Metallica, да и вообще мысль об этом представляет собой гигантский простор для фантазии. Распорядитель бала с лицом Майкла Джей Фокса? Биологический отец Макс, выглядящий как Чак Норрис или Рик Моранис? Приглашенная группа в лице Duran Duran? В мире «Очень странных дел» возможно почти все.