Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Канье Уэст и Ty Dolla $ign «Vultures 1»: Эпатаж против творчества

Уэст пытается отменить свою «отмену» и напоминает, что музыкальный талант все еще при нем.
14 февраля 0
Кадр из клипа «Vultures»
Кадр из клипа «Vultures»

В течение полугода релиз «Vultures 1» переносили несколько раз. Канье Уэст успел за это время поругаться из-за сэмплов, изменить обложку после «нацистского» скандала и записать совместный трек с дочерью. Уэст всегда умел шокировать – но в 2022-м рэпер перешел все границы, посылая угрозы в соцсетях и хваля Гитлера. С ним разорвали многомиллионные контракты, однако полноценной «отмены» не случилось – альбом «Vultures 1» в топах чартов. В кои-то веки Уэста обсуждают в связи с творчеством, а не с выходками – последние два года «Уэст-провокатор» был гораздо активнее «Уэста-творца». Разбираемся, не заменил ли пресловутый «безумный» эпатаж содержание на новом альбоме Канье Уэста.

Как это часто бывает с Канье Уэстом, «Vultures 1» наделал шуму задолго до релиза. В августе 2023 года появилась первая информация – якобы новый альбом будет похож на его дебютник «The College Dropout» (2004). В октябре прошла первая презентация – закрытая, где, по слухам, Уэст то злился на гостей, то выглядел довольным. Тогда же заговорили об участии Ty Dolla $ign. Итальянский Billboard писал, что Уэст хотел устроить масштабную презентацию на стадионе – как было у «Donda» (2021), – но до этого не дошло. Потом Канье Уэст анонсировал выход «Vultures» – тогда еще без «1» в названии. Альбом ждали в середине декабря, потом в конце, в январе и 9 февраля. Когда «Vultures 1» вышел 10 февраля, это даже удивило – один день по меркам Уэста на опоздание не тянет. Задержки «Vultures 1» связаны не только с характером рэпера. Он не договорился по сэмплу «Everybody» с Backstreet Boys и по куплету Ники Минаж из «New Body». Склочный характер тоже дал о себе знать: наследники Донны Саммер возмутились, что в «Good (I Die)» звучит отрывок ее песни «I Feel Love», о котором они с рэпером не договаривались.

«Vultures» – точнее «Vultures 1», начало трилогии – первый альбом Канье Уэста, вышедший после «отмены» рэпера. В 2022-м из-за антисемитских высказываний и агрессивных постов с ним разорвали контракты компании вроде Adidas и Gap, его забанили в соцсетях и не пустили на «Грэмми»-2022. Уэст всегда отличался эксцентричностью, и поначалу эпатаж был, скорее, положительным. На «Грэмми»-2005 он, получив статуэтку за «Лучший рэп-альбом», произнес: «Все хотят знать, что бы я сделал, если бы не победил. Думаю, мы этого никогда не узнаем». В конце 2010-х с Канье Уэстом начали происходить странные вещи: он сменил имя на Йе, стал оправдывать рабство и сдружился с Дональдом Трампом. В 2021 году случился развод с Ким Кардашьян после семи лет брака, и, похоже, на этом фоне в начале 2022-го у Уэста сдали «тормоза». Он угрожал Netflix, требуя отредактировать документалку «JEEN-YUHS» о себе, нападал в соцсетях на нового бойфренда Кардашьян. Уэст стал мелькать в новостях исключительно в связи со странными выходками, а не музыкой: то запрещал сотрудникам слушать Дрейка, то захотел сделать машину из пенопласта. Понадобилось два года, чтобы творчество Канье Уэста вернулось в центр внимания.

Формально «Vultures 1» – релиз Y$, дуэта Канье Уэста и Ty Dolla $ign. Однако его сложно воспринимать как равноправный «совместный» материал – в отличие, например, от экспериментального альбома Уэста и Kid Cudi «Kids See Ghosts» (2018), и тем более хитового «Watch the Throne» (2010) с Jay-Z. Уэст – артист яркий, Ty Dolla $ign – его противоположность. Ty Dolla $ign наиболее успешен как приглашенный исполнитель, он даже как-то назвал свой альбом «Featuring Ty Dolla $ign» (2020), то есть «С участием Ty Dolla $ign». На обложку «Vultures 1» Уэст не стал его помещать, поставив туда себя в костюме Джейсона Вурхиса и новую супругу Бьянку Сенсори. Изначально оформление альбома было другим, что тоже вызвало скандал – шрифт «Vultures» был вдохновлен группой Burzum, вокалист которой Варг Викернес известен неонацистскими взглядами. В конце 2023-го Уэст извинился за антисемитские фразы – не исключено, что поэтому рэпер и сменил обложку.

На «Vultures 1» много приглашенных артистов, от звездных до неожиданных. Тут есть Трэвис Скотт в «F*k Sumn», Quavo и Фредди Гиббс в «Back to Me», 10-летняя дочь Норт Уэст в «Talking». Выдающийся рэпер-продюсер, звезда экспериментального хип-хопа JPEGmafia приложил руку к трекам «Stars», «F*k Sumn», «Beg Forgiveness» и «King». В «F*k Sumn» появляется и продюсер-легенда Тимбалэнд – его также можно услышать на «Keys to My Life». Трэвис Скотт одним из первых поддержал Уэста после 2022-го, заявив, что без Уэста не было бы и его самого. Однако если песни Скотта похожи на блокбастеры, то у Уэста больше личного – не только в текстах, но и в эмоциональной подаче. Он и дочь на альбом позвал: дети – беспроигрышный прием, а Норт Уэст неплохо читает рэп и обаятельна, так что «Talking» от ее участия выигрывает. Гиббс – легенда гангста-рэпа, добавляющий «жесткости» в «Back to Me». И не стоит недооценивать продюсерскую работу – помимо JPEGMafia и Тимбалэнда, надо выделить «Do It» от Wheezy, Mustard и Cubeatz из-за удачной игры с сэмплом «Back That Azz Up» Juvenile. Неожиданным «гостем» выглядит Крис Браун, судимый за домашнее насилие над Рианной. «Beg Forgiveness» с ним – один из лучших номеров на альбоме, тем не менее эти строчки мог исполнить любой хороший R&B-вокалист. Канье Уэст пытается выйти из состояния «отмены», поэтому выбор «отмененного» Брауна кажется странным – и все же он его оставил.

В таланте привлекать внимание Уэсту не откажешь, но возникает вопрос о соответствии шумихи и содержания. Потенциальные хиты на «Vultures 1» выделить сложно, да и непохоже, что Уэст к этому стремился. На Spotify «Vultures 1» появился позднее остальных сервисов, поэтому очевидные чемпионы по прослушиваниям – синглы «Talking» и «Vultures». Если судить по другим стримингам, то поклонники выделили «Stars», «Carnival» и «Back to Me». В фан-сообществах рэпера хвалят хор в «Stars», флоу и аранжировку в «Carnival» и отмечают, что ничего особенного от Уэста не ждали, но «Vultures 1» смог приятно удивить. 11 февраля «Vultures 1» возглавлял Apple Music в 79 странах мира, 12 февраля цифра дошла до 101, и Уэст даже взлетел на вершину рейтинга самых популярных артистов на данный момент. Внимание Канье Уэст точно привлек, и не только из-за «эпатажного» контекста. Кому-то кажется, что это чуть ли не топовая работа рэпера за многие годы, кому-то – что она слабовата, но интересна в силу таланта Уэста. Как ни посмотри, «Vultures 1» – релиз-событие, причем слушателям нравятся разные песни с него. Крики и рок-риффы «Carnival», обманчиво спокойная «Stars», трогательный выход Норт Уэст в «Talking», тягуче-гипнотическая «F*k Sumn», тревожно-кинематографичная концовка «Beg Forgiveness». В целом, «Vultures 1» далек от идеала по меркам Уэста, но на нем достаточно цепляющих моментов.

Еще до анонса «Vultures 1» сравнивали с первым альбомом Уэста «The College Dropout» (2004). Подозрения усилились, когда «Vultures 1» вышел 10 февраля – в 20-ю годовщину дебютника. Тогда, в 2000-х, Уэст карьеру запускал, а теперь, в 2020-х, пытается перезапустить. С 2022-го в глазах миллионов он больше не суперзвезда-миллиардер, а клоун. Его это не устраивает, и он выпустил «Vultures 1», чтобы напомнить о своем таланте. Судя по чартам и отзывам – попытку ему засчитали. Однако звучать «как 20 лет назад» невозможно, особенно если сравнивать с прорывными первыми работами. Дело не столько во времени – на момент дебюта на артиста не давят высокие ожидания, что дает ему творческую свободу. Отчасти это присуще Уэсту сейчас – после 2022-го его многие перестали воспринимать всерьез. Другое сходство с дебютником – формат трилогии: медведь с обложки «The College Dropout» потом засветился на обложках «Late Registration» (2006) и «Graduation» (2007).

Канье Уэст пытается отменить собственную «отмену» и снова стать уважаемым музыкантом-дизайнером, а не презираемым посмешищем. Для него вернуться на ту карьерную вершину, с которой он грохнулся в 2022 году, – на грани невозможного, особенно после неприемлемых «симпатий» к Гитлеру. Извинения Уэста перед евреями многие сочли неискренними и расчетливыми. Текст извинения, написанный на иврите, даже заподозрили в «соавторстве» с нейросетью. Однако Канье Уэст не тратит время на рефлексию, и причина не только в биполярном расстройстве. До 2022-го ему, как гению, прощали все, для него такое отношение стало привычным, и из-за этого он не полностью осознает реальное положение вещей и последствия своих поступков. Они уже успели повлиять на творчество: Уэст известен находчивым обращением с сэмплами, а сейчас ему отказывают в их использовании. То же с приглашенными артистами: раньше к Уэсту охотно шли, теперь находят уважительные причины «не договориться», дабы сохранить репутацию.

Альбом «Vultures 1» напоминает, что Канье Уэст еще в состоянии делать музыку – не такую революционную, как раньше, но все же качественную. Возможно, Уэсту удастся долго удерживать хайп, или он вскоре «сдуется» – многое зависит от релизов «Vultures 2» и «Vultures 3», которые запланированы на 8 марта и 5 апреля соответственно, плюс сколько «Vultures 1» продержится в чартах. Фанаты за рэпера горой, а вот насчет широкой аудитории есть сомнения – значительную часть слушателей он потерял навсегда. В энтузиазме Уэсту не откажешь: не успев выпустить «Vultures», он анонсировал сольный альбом «Y3». В его случае за словами часто ничего не стоит. Однако не удивимся, если в 2024-м Канье Уэст вполне осмысленно презентует все три релиза и запустит еще какой-нибудь проект. В кои-то веки ему снова интересно творить, а не сходить с ума. Вопрос, долго ли он продержится. Уэст теперь работает сам по себе, без поддержки мейджор-лейблов и многомиллионных корпораций – «Vultures 1» вышел на его собственном лейбле YZY, издателя он так и не нашел. Короля делает свита, и в 2024-м у рэпера она сильно поредевшая. С состоянием в 400 млн долларов и миллионами поклонников он, конечно, не пропадет. Но рано или поздно Уэст осознает, что «как прежде» уже не будет, и можно только гадать, какие последствия принесет это озарение.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями