19 апреля Тейлор Свифт представила новый альбом «The Tortured Poets Department». 200 млн на Spotify, прогнозы в 2 млн продаж за неделю – в успехе никто не сомневается. Зато есть сомнения в качестве: выпускать 31 песню в разгар тура – неоднозначное решение. Это искренний, «поэтический» альбом, но все же альбом, а не книга – и к музыкальной части есть вопросы.
У «The Tortured Poets Department» практически не было промо-кампании, не было заранее выпущенных синглов. В начале апреля Тейлор Свифт опубликовала пять плейлистов, разделенных на пять «стадий принятия» – отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Ходили теории, что это альбом о Джо Элвине, с которым певица рассталась в 2023-м после шести лет отношений. Было известно, что над материалом снова работает Джек Антонофф – кого-то это обрадовало, кого-то возмутило. За два дня до релиза «The Tortured Poets Department» слили в Сеть, и пока одни делились своим мнением об услышанном, другие ругали «пиратов» и призывали дождаться настоящего релиза. В общем, как всегда: очередная работа Свифт наделала шуму, не успев выйти, и для этого даже не понадобилась реклама.
2023-й стал годом Тейлор Свифт. Не фигурально, почти официально: звание «Человека года», миллиардный тур-рекордсмен The Eras, статус миллиардерши в списке Forbes… Разумеется, такие достижения не появляются сами по себе: по трудолюбию и запасу энергии Свифт даст сто очков вперед любому современному артисту. В 2023-м она отыграла 60 шоу, выпустила два альбома-перезаписи («Speak Now» и «1989») и концертный фильм-рекордсмен – да, снова рекорд. Подобный загруженный график не каждый выдержит, а Тейлор Свифт параллельно еще и записывала альбом. Работа над «The Tortured Poets Department» началась в 2022-м – но в 2022-м вышел альбом «Midnights», шла подготовка к туру и, опять же, делались перезаписи. Как среди этого всего выкроить время для создания нового материала – непонятно, и по «The Tortured Poets Department» заметно, что он создавался не в лучших условиях. Он неровный, будто бы «половинчатый».
Критики много хвалят альбом «The Tortured Poets Department», но неизвестно, сколько в этом настоящего восхищения, а сколько – боязни разозлить яростных фанатов и пиар-команду Тейлор Свифт. Если заглянуть на агрегатор AlbumOfTheYear, пропасть между средними оценками критиков и слушателей бросается в глаза: первая часть – 76 и 48 баллов из 100, вторая («The Anthology») – 88 и 62 балла из 100. Долгие годы Свифт ругали, зачастую по невнятным причинам вроде «она никакая» или «она поет только о бывших». Потом все развернулось на 180 градусов: ей стали истово писать дифирамбы, словно компенсируя предыдущие годы. Однако и то, и другое – крайности.
Альбом «The Tortured Poets Department» показывает, что сотрудничество Тейлор Свифт с Джеком Антоноффом себя исчерпало. Он не просто из альбома из альбом повторяет одни и те же приемы синти-попа и поп-рока, но и публично сравнивает сонграйтинг певицы с верой в Бога. В среде поклонников бытует мнение, будто Антонофф во всем соглашается со Свифт и никогда не возражает. Тейлор Свифт умна и наблюдательна, она знает, что уже многим не по вкусу работы Антоноффа. Поэтому 19 апреля, спустя каких-то два часа с момента релиза основного «The Tortured Poets Department», она выпустила вторую часть «The Anthology», преимущественно спродюсированную гитаристом The National Аароном Десснером. Когда-то благодаря сотрудничеству с Десснером появились альбомы «Folklore» (2020) и «Evermore» (2020), которые нередко называют лучшими в дискографии Свифт. Джек Антонофф в их создании тоже участвовал, но по большей части это работы Десснера. Похожая ситуация сложилась с «Midnights» в 2022-м: сначала вышел основной треклист, сделанный Антоноффом, а потом – дополнительные песни, включая десснеровские «Would’ve, Could’ve, Should’ve», «The Great War» и «High Infidelity».
31 песня – слишком много, даже по современным стандартам альбомов, растянутых ради дополнительного стриминга. Хотя со стримами у «The Tortured Poets Department» все великолепно: за первый день (!) на Spotify его послушали рекордные 300 млн раз. Где Тейлор Свифт, там и рекорды – они наверняка еще будут: «The Tortured Poets Department» уже прогнозируют 2 млн продаж в первую неделю. И все же «Midnights» с учетом бонус-треков длился 69 минут – а новый альбом длится 65 минут в основной версии и 122 минуты, то есть два часа, в полной. В нынешнем случае проигнорировать вторую часть не выйдет: это не «делюкс», а, по сути, второй полноценный альбом, с собственным названием «The Anthology».
Сейчас Тейлор Свифт тесно общается с Ланой Дель Рей, «поэтическая» тематика релиза могла появиться под ее влиянием. В концертном фильме «The Eras Tour» Свифт говорила об интересе к викторианской эпохе, это проглядывалось и в «Folklore». Что певица неравнодушна к поэзии, понятно было давно. Одна из причин успеха Свифт – если не главная – ее точное попадание в типаж «девочки-отличницы» и одновременно выход за его рамки. Такие девочки много читают и пишут сами, в том числе стихи. Тексты песен у Свифт всегда имели решающее значение: будучи превосходным рассказчиком, она создала свою вымышленную вселенную, пересекающуюся со вселенной реальной. Любое слово в ее песне может что-то значить: Свифт часто цитируют, из строчек ее хитов делают мемы – поэтессой ее признали давно. В таком случае акцент на поэзии должен значить особую атмосферу, и во второй части «The Tortured Poets Department» она прослеживается, а вот в первой – нет.
Хотя Тейлор Свифт всегда писала песни на основании личного опыта, на альбоме «The Tortured Poets Department» она сделала шаг вперед и стала еще более открытой слушателю. По ее же словам, новые песни – ее «спасательный круг». Однако с этой идеей пластиковые аранжировки Джека Антоноффа сочетаются плохо. Какими бы ни были тексты песен, музыкальный альбом – не книга. Свифт по-прежнему отлично обращается со словами: например, в трогательной финальной «The Manuscript» она отсылает сразу к нескольким своим трекам, включая «Long Story Short». Но внимание интернет-пользователей больше привлек заглавный трек со строчкой: «Мы заявили, что Чарли Пут [исполнитель хитов "See You Again" и "Attention"] должен быть популярнее». Теперь одни ждут всплеска карьеры Пута, другие же высмеивают строчку и считают ее странной. Возвращаясь к вопросу вселенной, непонятно, о ком именно альбом. Тейлор Свифт – мастер песен о расставании, и все ждали, что «The Tortured Poets Department» будет о Джо Элвине, а после сливов заговорили о Мэттью Хили из The 1975. С Элвином она встречалась шесть лет, то отношения с Хили продлились лишь месяц. В контексте творчества Свифт конкретика с «главным героем» имеет значение, поскольку ее творческая мифология тесно привязана к личной жизни, и от этого зависит восприятие песен.
«The Tortured Poets Department» – не столько плохой альбом, сколько альбом, который мог быть лучше. Сотрудничество с Джеком Антоноффом, очевидно, совсем выдохлось. Количество песен стоило урезать вдвое, оставив песни с Аароном Десснером. Также слышно, что Свифт просто устала: каким бы талантливым и трудолюбивым ни был человек, ни у кого нет вечного запаса сил и энергии, а в сутках по-прежнему 24 часа. Обидно, что так получилось именно с альбомом «The Tortured Poets Department» – самым искренним в карьере певицы, с интересной задумкой и черно-белой ретро-эстетикой. Он мог бы стать продолжением гениальных «Folklore» и «Evermore», но с личного ракурса. Может быть, в будущем такой и появится – если Тейлор Свифт найдет других соратников, которые раскроют ее творчество с новой стороны.