Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Апокалипсис в Transhumanism Inc.: о чем новый роман Виктора Пелевина «Круть»

Хроники ветрогенезиса в Добром Государстве.
4 октября 0
Обложка книги Виктора Пелевина «Круть» (2024)/ «Эксмо»
Обложка книги Виктора Пелевина «Круть» (2024)/ «Эксмо»
Анна Данилина
автор

3 октября в 20:24 по Москве во всех реальных и виртуальных книжных магазинах России вышел новый роман Виктора Пелевина «Круть». Редактор художественной литературы книжного сервиса Литрес Анна Данилина рассказывает, чего ждать от «Крути», чем книга пугает и чем – обнадеживает.

«Круть» – 21-е по счету произведение Виктора Олеговича Пелевина, главного российского постмодерниста, который пишет с 1989 года. Книги автора каждый год ждут чуть ли не как рождественское чудо – хотя чудеса в его сюжетах все более и более инфернальные.

В книге «Круть» читатели снова окажутся во вселенной Трансгуманизма. Если вы знакомы с «Transhumanism Inc.» (2021), «KGBT+» (2022) и «Путешествием в Элевсин» (2023), разобраться в устройстве и хитросплетениях новой истории будет проще.


Во вселенной Трансгуманизма на дворе третий век Зеленой эры – это далекое, далекое будущее. Вместо России теперь некое Доброе Государство. Богатые люди живут здесь вечно, ведь мозг после смерти можно погрузить в особые банки с жидкостью. Там мозговые вещества способны испытывать раз за разом все новые симуляции. В «Путешествии в Элевсин», например, у баночников пользовалось спросом погружение в подобие Древнего Рима со всей присущей ему ужасной и прекрасной непредсказуемостью и атмосферностью. Главный герой «Элевсина» – старший оперативник отдела внутренних расследований Маркус Зоргенфрей – в книге «Круть» снова на передовой.

После длительного погружения в симуляцию ROMA-3 Зоргенфрей пережил процедуру очистки памяти. Разумеется, это было сделано ради его безопасности, ну и ради сохранности секретов корпорации. Оперативника вознаградили вторым траером – баночным уровнем с еще 200 годами жизни. Однако новое дело Маркуса Зоргенфрея оказывается гораздо опаснее и страшнее предыдущего.

Только представьте: две кармелитки-баночницы во время опыта слепоглухого ретрита и двухмесячной медитации узнали, что динозавры из мезозоя не кто иные, как… мученики ада. Во время удара астероида – его природа в интерпретации Пелевина читателей точно удивит – исчадия были уничтожены, но не их предводитель – злой дух… Ахилл. Да, тот самый, из «Илиады», которого сразил Парис, – однако с новой судьбой и качествами.

Демон Ахилл мечтает вернуть все на свои места. Для этого ему нужно найти самого сильного воина на Земле и заключить с ним сделку. При этом воин, – который явно не читал «Фауста» и не знает, чем такие договоры заканчиваются, – станет непобедим. Ну, почти.

Найти несчастного глупца и остановить злодея Ахилла, – а значит, и всенепременный апокалипсис, – и есть новое задание бесстрашного Маркуса Зоргенфрея. Помогать ему, как и в прошлый раз, будет адмирал-епископ Ломас, в кабинете которого по волшебству появляются раскуренные сигары, коньяк и странные гости. Герои знают, где Ахилл разыщет свою жертву – в Сибири. Там, в глухой тайге, находится Ветроколония номер 72 имени Кая и Герды – отсылка к героям-бедокурам из «KGBT+».


Разворот обложки книги Виктора Пелевина «Круть» (2024)/ «Эксмо»

Разворот обложки книги Виктора Пелевина «Круть» (2024)/ «Эксмо»

При чем тут Круть и что это за зверь? Все по-пелевински «просто». Так называют спектр нарративов национальной идеи Доброго Государства, в основе которых ветрогенезис – мистическое дыхание планеты. Понятие Круть соединяет смирение труда и жертвенность. Преступники в колонии целыми днями сидят на специальных устройствах типа велосипедов и крутят педали, чтобы выработать ветер, который так важен для избежания климатических катастроф и морального упадка населения.

Любопытна идея, что Земля реагирует на отсутствие ветров подобно человеческому организму – повышением температуры. Любопытны и методы, которыми будут пользоваться Маркус и Ломас, дабы избежать беды. Тут и подсматривание за подозреваемыми через специальные импланты в мозгах, и чтение всплывающих по желанию перед глазами справок по любому вопросу, и изучение трудов весьма сомнительных литераторов Карбоновой эры, и та же жертвенность.

По сравнению с тремя предыдущими «трансгуманистичными» книгами «Круть» читается сложнее и печальнее, несмотря на практически позитивный финал. Жанровая принадлежность романа к триллеру-детективу – момент спорный. Линия расследования понятна и предсказуема еще до эпизода, когда герои озвучивают имя того, кого искали. «Круть», скорее, фантастическо-мистическая антиутопия. Пугают же тут не столько бесконечные отсылки к великим – от Достоевского и Пастернака до Оруэлла и Проппа, кого только Пелевин не вспомнил со времен египетских и греческих мифов! – сколько сцены насилия и «агрессивные ню-перформансы», самоцитируемость (начинать знакомство с творчеством Пелевина с «Крути» будет непросто), ирония ниже пояса и снисхождение по отношению к женскому полу.

Хотя в предисловии к «Крути» есть призыв не искать совпадений с реальностью, внимательный читатель не сможет их не заметить. Как рассуждает один из персонажей, «если хочешь, чтобы тебя услышало много людей, говори в максимально эпатажной форме». Пожалуй, этому авторскому приему Виктор Олегович изменять не собирается. Однако не отнять у «Крути» и обнадеживающих философских рассуждений. О том, например, что «блаженны слышащие и помалчивающие», «во многой мудрости много печали» и как важно «допускать невозможное» в стремящийся к примитивизации разум. Все это дарит надежду, что следующая глава вселенной Трансгуманизма будет лучше предыдущей...

Книга Виктора Пелевина «Круть» доступна эксклюзивно в Литрес в аудио- и электронной версии

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями