​«Улыбка 2»: Торжество ужаса

Демон устроил Наоми Скотт кошмар грандиозных масштабов.

Скай Райли (Наоми Скотт) – известная на весь мир поп-звезда. В прошлом у нее были проблемы с наркотиками, но после роковой аварии она решила раз и навсегда избавиться от зависимости. Дабы удержать звездный статус и окончательно вернуть доверие поклонников, Скай отправляется в турне. Однако из-за катастрофы певица страдает от болей в спине, что вынуждает ее обратиться за таблетками к наркодилеру Льюису (Лукас Гейдж). Вот только парень оказывается зараженным демоническим вирусом. Таинственная улыбающаяся сущность заставляет Льюиса покончить собой – прямо на глазах Скай. Тем самым он передает заразу ей. Девушка начинает видеть жуткие галлюцинации с улыбающимися людьми. Демон все глубже погружается в искалеченный прошлыми травмами разум Скай, и ей нужно найти способ избавиться от проклятия, пока ее не настигла участь Льюиса.

Сюжет «Улыбки 2» может насторожить своим грандиозным масштабом. После просмотра первой части складывается убеждение, что это камерная история о борьбе со злом в духе «Звонка» (1998, 2002) или «Синистера» (2012). В сиквеле же шумные концерты, интервью на шоу Дрю Бэрримор и крупные фан-встречи. Хоррорно-уютной крипоте из оригинала здесь как будто нет места. Однако Паркер Финн смог сохранить дух «Улыбки» и использовать «блокбастерность» себе во благо – раскрыв новые грани ужаса. Улыбающийся демон нашел свежие способы сводить с ума жертву, давая понять, что он куда опаснее, чем казался прежде.

Кадр из фильма «Улыбка 2» (2024)


Скай постоянно находится в окружении ассистентов, менеджеров и фанатов. При этом она выглядит более одинокой, чем психотерапевт Роуз Коттер (Сози Бэйкон) из первой «Улыбки». Финн тонко передал это «одиночество в толпе». Скай никому не может доверять: собственная мать использует ее как инструмент для зарабатывания денег, а с близкой подругой она давно в ссоре. В какой-то момент реальную – не в мире иллюзий – угрозу представляет сумасшедший фанат: мы вместе со Скай пытаемся выяснить, галлюцинация он или реальный псих. Из-за этого во время просмотра даже сцен с групповыми танцами и встречами с поклонниками ощущаешь тесноту, которая сжимает черепную коробку Скай. Благодаря энергичной и эмоционально дикой игре Наоми Скотт понимаешь, насколько сильным в «давке» может быть воздействие нечисти.

При всем безумии в «Улыбке 2» Паркер Финн задействовал и комедийные элементы – они удачно подчеркивают переживаемый героиней ужас. Особенно запоминается сцена с юной фанаткой Скай. Девочка с косичками и брекетами молча смотрит на певицу и жутко улыбается – даже во время фотосъемки не отворачивается от звезды. Чудаковатая сцена вызывает и смех, и тревогу от ожидания, что ребенок вот-вот нападет на героиню. Из-за такого странного сочетания ужаса и комедии перенимаешь беспокойство и замешательство Скай. Комедия в фильме то и дело перетекает в сатиру, высмеивающую шоу-бизнес – это насыщает оттенками и без того объемный и противоречивый характер сложной главной героини.

Кадр из фильма «Улыбка 2» (2024)


В случае успеха «Улыбки 2» Паркер Финн может запустить франшизу в духе «Пункта назначения» – каждый новый фильм в похожие смертельные схемы будут попадать новые герои. Однако во втором фильме режиссер столкнулся с двумя проблемами, с которыми ему придется разобраться, чтобы не утратить оригинальность и остроту «Улыбки». В сиквеле много изобретательной жести, но в основном это более масштабные версии трюков из первой части. Из-за некоторой вторичности просмотр уже не становится таким же свежим и удивительным опытом, как было после скромного оригинала. К тому же Финн слишком увлекся иллюзиями: с одной стороны, это привело к адски шокирующему финалу, с другой – значительно убавило напряжения в истории борьбы Скай. Развязку можно предугадать, хотя происходящие на экране события то и дело заставляют зрителя усомниться в своих выводах.

В «Улыбке 2» Финн выдал дерзкие сюжетные повороты с намеком на еще более неординарное продолжение. Если фантазии режиссера хватит на триквел и он удержит уровень двух первых частей, то есть все шансы получить как минимум крепкую хоррор-трилогию.

Читайте также