13 декабря на Netflix вышел фильм «Ручная кладь» с Тэроном Эджертоном и Джейсоном Бейтманом. Сюжетно в нем есть все, чтобы стать новой рождественской классикой среди боевиков после «Крепкого орешка». Однако неубедительная подача отправляет фильм в длинный ряд боевичков «на раз».
Итан Копек (Тэрон Эджертон) – рядовой сотрудник транспортной службы лос-анджелесского аэропорта. Хотя в прошлом у него были большие амбиции. Итан учился в полицейской академии, но исполнить мечту и получить значок копа ему так и не удалось. Его девушка Нора Паризи (София Карсон) – операционный директор аэропорта – беременна. Поэтому в канун Рождества Итан просит начальника сделать его ответственным за рентгеновский аппарат. Если Итан хорошо проявит себя, то получит повышение. Деньги молодой семье очень нужны. В самом начале смены таинственный путешественник (Джейсон Бейтман) через якобы потерянный наушник связывается с Итаном и заставляет его пропустить через пункт досмотра человека с опасным грузом. Отказ Итана сотрудничать приведет к личной трагедии: Нора находится под прицелом снайпера. От действий Итана зависят его семья, карьера и жизни пассажиров.
«Ручная кладь» интригует уже одной концепцией. Это камерная история, в которой выполняющий однообразную, рутинную работу сотрудник оказывается в тревожной, насыщенной экшеном ситуации. В начале фильма режиссер Жауме Кольет-Серра умело нагнетает обстановку, давая понять, что погибнуть может любой герой. В команде злоумышленника всего пара человек, однако с помощью высоких технологий и опасного оружия он становится грозным противником. Поэтому фильм интересно досмотреть до конца, чтобы узнать, к чему приведет противостояние Итана и безымянного шантажиста. По мере развития сюжет кажется все более топорным и механичным. Тем не менее, в повествовании достаточно удерживающих внимание деталей – от неожиданных жертв до раскрытия мотивов участников авантюры.
По части экшена «Ручная кладь» выдает удовлетворительную «программу-минимум». В эмоциональном плане особенно цепляет битва Итана в багажном отделении, поскольку против него выступает бывший союзник. Да и дерутся они на лентах багажного конвейера – смотрится драйвово. Соперникам приходится и кулаками размахивать, и удерживать баланс, чтобы не упасть. Однако фильм, похоже, снят ради драки в машине, которая, кажется, не подходит «аэропортной» тематике. Головокружительная поездка длится несколько минут, но благодаря динамичной съемке с «прыгающей» по салону камерой обычный мордобой становится самым захватывающим и запоминающимся моментом боевика.
В фильме много «боевичных», порой абсурдных условностей. Они совсем не раздражают – но не из-за увлекательного сюжета. Просто во время просмотра не воспринимаешь всерьез эту поверхностную, в меру любопытную незамысловатую возню. Поэтому как должное воспринимаешь все глупости. Будь то пафосная неторопливость – даже в критические моменты – и болтливость главного злодея или подозрительно слабая система безопасности аэропорта, где работают сотрудники с туннельным зрением. Жауме Кольет-Серра старался встряхнуть фильм неуверенными попытками в юмор. Он наверняка не ожидал, что зрителей будут смешить не шутки, а утрированно серьезные разборки со сшитым белыми нитками планом «преступного гения». Сам злодей – тот еще шутник. С важным видом рассказывает Итану лишенные смысла скучные байки и громко жует в микрофон, выдавая собеседнику свое местонахождение. Да еще и полагается на неуравновешенного помощника, который прилюдно нападает на людей. Комедия удалась! Или это были не приколы?
«Ручную кладь» не назвать очередной раздутой пустышкой Netflix, особенно после какого-нибудь «Красного уведомления» (2021). Жауме Кольет-Серра по крайней мере попытался вложить в проект душу. Мало-помалу проникаешься главным героем – его переживаниями по поводу рождения ребенка и карьеры. Вскользь упомянутая в начале фильма предыстория Итана с попытками стать полицейским играет решающую роль в сюжете. Тэрон Эджертон и Джейсон Бейтман создают напряженное противостояние двух не похожих друг на друга персонажей – неуверенного в себе простого работяги и хладнокровного убийцы. Однако все, даже самые шокирующие сюжетные повороты оказываются слишком пресными, чтобы взбодрить эту тягучую и вялую рождественскую беготню с искорками экшена.
Неофициальным рождественским гимном среди боевиков считается культовый «Крепкий орешек» (1988). «Ручная кладь» пытается если не затмить, то приблизиться к классике. Отсюда снова добрый мужик спасает Рождество от вооруженных и кровожадных Гринчей. Однако Жауме Кольет-Серра будто больше старался снять новый «Крепкий орешек», чем рассказать хорошую историю. Вот и получился такой сносный, лишенный остроты и задора попкорновый боевик для просмотра «на фоне».