Сложно поверить, что этим фильмам уже исполнилось 30 лет. Не все они мгновенно в 1994 году стали поп-культурными феноменами, некоторые даже провалились в прокате и долго шли к «культовому» статусу. Однако их точно объединяет то, что они оставили свой след в истории мирового кино, и зрители готовы обсуждать их и возвращаться к просмотру снова и снова.
«Криминальное чтиво»
Режиссерская звезда Квентина Тарантино прочно утвердилась благодаря «Бешеным псам» (1992). Но выход его следующего фильма – «Криминального чтива» – был волнительным событием. Удержать марку после хорошего дебюта в мире кино способны далеко не все. Сейчас «Криминальное чтиво» известен как едва ли не лучшая картина Тарантино – во всяком случае, он точно в первой тройке. Все актеры блеснули – и начинающие, и известные, – а Брюс Уиллис, который был тогда самым звездным актером в составе, показал себя с новой стороны. Там есть все, чем сегодня Тарантино прославлен как режиссер: причудливые характеры, бесчисленные оммажи, неповторимые диалоги и сюжет, который идет той извилистой дорожкой, возможной только у Тарантино.
«Леон»
«Леон» Люка Бессона стал одним из лучших криминальных триллеров 90-х. Наемный убийца вынужден приютить осиротевшую девочку, которая становится его напарницей. «Леон» собрал все необходимое, чтобы завоевать зрительские сердца: стиль, саспенс, блестящую актерскую игру и саундтрек. Леон (Жан Рено) – уникальный персонаж для фильма подобного жанра. А роль Матильды сделала из Натали Портман настоящую звезду. Антагонист – Норман Стэнсфилд – одна из самых ярких ролей в карьере Гари Олдмана. «Леон» закрепил репутацию Люка Бессона как выдающегося режиссера, но и установил для него самого такую планку качества, которую он до сих пор не смог преодолеть.
«Побег из Шоушенка»
Экранизация одноименного романа Стивена Кинга, созданная Фрэнком Дарабонтом, немедленно приглянулась критикам и получила семь номинаций на «Оскар». Однако путь к сердцам зрителей у «Побега из Шоушенка» занял много больше времени. В прокате картина выступила неважно, и отзывы от зрителей были средние. И все-таки год за годом фильм набирал популярность, в итоге лишь спустя пару десятилетий упрочив репутацию одного из главных любимцев зрителей. Именно «Побег из Шоушенка» на момент публикации этого обзора возглавляет список 250 лучших мировых картин по версии IMDb и занимает почетное третье место в аналогичном топе на «Кинопоиске», после жизнеутверждающего «1+1» (2011) и многогранного «Интерстеллара» (2014).
«Ворон»
Неонуарный боевик Алекса Пройаса по мотивам одноименного комикса повествует о рок-музыканте Эрике Дрейвене, жестоко убитом вместе со своей невестой, но восстал из мертвых, чтобы отомстить всем причастным. «Ворон» – фильм, который крепко ассоциируется с «духом 90-х в кино», как и, увы, с гибелью актера Брэндона Ли. Ли, исполнитель роли Дрейвена, погиб из-за несчастного случая на съемках. Несмотря на трагедию, съемки все же довели до конца. «Ворон» получил большой коммерческий успех и до сих пор остается, вероятно, лучшим комиксовым фильмом своего времени.
«Интервью с вампиром»
Том Круз и Брэд Питт в знаменитой картине Нила Джордана по мотивам одноименного романа Энн Райс. Вампирский колорит и эстетику и яркий актерский состав – и самую своеобразную, если не одну из самых красивых ролей Тома Круза – зрители оценили в 223 миллиона долларов сборов в мировом прокате. Из всех режиссеров, когда-либо бравшихся за богатую вампирскую тематику, так, как Нил Джордан, страсти бессмертных не обыгрывал, пожалуй, никто и никогда. Среди многообразного «вампирского» кино «Интервью с вампиром» до сих пор стоит особняком, а это уже говорит о многом.
«Скорость»
Сюжет боевика Яна де Бонта прост донельзя и развивается вокруг автобуса, который по требованию террориста должен ехать без остановок и со скоростью не меньше 50 миль в час (около 80,5 км/ч). В противном случае он взорвется вместе с пассажирами. За руль режиссер посадил эффектную Сандру Буллок, а в помощники ей определил Киану Ривза. Тот, в роли полицейского по имени Джек, берет ситуацию в свои руки и не без труда, но спасает всех. Динамичности замыслу было не занимать, но выехать «Скорость» могла только на химии актеров, – к счастью, тут все сложилось. Впоследствии, кстати, Сандра Буллок и Киану Ривз сыграли вместе в еще одном полюбившемся зрителям фильме – мелодраме «Дом у озера» (2006).
«Звездные врата»
Эпичная работа Роланда Эммериха, который в своем, без сомнения, масштабном, творчестве охватил в том числе и другие миры. Здесь группа спецназа с ученым-египтологом отправляется через инопланетный механизм «звездные врата» в путешествие между мирами, которое может решить судьбу человечества. Культовость «Звездных врат» – фильма, ставшего основой одноименной научно-фантастической франшизы – сейчас трудно оспорить, хотя изначально он получил смешанные отзывы критиков. Впрочем, зрители не всегда согласны с критиками, поэтому «Звездные врата» заняли свое почетное место среди классики приключенческой фантастики.
«Король Лев»
Фильм, любимый многими с детства, он же – шедевр анимации от Disney, признанная классика и просто представитель «золотой эпохи» студии. Сюжет частично основан на шекспировском «Гамлете»: брат против брата, сын, который мстит за смерть отца. Это тоже яркая деталь, но о ней даже не обязательно быть в курсе – как в детстве, когда «Король Лев» вызывал эмоции, запомнившиеся на всю жизнь. И не просто так: анимация для того времени была самой передовой, сюжет заставлял проживать вместе с героями все их печали и радости, а саундтрек брал за душу. До сих пор «Король Лев» остается лучшим из лучших творений Disney.
«Маска»
Фэнтезийная комедия с Джимом Керри, ставшая одной из его «визитных карточек», рассказывает об обычном банковском служащем по имени Стэнли Ипкис, скромном и неудачливом. Стэнли случайно находит магическую маску, которая превращает его в мультяшное существо – неуязвимое, с буйным характером и пристрастием к шуткам «на грани» и «за гранью». «Маска» стала бенефисом Джима Керри, чью игру и самоотдачу не назовешь иначе, чем феноменальными. Даже через 30 лет после выхода «Маска» по-прежнему смотрится влет – в том числе благодаря передовым спецэффектам, которые принесли ему заслуженную номинацию на «Оскар».
«Тупой и еще тупее»
Еще одна легендарная комедия с Джимом Керри, где вторую главную роль сыграл Джефф Дэниэлс. Керри и Дэниэлс играют молодых людей, не обремененных интеллектом. Парни теряют работу и отправляются в дальнее путешествие, надеясь, что оно изменит их судьбы. В пути с ними случается множество курьезов, не обходится и без кейса с деньгами, которые друзья без задней мысли уводят из-под носа у бандитов. «Тупой и еще тупее» благодаря своей огромной популярности открыл путь в большое кино братьям Фаррелли, став для зрителей заметной вехой в кино 90-х.
«Няньки»
Жанр противостояния детей и взрослых в комедиях был бы неполным без «Нянек» Джона Парагона. В этом фильме громилы-близнецы (Питер Пол и Дэвид Пол) должны найти подход к двум маленьким разбойникам – тоже близнецам, – к которым их наняли охранниками. И у них получается, пусть и не сразу. «Няньки» с их грубоватым, но добрым юмором честно заработали свою репутацию фильма для всей семьи – хотя в США эта комедия далеко не так известна и популярна, как в России. Среди российских зрителей редко какой зритель прошел мимо «Нянек» – примерно как и мимо «Один дома» (1991), – и не вспоминает этот фильм как «ностальгическое кино».
«Форрест Гамп»
Картина Роберта Земекиса по роману Уинстона Грума о Форресте Гампе – не слишком умном, зато очень добром и благородном человеке, которому по жизни сопутствует редкая удача – в 1995 году взял «Оскар» за лучший фильм. С тех пор он обретается в числе самых ярких победителей в этой номинации, не в последнюю очередь потому, что обошел «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво». Благодаря роли Форреста Гампа Том Хэнкс вскарабкался на голливудскую вершину, сыграв необычного персонажа так, как не сыграл бы никто другой.
«Правдивая ложь»
Третья совместная работа Джеймса Кэмерона и Арнольда Шварценеггера, на сей раз – комедийный боевик и ремейк французской комедии «Тотальная слежка» (1991). Шварценеггер играет секретного агента Гарри Таскера, который преследует террористов по долгу службы и заодно изобретает оригинальный способ наладить семейную жизнь, втянув в шпионские игрища жену. «Правдивая ложь» была не совсем типична для творчества Кэмерона, однако и пародию на шпионские фильмы, и сам жанр экшена режиссер-перфекционист вытянул на все сто. Зрители даже замечают, что худший фильм Кэмерона был бы лучшим для других режиссеров... А потому «Правдивая ложь» – несерьезный боевик, который, тем не менее, легко и с иронией уделывает многие серьезные боевики.
«Утомленные солнцем»
Многослойная семейная драма Никиты Михалкова, замешанная на жизненных перипетиях многочисленных персонажей и истории СССР – лауреат премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» (1995). Несмотря на большую любовь зрителей, позднейшие продолжения – «Утомленные солнцем 2: Предстояние» (2010) и «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (2011) – такого же признания не получили. Тем не менее, фильм «Утомленные солнцем» был и остается знаковым, особенно для ценителей «раннего Михалкова».
«Замок»
Франц Кафка и его роман «Замок» (1926) в прочтении режиссера Алексея Балабанова – с альтернативным финалом и саундтреком, написанным Сергеем Курехиным, известным советским и российским музыкантом-авангардистом. Трактовка получилась достаточно вольной, но зрители, в том числе поклонники Кафки, ее приняли благосклонно. Балабанов – в самом облике которого присутствовало что-то «кафкианское» – постарался перенести на экран роман, где очень много трудновыразимого. И результат вышел как минимум экспрессивным и выдержанным в нужном духе.
«Мастер и Маргарита»
Особое упоминание
Картину Юрия Кары отличает загадочность непростой судьбы, примерно как и роман-первоисточник. Фильм, снятый в 1993 году и готовившийся к выходу в 1994 году, пролежал «на полке» вплоть до 2011 года из-за споров вокруг авторских прав. При этом он собрал в себе цвет артистов – Валентин Гафт в роли Воланда, Анастасия Вертинская – Маргарита, Михаил Ульянов – Понтий Пилат. В фильме снимались также Леонид Куравлев, Владимир Стеклов, Лев Дуров, Александр Филиппенко, Виктор Павлов – словом, актерский состав побил все рекорды по количеству громких и знаковых для отечественного кино имен. Кто-то видит в «Мастере и Маргарите» Кары «вариацию на тему», а кто-то – «"Мастера и Маргариту", которых мы заслужили», – или именно таким мог бы стать этот фильм при иных обстоятельствах.