Действительно ли новый альбом самой известной из ныне здравствующих хэви-групп мира был таким уж долгожданным? Нет и ещё раз нет. Как бы ни заходились от счастья прямо в день релиза немалочисленные комментаторы из числа пользователей Web-сайта AllMusic.com, «Hardwired… To Self-Destruct» особо никто не ждал — если не считать совсем уж «низовых» поклонников.
Дело в том, что Metallica едва ли не с самого начала своей карьеры в грамзаписи — это явно не та группа, которой грозит забвение хотя бы на час. Только если в 1983–1992 годах о суровом квартете было что говорить и что писать, то в последние годы Metallica уподобилась бывшему лидеру группы Dream Theater Майку Портному (Mike Portnoy) или «блюзмену в законе» Джо Бонамассе (Joe Bonamassa): её стало слишком много в смысле едва ли не ежедневных новостей. И это притом, что ее последний студийный альбом "Death Magnetic" датирован сентябрём 2008 года. В современном обществе при таком потоке информации сам новый альбом Metallica уже начал казаться чем-то совершенно излишним. Да и лидер группы, барабанщик Ларс Ульрих (Lars Ulrich) не особенно скрывал свои пространные рассуждения о необходимости ухода музыкантов на покой «ещё до издания очередной студийной работы».
Но даже поверхностное знакомство с размещёнными до выхода альбома на YouTube видеоклипами к композициям "Hardwired", "Atlas, Rise!" и "Moth Into Flame" наводило на мысли о том, что новая работа не простой релиз — а, в некотором смысле, золотой: он будет призван вернуть Metallica статус группы «для всех». Как минимум — для всех поклонников трэш-метала в его самой удобоваримой, коммерческой ипостаси. То есть группа явно надумала войти в ту же реку, что и четверть века назад с безымянным «чёрным альбомом» — да только трэш-метал как субстиль за 25 лет утерял весь опасный привкус музыки максимального бунта, нуждающегося в конвертации в мэйнстрим и миллионные тиражи. Конечно, можно допустить, что есть на белом свете такие обскуранты, которые никогда и ни о какой группе Metallica не слыхали — но им-то альбом к чему? Значит, группа целилась в своих поклонников — на это можно только сказать, что представления о собственной аудитории у группы не самые точные, прямо как у русской интеллигенции. Да-да, Metallica уже во второй раз уподобляется именно русскому интеллигенту, кающемуся за те ошибки, которые он либо совершал очень давно, либо вообще их не совершал. Еще можно понять, что "Death Magnetic" был собственным отмщением группы за провальный во всех смыслах альбом "St. Anger" (2003). Однако "Hardwired… To Self-Destruct" преподносится — и об этом пишется в открытую — как извинение за излишнюю сложность "Death Magnetic"! Нужно ли Metallica извиняться за альбом, который в своё время заслужил лестные сравнения с "…And Justice For All" (1988)?
Именно такого рода «извинениями» и вызвана вводящая многих в изумление компоновка основной части альбома: два CD с традиционной «виниловой» длительностью звучания. Многие удивляются — а в чём тут загадка? Так вот, на первый CD группа собрала те песни, которые сама считала хитами, а на второй — произведения того рода, которые нормально отнести к категории «заполнителей» (filler). В плюс музыкантам можно поставить то, что композиции у них получились совершенно естественные и в хорошем смысле банальные, будто они знакомы даже не поклонникам Metallica лет 20, не меньше. При этом на сей раз группа сочинила преизрядное количество прямо-таки классических гитарных риффов (необходимо упомянуть таковые в номерах "Confusion", "Man UNkind", "Am I Savage?" и "Murder One" со второго CD и в "Lords Of Summer" с бонус-диска) — но до переработки их в полноценные песенные произведения дело дошло гораздо реже. "Выход годных" (то есть хитов) ровно такой же, как «чёрном альбоме» — четыре композиции из дюжины: уже упомянутые боевые "Hardwired", "Atlas, Rise!" и "Moth Into Flame", а также "Now That We’re Dead", являющаяся прямым наследником знаменитой пьесы "Enter Sandman" (1991). Но все они собраны в начале первого CD…
А сами музыканты указывают нам, что «Metallica теперь уже не та». Во-первых — вокал Джеймса Хетфилда (James Hetfield), превращающий весь материал в, выразимся так, песни умеренно (и искусственно) озверевших миллионеров. Понятно, что Джеймсу далеко не 23, но ведь его ровеснику, лидеру Megadeth Дэйву Мастэйну (Dave Mustaine) удается петь злобно — как трэш-метал того и требует — до сих пор. И сильно раздражают гитарные соло Кёрка Хэммета (Kirk Hammett) — такое впечатление, что они создавались для легчайшего воспроизведения на концертах: овердрайв, «квакушка» и умеренная ловкость рук. Плюс ненужное затягивание песен, особенно на втором диске — только это не тот случай, когда музыканты вкладывают в песню всё, что они знают о музыке. Тут в песню вкладывают лишь то, что знают исключительно о себе любимых. Совсем разочаровывает концертная бонус-секция третьего диска — когда важные миллионеры поют былые Песни Злобы, слушатель неминуемо будет чувствовать себя обманутым. Но что с того — в случае со студийной частью "Hardwired… To Self-Destruct" мы имеем дело именно с альбомом для всех и каждого, а никак не для упёртого знатока субстиля или даже старого поклонника Metallica. Так что при оценке новинки следует, повторимся, исходить именно из этого постулата. Ценители лучше послушают новый альбом Testament.