Для быстрого поиска начните вводить запрос

"Hunky Dory" или «Всё ништяк»

Классическому альбому Дэвида Боуи исполняется 45 лет.
16 декабря 2016 0
"Hunky Dory" или «Всё ништяк»

В пятницу 17 декабря 1971 года на прилавках британских музыкальных магазинов появился четвертый альбом молодого, не очень известного, но не в меру амбициозного исполнителя - Дэвида Боуи. Музыканту катастрофически не везло на протяжении 5 лет, большинство коллег по цеху после такого количества отказов со стороны фирм звукозаписи, концертов без зрителей, непродающихся пластинок и насмешек со стороны критиков давно бы в слезах бросили сцену и нашли себе применение в офисной работе. Но не Боуи.

Этот парень шел напролом, никакие трудности его не останавливали. Дебютный альбом 1967 года продавался так плохо, что представители «Deram» в ярости вышвырнули Дэвида, утверждая, что от артиста одни убытки. Второй альбом с единственным хитом "Space Oddity" тоже провалился – публика ждала однотипных песен, а вместо этого получила причудливый и сложный набор фолк-мелодий, в которые нужно было въехать. Третий альбом "The Man Who Sold the World" вызвал скандал из-за неоднозначной обложки, да и Mercury Records особо не тратились на молодого исполнителя. Поэтому в создание "Hunky Dory" Боуи вложился всей душой, и результат не заставил себя долго ждать – уже через год музыкант оказался среди звезд первого эшелона на равных.


В большой и удивительной дискографии Дэвида Боуи эта работа занимает особое место. За последние 45 лет альбом был неоднократно признан критиками и меломанами как одна из лучших работ легендарного артиста.

В честь памятной даты – 15 интересных фактов, связанных с "Hunky Dory".


1


Первоначально для оформления альбома была сделана фотосессия, где Боуи предстал в образе египетского фараона. Но в итоге Дэвид остался не очень доволен этими снимками. Финальная версия обложки альбома, на которой Боуи копирует образ Марлен Дитрих (чей портрет он специально взял с собой на фотосессию), была создана другом детства Дэвида Джорджем Андервудом.

2

Первое издание альбома было отпечатано в конвертах двух типов – матовых и ламинированных. При том, что сейчас любое первое издание "Hunky Dory" - мечта многих коллекционеров, вариант с глянцевой обложкой особо ценится. Порой стоимость таких экземпляров достигает четырехзначных цифр (в долларах, разумеется), и по этому поводу в 2007-м году даже высказался сам Боуи. «При том, что у меня примерно 25 вариантов этой пластинки со всего мира в разных изданиях, включая самые первые британские издания, вынужден признать с печалью, что у меня нет копии с ламинированным конвертом (сам Боуи коллекционировал редкий винил - прим.авт.). Что же... У меня валяется пару копий "Hunky Dory" в подвале... Может у одной из них все же блестящая обложка?».

3

Выражение "Hunky Dory" является слэнгом и в переводе означает «все ништяк», «все круто».

4

При том, что выдуманная рок-группа The Spiders From Mars, сопровождавшая Боуи, а точнее – его героя Зигги Стардаста, была упомянута впервые в 1972-м году на обложке альбома "The Rise and Fall of Ziggy Stardust…", по факту над альбомом "Hunky Dory" также трудились «пауки с Марса». По сути, оба альбома создавались параллельно – когда работа над "Hunky Dory" находилась в финальной стадии, Боуи записал буквально половину своего следующего концептуального альбома. Уже на концертах, посвященных выходу "Hunky Dory", вовсю исполнялись такие композиции как "Five Years" и "Hang on to Yourself".

5


В начале 1972 года альбом не попал в чарты, однако впервые в карьере Боуи критики почти единогласно похвалили работу музыканта. Это здорово воодушевило Дэвида, и RCA в спешном порядке подготовили пресс-пакет с вырезками позитивных рецензий на альбом. В хит-парады "Hunky Dory" попал в июле 1972 года – сразу после выступления Дэвида Боуи на шоу "Top of the Pops". Пластинка поднялась аж до 3 места в хит-параде.

6


Когда в июне 1971 года началась работа над альбомом, у Боуи закончился контракт с Mercury Records. Но музыкант был настроен решительно – новая запись будет гораздо качественнее и увереннее прошлых работ, выдержана в общей эстетике, и в то же время разнообразна. И это должно было помочь ему добиться расположения у какой-нибудь уважаемой звукозаписывающей компании. В 1969-м ему отказывали Parlophone, которые не были заинтересованы в выпуске альбома "Space Oddity", Deram и вовсе плевались вслед молодому артисту, поскольку его дебютный альбом продавался из рук вон плохо. Но на этот раз Дэвид был уверен в победе. И не зря – в августе 1971 года американские представители уважаемой компании RCA услышали демо-пленки новой работы Боуи и были впечатлены. Так британский музыкант получил новый контракт аж на целых 3 альбома. И никто не догадывался, что из-за внезапного коммерческого успеха сотрудничество Дэвида и RCA продлится на десятилетие. Подписав контракт с британским аутсайдером, представители RCA сделали одну из лучших инвестиций в истории компании.


7



Во время поездки в США в 1971-м году для подписания контракта с RCA Дэвид Боуи решил посетить мастерскую Энди Уорхола. Среди новых композиций у Дэвида была шуточная ода американскому художнику, и он очень хотел лично ему ее исполнить. Добиться аудиенции у Уорхола получилось, но все пошло не так, как ожидалось. Художник выслушал песню с недоумевающим лицом и ни слова не сказал. Боуи как мог пытался удивить Уорхола, изображая пантомиму, но не срабатывало. В конечном итоге, когда Дэвид уже утомился устанавливать контакт с легендой поп-арта, Энди молча взял свой Polaroid, подошел к английскому музыканту, наклонился и сфотографировал его желтые ботинки. Так и прошла легендарная встреча двух икон поп-культуры.


8



Поездка в Штаты в 1971-м году была буквально переполнена знаменательными событиями для молодого артиста. Во время своего визита в США Боуи познакомился с музыкантами, которые сильно изменили его представление о концертных выступлениях и о музыке в целом. Это были Лу Рид и Игги Поп. Боуи был так впечатлен этими артистами, что непременно изъявил желание поработать с ними. Сотрудничество и с тем, и с другим материализовалось в ближайшем будущем, ну а пока, по дороге домой, Дэвид, которому еще предстояло доработать материал для «Hunky Dory», уже мысленно представлял себе гибридный образ Винса Тэйлора, Лу Рида и Игги Попа. Идея для имени вымышленного персонажа появилась, когда Боуи из окна поезда увидел вывеску забегаловки под названием "Ziggy". Схожесть с именем Игги насмешила Дэвида, и уже по возращении в Англию во время записи финальных треков "Hunky Dory" на свет появился великий и ужасный Зигги Стардаст.

9


«Женственный» образ музыканта в эпоху "The Man Who Sold the World" и "Hunky Dory" вызывал недоумение даже у матерых экспериментаторов. Платья от Майкла Фиша, широкополые дамские шляпы – самые экстравагантные артисты начала 1970-х смотрелись консерваторами на фоне Боуи. Из-за этого поездка в Штаты 1971 года чуть не закончилась для него трагично. Молодой артист был одет в одно из своих платьев и в таком виде гулял по улице. Немало прохожих выкрикивали ему вслед оскорбления, и в конечном итоге на музыканта набросился агрессивный мужчина с пистолетом, который заставил Боуи встать на колени и пригрозил его застрелить. Дэвида спасло присутствие концертных менеджеров, которые быстро увели его от рассвирепевшего американца.

10



В записи альбома "Hunky Dory" помимо музыкантов будущей группы "The Spiders From Mars" принимал участие 22-х летний клавишник Рик Уэйкман, который в том же 1971-м присоединился к Yes. С Уэйкманом Боуи познакомился двумя годами ранее, когда записывал сингл "Space Oddity". Впечатления у музыкантов друг от друга остались прекрасные. Уэйкман уверенно исполнил для "Space Oddity" с первого дубля партию мелотрона, чтобы затем вместо нее записали настоящий оркестр, а Боуи был настолько доволен результатом, что решил ничего больше не менять в треке и отказался от оркестровок. Уэйкман в свою очередь был удивлен адекватным отношением Дэвида к сессионным музыкантам и тем, что его все устраивало. «Обычно композиторы требовали по сотне раз сыграть один и тот же кусок», - вспоминает со смехом Рик. На "Hunky Dory" клавишные Уэйкмана можно услышать на композициях "Changes", "Oh! You Pretty Things", и "Life On Mars".

11



В качестве заглавного сингла с альбома "Hunky Dory" была выбрана композиция "Changes". «Заикающийся» припев Боуи подсмотрел у своей любимой группы The Who (композиция "My Generation"). Однако песня не вошла даже в Top-40, и, по сути, сингл провалился. Тем не менее, немногочисленные тогда еще поклонники быстро полюбили композицию и стали активно подпевать ее во время концертов, чем немало удивили самого Боуи. Через 16 лет "Changes" вдохновила создателей саундтрека к мультсериалу «Чип и Дейл спешат на помощь», которые в свою очередь написали хорошо известную детям 1970-1980-х годов рождения песню об отважных бурундуках.

12


Удивительным образом, хитом с альбома стала не "Changes", на которую сделали ставку представители RCA, а другая композиция, которая в итоге оказалась не шлягером-однодневкой, а настоящей классикой ХХ века - это была "Life On Mars?". Причем популярность песня приобрела уже после выхода альбома "The Rise and Fall of Ziggy Stardust…" - сингл с композицией вышел летом 1973, через полтора года после релиза "Hunky Dory". «Космическое» название песни лишь сыграло на руку Боуи – трек идеально вписался в легенду про Зигги Стардаста. Клип на песню был снят режиссером Миком Роком через несколько днем после возвращения Боуи из СССР.


Любопытно, что изначально композиция была своего рода пародией на номера из мьюзик-холлов, исполненная жеманным длинноволосым Боуи, напоминавшим тогда гибрид Марлен Дитрих и английского поэта начала ХХ века. Но после выхода клипа, снятого режиссером Миком Роком, "Life On Mars?" навсегда будет ассоциироваться с образом Зигги Стардаста в голубом костюме.

13


Во время работы над "Hunky Dory" в семье Боуи случилось пополнение – 30 мая 1971 года на свет появился Данкан Зоуи Хейвуд Джонс – сын Дэвида и его жены Анджелы. Радостному событию музыкант посвятил песню "Kooks", в которой он обратился к своему маленькому сыну, «который скоро вырастет» и «в которого они (с Анджелой) верят». С музыкальной точки зрения песня была пародией на Нила Янга, чей альбом звучал в доме Боуи в день рождения Данкана. В честь песни была названа известная группа The Kooks.

Летом 1971 года молодая семья устроила фотосессию в парке. Снимки были встречены общественностью с удивлением, поскольку с первого взгляда было трудно понять – где отец, а где мать (Дэвид был наряжен в экстравагантный безразмерный костюм, тогда как Анджела была довольно строго одета в брюки и куртку).

14


Одной из компаний, куда Боуи обращался с целью выпуска нового альбома, была созданная музыкантами The Beatles "Apple Records". Подробности этой истории туманны, но совершенно точно известно, что Дэвид неоднократно пытался брать штурмом Apple еще в 1968-м году, когда компания только открылась. Усилия молодого музыканта были бессмысленны - ему упорно отказывали. В 1971-м году же представители Apple внимательно прослушали записи, более того, до наших дней дошли ацетатные диски с логотипом Apple Records, на которых была запись чернового варианта "Hunky Dory". Скептики утверждают, что пластинки поддельные, тогда как некоторые из особо преданных фанатов Боуи все же убеждены, что ацетатные диски с названием "Apple Corps Custom Recording: Hunky Dorey" аутентичны. Так или иначе, на аукционах «яблочный» вариант альбома оценивается достаточно высоко.

15


Композиция "Bewlay Brothers", завершающая альбом, была посвящена сводному брату Дэвида – Терри Бернсу. Молодой человек страдал от шизофрении, и в 1971-м году его психическое состояние стало ухудшаться с каждым днем. Боуи с детства находился с Терри в дружеских отношениях, Бернс привил Дэвиду интерес к музыке и регулярно ставил пластинки любимых джазовых артистов. В зрелом возрасте Терри неоднократно предпринимал попытки суицида и, в конце концов, покончил собой в 1985-м году. Боуи переживал сумасшествие брата тяжело, поскольку считал его одним из лучших друзей детства. Кроме того, во время записи "Hunky Dory" Боуи стал опасаться, что болезнь передалась и ему самому, так как шизофрения, по словам музыканта, в их семье была наследственной. Через 20 лет после выхода "Hunky Dory" Дэвид посвятил еще одну песню своему на тот момент уже покойному брату Терри – "Jump They Say".



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями