24 декабря исполняется 71 год со дня рождения Иена Фрейзера Килмистера, куда более известного прогрессивному человечеству под именем Лемми, и без малого год, как его неукротимый рок-н-ролльный дух навсегда покинул бренное тело, испытавшее на себе последствия самых разных физических, химических и рок-н-ролльных нагрузок. Лемми всегда умел рассказывать красочные истории из своей жизни. Их можно прочитать в его многочисленных интервью, а также в его автобиографии "White Line Fever". Самые интересные из этих историй мы и предлагаем вашему вниманию.
Лемми и его приход в мир
По словам Лемми, история его пребывания в нашем бренном мире началась так: «Я родился под именем Иен Фрейзер Килмистер в канун Рождества 45 г., примерно на пять недель раньше срока, с прекрасными золотистыми волосами, которые, к радости моей странной мамаши, выпали пять дней спустя. Никаких ногтей, никаких бровей, я был весь ярко-красный. Мое самое раннее воспоминание – я кричу: что и по какой причине, я не помню. Возможно, истерика, а может, я просто репетировал. Я всегда начинал рано».
Лемми и его прозвище
Когда Иену было десять лет, его семья переехала в Северный Уэльс. Именно в тамошней школе он получил своё знаменитое прозвище. Сам Лемми не может объяснить, как это получилось. Возможно, оно возникло от того, что он «стрелял» у всех мелочь: “Lemme a quid!” («Одолжи фунт!»).
Лемми и самое верное средство
Лемми впервые взял в руки гитару, когда учился в школе. Музыка играла не последнюю роль в этом решении, однако, по словам Лемми, главной причиной всё равно были девочки. Однажды после экзаменов один из его одноклассников принёс в класс гитару. Он не умел играть, но тут же был окружен девушками. «А вот это прикольно!», - подумал юный Килмистер. У него дома на стене висела старая гавайская гитара, и вскоре он притащил ее в класс. Играть он тоже не умел, однако сразу же попал в окружение одноклассниц. Гитара действовала! Лемми: «Это единственная вещь в моей жизни, которая работала так моментально. Так что я никогда не оборачивался».
Лемми и встреча с прекрасным
Первой профессиональной командой Лемми была ритм-энд-блюзовая группа Rocking Vickers. Их продюсером был знаменитый Шел Талми, в то время работавший также с такими успешными группами, как The Who и The Kinks. У Rocking Vickers не было хитов, но зато на севере Англии публика принимала их с диким восторгом. Временами зрители, точнее, зрительницы буквально стаскивали их со сцены. Именно тогда Лемми почувствовал, что испытывает человек, с которого срывают джинсы: «С вас когда-нибудь срывали джинсы? Когда швы рвутся о внутреннюю сторону ноги? Это мучение, поверьте мне». Вокалисту группы Харри пришлось пережить нечто более серьезное. В самом начале одного из концертов он радостно выбежал на сцену к микрофону. Однако поклонницы потянули за шнур, лежавший на полу, шнур натянулся, и несчастный Харри на всей скорости зацепился за него ногой. Таким образом, его стремительное движение отнюдь не закончилось там, где он предполагал его закончить. По воспоминаниям самого Харри, последнее, что он успел ощутить, падая с высокой сцены в неистовую толпу девушек, это была радость от (стремительно) приближающейся встречи с многочисленными юными поклонницами. Однако, по воспоминаниям Лемми, поклонницы, узрев пикирующего на них вокалиста, успели расступиться, «как Красное море перед Моисеем, и он увидел, как быстро приближаются паркетины в полу. Кроме того, он сломал нос в двух местах. А какие-то девчонки сломали ему палец, пытаясь снять с него кольцо». Ах, это тяжкое бремя славы…
Лемми и его рок-кумиры
Лемми очень любил ранних The Beatles. Ему даже повезло увидеть их концерт в Ливерпуле, в клубе The Cavern: «Битлз были крепкими мужиками. Брайан Эпстайн, конечно, почистил их для массового потребления, но они уж точно не были сопляками. Они были из Ливерпуля – это все равно, что из Гамбурга, или Норфолка, штат Вирджиния – суровый приморский город, со всеми этими докерами и моряками, которые все дерьмо из тебя вышибут, если ты им моргнешь не так . Rolling Stones были маменькиными сынками – студенты арт-колледжа из пригородов Лондона. Мне нравились Стоунз, но они и рядом не стояли с Битлз – ни по юмору, ни по оригинальности, ни по песням, ни по манере держаться на сцене. Все что у них было – это танцующий Мик Джаггер. Да, Стоунз записывали отличные пластинки, но на сцене они были дерьмом, в то время как Битлз это всегда было то что надо».
В середине 60-х годов Лемми часто ходил на концерты своих любимых групп в Лондоне. Одним из его героев был будущий клавишник Deep Purple Джон Лорд, который в то время играл в группе Artwoods. Лидером Artwoods был Арт Вуд, брат Ронни Вуда, будущего гитариста The Rolling Stones. Ронни в то время играл в группе The Birds (Не путать с американскими The Byrds! – прим.ред.), и они тоже очень нравились Лемми. Однажды после концерта Artwoods Лемми разговорился с Джоном Лордом, и тот пригласил его как-нибудь заглядывать в гости и даже оставил адрес. По мнению Лемми, это было весьма неосмотрительно с его стороны. Наш герой выждал три недели, а затем отправился в гости. Он решил, что такая звезда, как Джон Лорд, обитает в собственном имении, не меньше, и был весьма удивлен, обнаружив по указанному адресу весьма скромный муниципальный дом. На часах было три ночи, однако Лемми не собирался отступать. Он постучал колотушкой в дверь, и ему открыла милая пожилая женщина. Лемми представился и сообщил, что хотел бы видеть Джона Лорда. «Он на гастролях в Дании», - сообщила пожилая женщина. Такого поворота событий Лемми предположить не мог. Повисла гнетущая тишина, после чего женщина любезно пригласила его в дом и предложила доспать остаток ночи на диване. Проснувшись утром, Лемми обнаружил перед собой Рона Вуда и его друзей. «Эй, что ты делаешь на мамином диване?», - поинтересовался Рон. Таким образом стало ясно, что милая пожилая женщина была мамой Рона и Арта Вуда, а Джон Лорд жил вместе с ними. Тем же вечером счастливый Лемми отправился на концерт своих любимых The Birds.
Лемми и наглая ложь
В 1971 году Лемми присоединился к группе Hawkwind, игравшей спэйс-рок, в качестве басиста, хотя на басу никогда раньше не играл. Его очень характерный стиль игры произошел от того, что играя на басу, он использовал свои старые приемы ритм-гитариста. Вместе с Лемми Hawkwind выпустили свой главный хит, концертную запись песни “Siver Machine”. Многие утверждают, что в тот памятный вечер Лемми был так плох, что его пришлось прислонять к усилителям. Однако сам музыкант утверждает, что всё это наглая ложь! Он всего лишь испытывал сложности с передвижением и плохо видел, что происходит вокруг. Технику пришлось поднимать Лемми на ноги, уперев его ботинками в край сцены, и надевать на него бас. Лемми только поинтересовался, в какой стороне находятся зрители и каково расстояние до края сцены. Получив необходимые инструкции, он отмерял нужное количество шагов и с честью отыграл концерт. А если кто и был не форме в тот вечер, так это вокалист Боб Кэлверт. Его вокал был настолько плох, что голос пришлось перезаписывать в студии. Каждый из музыкантов Hawkwind делал свою попытку у микрофона, но получилось только у одного из них… правильно, у Лемми!
Лемми и прилив вдохновения
По иронии судьбы, последняя песня, которую Лемми написал для Hawkwind, называлась “Motorhead”. Он сочинил ее в Лос-Анджелесе, отеле «Хайатт» на бульваре Сансет. Этот отель был знаменит благодаря погромам, которые там устраивали Led Zeppelin. В одном отеле с Hawkwind остановилась популярная в то время глэм-группа Wizzard, и в тот момент, когда Лемми в пол-восьмого утра накрыл приступ вдохновения, их лидер Рой Вуд любезно одолжил ему свою акустическую гитару. Лемми переместился с этой гитарой на балкон отеля и начал орать во всю глотку свою новую песню. По воспоминаниям Лемми, полицейские на улице начали проявлять признаки беспокойства. Они останавливали свои машины, выходили и смотрели на его вдохновенное выступление. Потом качали головой, садились в свои машины и уезжали. Лемми: «Видимо, они считали, что это галлюцинация».
Вскоре Лемми исключили из Hawkwind за то, что он пытался провести запрещенные вещества через канадскую границу и тем самым подставил всю группу. Когда басист решил создать свой собственный коллектив, ему не пришлось долго придумывать название.
Лемми и трудности панк-рока
Лемми действительно учил Сида Вишеза из Sex Pistols играть на бас-гитаре. Однако после нескольких дней занятий он сказал Вишезу: «Сид, ты не можешь играть на басу». «Я знаю», - ответил Сид.
Лемми и история советской авиации
Осенью 1997 года Лемми и его группа Motorhead впервые приехали в Россию. Лемми, по его словам, был впечатлён совершенно неистовым приёмом публики, однако организация концертов оставляла желать лучшего. Однажды поздним вечером группа вместе с техниками и оборудованием должна была вылетать из Москвы в Ростов-на-Дону. Музыкантов долго везли по пустынной темной дороге, после чего они увидели проступающий из темноты высоченный забор, караульные будки и поняли, что прибыли на военный аэродром. Вылет откладывался, потому что организаторы ожидали прибытия некого генерала. Наконец генерал прибыл в служебной машине с флагом, получил (по мнению Лемми) своё вознаграждение и отбыл. Группе разрешили лететь. Первым к самолёту отправился барабанщик группы Фил Тэйлор. Он внимательно осмотрел воздушное судно и решительно заявил: «Я на этом не полечу!». Лемми ответил ему «не дрейфь!» и вылез из машины, чтобы произвести собственный осмотр. После чего вернулся в машину и сообщил остальным: «Я на этом не полечу!». По словам Лемми, на лётном поле их дожидался доисторический двухмоторный бомбардировщик Ил-57 (Мы такого самолёта не не знаем! - прим.ред.), или что-то очень на него похожее. Самолёт был полностью выпотрошен изнутри, негерметичен и открыт всем стихиям; пассажирский отсек располагался в задней части грузового отсека и был оборудован садовой мебелью. Немного поразмыслив, музыканты Motorhead отказались лететь, а в качестве утешения отправили вместо себя команду техников. Лемми: «Ну, им будет, о чем рассказать. Больше всего на свете любят поныть о своих невзгодах!».
Лемми и кровь рок-н-ролла
Лемми всегда был далёк от здорового образа жизни; его увлечение вредными веществами стало притчей во языцех. Однако в районе 80-го года он подумал, что пора что-то менять и решился на операцию по замене крови – ту же самую, которую, по слухам, делали Киту Ричардсу (стоит заметить, что сам Ричардс факт подобной операции всегда старательно отрицал). Лемми прикинул, что после того, как в его жилах потечёт свежая и чистая кровь, ему не придется проходить через муки наркотической клиники. Он сдал все необходимые анализы и отправился к доктору. Однако его ждало разочарование: «У вас больше не осталось человеческой крови. Чистая кровь вас убьет», - сказал доктор, уточнив также, что рок-музыкант не может стать донором, потому что его кровь убьет обычного человека. Лемми не стал унывать: «Другими словами, то, что подходит мне, смертельно для других людей, а то, что подходит другим людям, смертельно для меня, но меня это устраивает. Думаю, что я уже вошел в какую-нибудь медицинскую историю. Я оставлю свое тело для опытов!»