Богатыри победили всех. Злодеев, готовых сунуться на Русь матушку не осталось, и они без подвигов сидят дома и мучаются от того, что приходиться заниматься хозяйством и – о, Боже! – ходить на базар за покупками, где их норовит обмануть каждый торговец. Силушка богатырская тает, а жители Киева уже открыто над ними посмеиваются. И герои решают отправиться в Китай за зубом двоюродного брата Змея Горыныча, который, якобы, возвращает силу. В это же время киевский князь со своим помощником и конем Юлием похищают сокровища Морского царя.
Начало вроде бы и ничего – есть, где развернуться. Мощный и могущественный соперник, захвативший в плен добродушного и дурашливого Юлия и затопивший Киев – вот он, подвиг, иди и спасай. Но история вдруг поворачивается совсем в другую сторону.
Морской царь оказывается тюфяком, одержимым лишь одной идеей – влюбиться и жениться. На похищенное сокровище ему все равно, он даже и не заметил, что кто-то его украл. Он и Киев-то топит, превращая всех женщин в русалок только из-за того, что прослышал от Юлия, будто там можно найти хорошую и красивую невесту. Все местные пахнут тиной, а ему это не нравится. Его выбор падает на Настасью – жену Добрыни, у которой как раз разлад с мужем.
Приключенческая история превращается в семейную полукомедию, которая совсем не тянет на детей 6+. Любовный треугольник с заведомо известным финалом банален и неинтересен. Поднимаются вопросы, кого же выберет Настасья, соблазнится ли она на богатства и перспективу стать царицей, как на все это отреагирует Добрыня, а вопрос возвращения богатырской силы отпадает сам по себе. Совсем не веселая и не детская история.
На первый план выходят жены богатырей, которые расстреливают из трезубца акул и морских хищных рыб, бьют тряпками влюбленного Морского царя и сетуют на запущенность и грязь подводного дворца.
Знакомые герои, которые полюбились и взрослым, и детям по нескольким предыдущим частям («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник») вроде бы и те же, но с таким же успехом можно было бы нарисовать совершенно новых и других – тогда, возможно, вся история выглядела бы интереснее и свежее. Более того, Морской царь оказывается почти точной копией киевского князя - они даже двигаются и говорят одинаково, со схожими интонациями, будто братья-близнецы, а царство морское – абсолютная калька Киева. Единственный персонаж, который вызывает хоть какой-то всплеск интереса, это верная советница и защитница Морского царя – осьминог, которая «поклялась еще вашей матери…» - ей так и не дали ни разу закончить эту фразу и сказать, что же именно она поклялась делать. Кстати, это еще одна едва просвечивающая любовная линия. Юлий явно начал питал к ней нежные чувства, но она была беззаветно влюблена в своего царя. Осьминожка – персонаж новый, но не выписанный до конца, ее попросту не хватило.
Мультфильм насыщен шутками и над некоторыми даже можно посмеяться, но только взрослым, потому что им знакомы обыгрываемые ситуации. Но не детям, для которых изначально создавалась картина. Все шутки вертятся вокруг семейных отношений, взаимопонимания или недопонимания между влюбленными, около быта и жизни после нескольких лет в браке. Однозначно не детский посыл.
Печально, но история про Илью, Добрыню и Алешу подошла к своему логическому завершению – и еще задолго до «Трех богатырей и Морского царя», несмотря на хорошую прорисовку и привычный колорит и яркость картинки, которая, когда она только появилась в самой первой части, была оригинальной и запоминающейся.