Обычно, если известный, успешный, ценный актер снимается в откровенной дорогостоящей халтуре, то либо у него дела идут как-то не слишком хорошо, либо он ввязался в это по настоянию/ просьбе режиссера-друга или агента-идиота. Однако в обоих случаях актеру будет немножко стыдно появляться в кадре, и зрители будут это чувствовать, понимая, что таким образом исполнитель как бы извиняется и обещает больше так не делать. В случае с участием Майкла Фассбендера в фильме «Кредо убийцы» мы видим, что никто не понимал, что выходит халтура.
Майкл Фассбендер играет роль Каллума Линча/ Агилара. Если описывать его по фильму, то это такой прыгучий, драчливый, заблудившийся во времени воин с голым торсом, капризный и угрюмый, но очень серьезный. Примерно такими же словами можно описать саму экранизацию. Казалось бы, у фильма «Кредо убийцы» и лично Линча-Агилара более чем внушительная «родословная»: на протяжении более чем 20 лет выходили не слишком удачные ленты по играм Mortal Kombat, Streetfighter, Max Payne, BloodRayne, Lara Croft, Warcraft и т.д. Однако создатели «Кредо убийцы», режиссер Джастин Курзель и Майкл Фассбендер в качестве исполнителя главной роли и одного из продюсеров, не стали учиться на их ошибках и не попытались бороться с «мусорным» проклятием экранизаций игр. Они просто решили опираться именно на высокий статус игры Assassin's Creed, не учтя, что в конечном итоге это больно аукнется их претенциозному фильму.
Созданный в мрачных научно-фантастических тонах эпохи Возрождения, фильм «Кредо убийцы» имеет (зачем-то) достаточно сильный актерский состав в лице Фассбендера, Марион Котийяр, Джереми Айронса, Шарлотты Рэмплинг и Брендана Глисона, а также бюджет более чем $150 млн и серьезное-пресерьезное намерение поведать зрителям очень важную философскую историю. Добро пожаловать в Испанию XV века – на дворе мирно соседствуют эпоха Возрождения и инквизиция, а значит, костры горят, и мы торжественно начинаем наше погружение в недра религиозных догм. Но сначала вернемся на несколько веков в будущее. Вот наш главный герой – Каллум Линч, преступник, которого один влиятельный тампли… человек Алан Риккин спас от печальной участи ради другой печальной участи. Так как в далеком прошлом (XV век) предок Линча состоял в тайном сообществе ассасинов, влиятельный тампли… человек решил заставить его «вернуться» во времена инквизиции.
Все, что первые полчаса происходит на экране, напоминает разговор Нео и Морфеуса в «Матрице»: «Тут ты можешь быть кем пожелаешь». Так вот, если бы Нео решил стать кем-то вроде Гамлета и сражаться с мистерами Смитами в декорациях XV века, то получилось бы «Кредо убийцы». Трагическое лицо Фассбендера каждую секунду напоминает зрителям, что это вам не какая-то заштатная экранизация игры – это настоящая драма! Только это, к сожалению, не так. Майкл Фассбендер здесь выступает чем-то вроде одного из множества спецэффектов. Появившись на экране он, с одной стороны, придает осмысленности происходящему, но в конечном итоге это не сильно помогает фильму.
Еще пара слов о сюжете: Линча спас от смерти упомянутый таинственный тампли… Риккин, который возглавляет корпорацию Abstergo Industries. Его дочь София, которую исполнила Марион Котийяр, курирует эксперимент, который помещает Линча в недра его генетической памяти с помощью гигантского прибора, который со всеми своими проводами, иголочками и мониторами чем-то напоминает адскую стоматологическую бормашину. Оказавшийся в XV веке Линч-Агилар вместе с другими ассасинами должен отыскать очень важный артефакт – яблоко Эдема, в то время как за ним пристально будет следить Риккин.
Не совсем понятно, почему и зачем в фильме происходит то, что происходит. Большая часть приглашенных актеров выполняет «бутафорскую» функцию, а наметки юмора остаются наметками – чтобы ничего не отвлекало от скучных Фассбендера, философии и спецэффектов. Впрочем, спецэффекты и претензия на «историческую достоверность» тут тоже, вместе с логикой, лежат рядышком в руинах (со спецэффектами ситуация, впрочем, чуть лучше). Основные сюжетные линии фильма – сражения и бойни, и где-то они даже являются неотъемлемой частью внутрисемейных отношений. При всем при этом компания Abstergo Industries – этакий «офис» современного христианского ордена тамплиеров, главных злодеев фильма. Где-то во всем этом явно есть глубокий драматический подтекст, но считать его не удается.
Если первые полчаса фильма – это «Матрица»/ «Гамлет», то оставшееся время – это «Матрица»/ «Код Да Винчи» (правда, Хэнкса тут вроде нет). При этом в «Кредо убийцы» есть кое-что обложек старых хэви-метал альбомов – мрачная атмосфера и куча самого изощренного средневекового оружия и цепей. На протяжении всего просмотра ощущается пафосная обреченность, которой пропитано буквально каждое «убийственное» действие главных героев-ассасинов, сам сюжет выглядит хмурым, пресыщенным ритуалами и абстракциями. Таинственность же любовно взращивается на пустом месте, и у зрителя может возникнуть справедливый вопрос – это он чего-то не понял, или загадки какие-то надуманные?
Джастин Курзель не просто сталкивает лбами ордены тамплиеров и ассасинов, как можно было ожидать от экранизации игры. «Кредо убийцы» пытается вникнуть в сложное устройство Вселенной Assassin's Creed и ее религиозных течений. Судя по всему, аудитория, на которую ориентировались создатели, это знатоки игры Assassin's Creed и всех ее внутренних культов, которые не только захотят лишний раз поразмышлять над философиями ведущих орденов, но и порадоваться тому, как точно визуальное решение «Кредо убийцы» соответствует дизайну игры. Однако спецэффекты, скажем прямо, тут не слишком потрясают воображение, а вся картинка – это будто бы воссозданная с помощью пелены пикселей живопись XV века (местами, впрочем, довольно удачно воссозданная). Лучше всего Курзелю удались те множественные спецэффект-моменты, где Майкл Фассбендер красиво и торжественно прыгает с высоких зданий. Правда, потом он приземляется, и все начинается по-новой: сумбур, философия, мрак, убийства…
Но знайте, скоро он опять прыгнет.