Частенько случается, что произведения автора знают лучше его самого. С одной стороны, это очень хорошо для художника – это значит, что его творения нужны людям, и народ их любит. Но с другой – всё же несколько досадно, когда популярные шедевры никак не связаны с твоим именем. Мы попытаемся исправить ещё одну такую несправедливость, и воспользовавшись подходящим предлогом – Днём рождения композитора Владимира Сергеевича Дашкевича, которому 20 января исполняется 82 года, представим и заодно поздравим Автора его же известными всем сочинениями.
Прежде всего, воспроизведём в честь именинника написанный им, не побоимся так назвать – гимн джентльменов. Впервые прозвучавший в популярнейшем телевизионном сериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Фильме, получившем признание даже на родине джентльменов – Англии. Без сомнения, во многом благодаря музыке, которую написал Дашкевич для этой беспримерно яркой и сочной картины.
Надо заметить, что джентльменство в крови у Владимира Сергеевича в прямом смысле – он настоящий потомственный дворянин с благородной генетикой, из тех, чьи предки страдали от власти за свои достоинства. О прадеде композитора – Вячеславе писал ещё Герцен в «Полярной звезде»: «красивый как ангел поручик Дашкевич». За свою красоту прадед и пострадал – точнее за то, что очаровал бывшую любовницу Листа, Вагнера (символическая связь!) и, как не повезло- баварского короля, родственника русского императора. За то был сослан на Кавказ.
Его дед был предводителем дворянства Тамбовской губернии, его ценил и даже протежировал Лев Николаевич Толстой. Когда Леонид Вячеславович тоже попал в опалу к царю (за написанную им антистолыпинскую книжку), великий писатель ему очень помог. Отец композитора – Сергей Леонидович, как водилось в конце 30-ых прошлого века по отношению к «бывшим» – был репрессирован, а, как полагалось в середине 50-ых – освобождён. Тогда же Владимир поступил в Московский институт тонкой химической технологии, получив по его окончании диплом инженера-химика.
Но как часто бывает у молодых людей – химичить его влекло совсем в другой области. Его настоящим призванием оказались эксперименты над нотами. Сначала он стал посещать семинар самодеятельных композиторов, а в 1962 году Владимир получил второе образование – музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Композиторский класс ему передал сам Арам Хачатурян.
Творчество Владимира Дашкевича на новом поприще оказалось очень плодотворным. Он написал 9 симфоний, 3 оперы, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концерта, у него множество произведений камерной, программной и вокальной музыки. Но, конечно, наиболее популярной стала его музыка к более чем 100 спектаклям и фильмам, в том числе знаковых театральных и кино режиссёров.
Начал он с того, что вместе со своим другом Юлием Кимом, написал песни к своему первому большому (и оригинальному) кино – «Бумбарашу».
В 1973 году в фильме «Капля в море» впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», которая потом стала музыкальной телезаставкой передачи «В гостях у сказки». Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году — в фильме «Там, на неведомых дорожках…», в том числе в песне «Приходите в гости к нам», для которой Юлий Ким написал слова (в картине «Капля в море» песня имела другой текст и называлась «Шапка-невидимка»)
Понравился маленьким зрителям и сказочный мюзикл Автора – «Пеппи Длинныйчулок». Очень мелодичны и трогательны по настроению романтические «Голоса морей» в исполнении Михаила Боярского из фильма по мюзиклу.
Не чужд Владимир Сергеевич и работе над мультфильмами. Замечательна его россыпь мелодий с джентльмено-английским уклоном к старым добрым кукольным мультфильмам по мотивам сказок английского детского писателя Дональда Биссета.
Широка популярность музыкальных тем композитора из многих знаменитых фильмов. Например, удивительно красивой лирической мелодии из сверхкассовойв своё время картины «Зимняя вишня».
Музыка Дашкевича на редкость мастерская по своим перевоплощениям. Недаром составители «Новейшей истории отечественного кино» характеризуют Владимира Сергеевича как композитора-актёра, который «превосходно умеет соответствовать задачам игровым, театральным, стилизаторским». Щемяще-тревожная тема из взрывного в своё время «Собачьего сердца» - красноречивое тому свидетельство.
Как говорит сам Дашкевич, у него два крыла – поэт-бард Юлий Ким и певица Елена Камбурова. Чрезвычайно душевный романс «Не покидай меня, весна» парит в небе как раз на этих двух крыльях.
Интересны разнообразные песни и в музыкально-историческом опусе-эпосе «Ярославна, королева Франции». Вот песня, которую исполняет герой Василия Ливанова, Бенедиктус (за него поёт Михаил Боярский).
Вышедший в 1978 году фильм «Ярославна, королева Франции» интересен тем, что в нём собралось блестящее трио: режиссёр Игорь Масленников, актёр Василий Ливанов и композитор Владимир Дашкевич. Это же трио год спустя объединит усилия для работы над фильмом, отмеченным, безусловно, самой известной музыкой Дашкевича, - «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Как же появилась на свет знаменитая мелодия? Самое удивительное, что она родилась спонтанно, буквально за минуту! Недовольный долгим отсутствием темы, режиссёр Игорь Масленников позвонил композитору. Жена композитора поднесла трубку к роялю, за которым сидел Владимир Сергеевич, а тот просто сыграл первое, что ему пришло в голову. Не менее успешной получилась и тема из фильма «Собака Баскервилей» 1981 года.
По-джентльменски благородна и чиста музыка Владимира Сергеевича Дашкевича. В полном соответствии с приобретёнными генами и воспитанием автора. Она поднимает дух и заставляет не унывать. Даже если ты вдруг оказался «Без семьи».
И в самом заключенье, бонусом - реальный бит с приподнятым тонусом - «Гори-гори ясно» из кинофильма «Засекреченный город».