​«Голос Монстра»: трогательная притча о сильной любви и тяжелой потере

У Хуана Антонио Байоны получился визуально потрясающий и глубоко искренний фильм.

Кому смотреть: тем, кому не понравился наивный и простоватый «Большой и Добрый Великан» Стивена Спилберга.

Кому не смотреть: тем, кто не любит «тяжеловесные» истории и для кого развлекательность фильма в приоритете.

Как подготовиться к просмотру: можно прочитать книгу Патрика Несса «Голос Монстра» и запастись платочками.

Не рекомендуется к просмотру детям до 12 лет.


Есть фильмы, перед просмотром которых на входе в зал должны стопочкой лежать бумажные платочки, чтобы было чем промакивать глаза, и один из них точно «Голос Монстра». Причем во время просмотра вам не удастся тайком от соседа смахнуть слезу – тут не будет никакой возможности скрыть свои эмоции. Прекрасная «слезовыжимательная» (в хорошем смысле) фэнтези-драма Хуана Антонио Байоны рассказывает историю маленького мальчика, который пытается принять неизбежную скорую смерть матери. Не торопитесь ставить клеймо «Простая мелодрама», прочитав эти строки – именно по отношению к «Голосу Монстра» можно сказать, что желание сценариста и режиссера (композитор тут тоже постарался) вызвать у зрителей слезы не снизило уровень качества фильма. В этой драме с нотками фэнтези (чем-то даже напоминает «Лабиринт Фавна» Гильермо Дель Торо) Хуан Антонио Байона подтверждает свое режиссерское мастерство рассказать историю о настоящих чувствах, насытив ее фантазией и искренностью. При всем при этом «сказочный» «Голос Монстра» рассказывает о том, что воображение не должно никогда подавлять характер героев.

Снятый по одновременному роману Патрика Несса (который, оказывается, неплохой сценарист – писатель сам адаптировал книгу для большого экрана), «Голос Монстра» рассказывает о событиях, которые происходят в современной Англии с 12-летним Конором (сильная актерская работа дебютанта Льюиса МакДугалла). Лиззи, мать Конора (Фелисити Джонс), проходит финальную стадию химиотерапии, и постепенно выясняется, что с ее болезнью не в состоянии справиться даже самые сильные лекарства. Мальчик, однако, не может и не хочет мириться с тем, что мать угасает – он отыскивает любую возможность, любую зацепку, чтобы верить в ее скорое выздоровление, не понимая, что этим делает больно не только себе, но и ей. Будучи, как и мама, художником, Конор вспоминает, как когда-то они вместе рисовали Монстра – фантастическое существо, которое, «притворяясь» тисовым деревом с соседнего кладбища, может по собственной воле превращаться в огромного великана с горящими глазами и громким голосом. Однако стоило Конору начать рисовать Монстра, как то самое тисовое дерево и впрямь превратилось в могучее создание, которое постучало в окно его спальни.

Монстр, которого в оригинале громогласно озвучил Лиам Нисон (черты великана также схожи с чертами лица актера), сообщает Конору, что он будет приходить на протяжении трех ночей в 12:07, чтобы рассказать ему три истории. После этого уже сам Конор должен будет рассказать Монстру свою историю. Поначалу Конор боится Монстра, однако более-менее доверительные отношения между ними устанавливаются уже после первой истории великана, которая не столько рассказывается Монстром, сколько показывается режиссером с помощью визуально великолепной анимации в духе ленты «Гарри Поттер и Дары Смерти».

Пока Конор, обескураженный необычными, непривычными сказками Монстра, спорит с ним о том, как было бы правильно завершать ту или иную сказку, из-за ухудшения состояния здоровья матери его строгая бабушка (Сигурни Уивер) решает забрать внука к себе, чтобы Лиззи могла вернуться в больницу. Отец Конора, когда-то разошедшийся с Лиззи «из-за того, что они были слишком молоды», приезжает к сыну из Америки, катает его на каруселях и покупает мороженое, чтобы немного отвлечь его от мрачных мыслей, но все же отвечает отказом на просьбу мальчика забрать его с собой в Лос-Анджелес.

Таким образом Конор, в основном, остается один на один со своим горем – только Монстр, являющийся ему ровно в 12:07, продолжает рассказывать свои истории, чтобы помочь мальчику принять неизбежное. Если бы «Голос Монстра» экранизировал кто-то другой, была бы огромная вероятность, что эта глубокая человеческая поучительная драма на экране смотрелась бы как очередная высосанная из пальца мелодрама о мальчике, который смог. Однако в руках Байоны роман получил захватывающую, вдохновленную экранизацию. Режиссер смог отыскать баланс между фантастикой и серьезной драмой, эти два компонента совершенно не мешают друг другу и не перебивают один другой. В финале истории Байона так и не сообщает зрителю, выдуман ли Монстр Лиззи и Конором, или же он реален. Ведь, в общем-то, нам и не важно это – важно то, какие выводы сделает Конор из этих событий и как глубоко мы можем сопереживать ему.

Хуан Антонио Байона уже третий раз работает с оператором Оскаром Фаурой, и в «Голосе Монстра» с помощью точных, выверенных кадров и продуманной кинематографии они смогли придать картине впечатляющий масштаб, вызвав при этом у зрителя подлинные эмоции. Это относится и к тихим, личным сценам общения Конора с матерью, и к сценам ссор мальчика с его бабушкой, не говоря уже об общении упрямого мальчишки с Монстром. В то же время Байона сумел добиться от актеров искренней игры, позволив им буквально сиять в своих ролях, играть их так, как они их видят.

И актеры действительно сияют. Льюис МакДугалл играет упрямого, забитого, одинокого мальчика, детство которого внезапно прервалось тяжелой болезнью матери, единственного человека, которому он действительно нужен. Эта роль требует от него интенсивных, сильных эмоций, которые он, однако, воплощает легко и искренне. В каком-то смысле юного дебютанта можно назвать бьющимся сердцем всего актерского ансамбля. В то же время Фелисити Джонс, которую мы ранее видели в «Изгое-один», прекрасна – она очень много говорит одним только взглядом. Актриса сумела буквально дать зрителю почувствовать желание ее героини остаться с сыном, быть сильной ради него, что осложняется сильной болью и страданиями, которые причиняет ей болезнь. Озвучивший Монстра в русском дубляже Владимир Антоник подарил своему герою именно тот голос (ведь фильм называется «Голос Монстра»), который был ему необходим: пугающий, но в то же время утешающий голос утверждает Монстра как жизненно необходимую часть этой фантастической мозаики.

Примерно за 30 минут до конца фильма вы (и тот тип на соседнем кресле) будете готовы разрыдаться, но то, что произойдет дальше, высушит ваши слезы и заставит с замиранием сердца наблюдать за происходящим. Хотя и не по тем причинам, о которых вы, скорее всего, подумали. Все это свидетельствует о тонком, продуманном до мелочей сценарии Патрика Несса и аккуратном подходе Байоны к экранизации. Этот фильм выходит далеко за рамки избитого «Как же грустно, что люди умирают». Да, к сожалению, в конце концов наши родные уходят из нашей жизни, но то, как мы реагируем на приближающуюся смерть, как мы относимся к тому, кто сейчас тяжело болеет и нуждается в нашем понимании – все это может усиливать и нашу, и их боль в десятки раз.

Монстр в фильме Байоны не просто учит нас тому, как принимать такое горе – в конце концов, мы все это делаем по-разному. Он предлагает нам посмотреть историю, где герой осмеливается противостоять горю с помощью воплощенной в реальность фантазии – и в этом плане фильм хорош. Конечно, в определенные моменты он «щелкает по носу», возвращая зрителей с небес на землю и из фэнтези в реальность. Однако «Голос Монстра» сделан так искренне, так ярко и так наполнен эмоциями, что трудно сдержать слезы. Поэтому не забудьте взять с собой платочки. Пригодятся.


Читайте также