Для многих слушателей остров Ямайка и происходящая оттуда музыка регги полностью ассоциируется с именем легендарного Боба Марли. Он был самым великим, однако далеко не единственным исполнителем регги. В честь дня рождения знаменитого музыканта Soyuz.Ru вспоминает 20 отличных альбомов, сделанных на солнечном острове в 70-е годы - золотую эпоху регги.
6 февраля 1945 года родился Боб Марли – безусловно, самый известный
человек с Ямайки. Имя Боба Марли знакомо буквально каждому -
даже людям далеким от музыки регги и уж тем более от растафарианской
религии. Для многих имя этого человека - синоним свободы и
одухотворенности, борьбы и победы, искренности и честности. Боб
действительно олицетворял собой все это. О чем бы он ни пел - было
правдой, о чем бы ни говорил - в это верил, за что бы ни боролся - делал
это от всего сердца. Обладая талантом, данным ему свыше, Боб Марли
воплощал все свои мечты и устремления в жизнь, никогда не обманывая ни
себя, ни окружающих. Во многом именно благодаря этому Боб стал тем, кто
он есть - пророком для нескольких поколений людей.
Дело Боба Марли продолжает жить и находить искренний отклик в сердцах миллионов людей по всему миру. Он, безусловно, самый яркий и поистине выдающийся музыкант и человек. Но далеко не единственный талант, зародившийся на Ямайке. Многие слушатели знают Боба и с готовностью перенимают разнообразные внешние атрибуты растафарианской культуры, однако далеко не все пытаются копать глубже и не многие жаждут по-настоящему познать уникальную музыку Ямайки: ска, рокстеди, регги, даб, денсхолл.
В честь дня рождения Боба Марли мы представляем список из 20 наиболее важных, интересных и, безусловно, очень ярких альбомов, о которых мировая музыкальная общественность могла бы никогда и не узнать, не проруби Боб Марли окно этой музыке во весь остальной мир.
Период 70-х годов прошлого столетия был золотым для музыки регги. За это время появились интереснейшие музыканты, записавшие потрясающие альбомы; а те, кто начал еще в предыдущем десятилетии, по-настоящему расцвели в следующем, выпустив свои лучшие пластинки.
BOB MARLEY & THE WAILERS - "Exodus"
1977
Безусловно, самый широко известный, раскрученный и всеми почитаемый альбом Боба Марли, и величайший альбом не только в жанре регги, но и один из самых главных в популярной музыке XX века.
Во многом неспокойный период конца 70-х годов в жизни Боба совпал с пиком его творческой энергии. На этом альбоме Боб приблизился к совершенно неземным высотам и создал настоящий шедевр, безупречное музыкальное произведение от начала и до конца. Этот диск стирает границы не только музыкальные, но и национальные. Альбом мира, альбом любви, альбом-борьба, межнациональный диалог.
Вторая половина 70-х была очень неспокойным временем для Ямайки. По сути, Ямайка находилась на пороге гражданской войны. Происходило жесткое противостояние двух основных политических партий - Народной Национальной Партии (ННП) во главе с Майклом Манли и Лейбористской Партии Ямайки (ЛПЯ) с консерватором Эдвардом Сеага у руля. Криминальная обстановка была накалена до предела, потасовки и даже перестрелки на улицах были обычным явлением. Фигурой Боб Марли был публичной и авторитетной, поэтому происходившее не могло не коснуться его. В декабре 1976 года на Боба было совершено покушение: неизвестные преступники расстреляли дом Боба. Ранение получил сам Боб, его жена Рита, а также менеджер Дон Тейлор. Несмотря на полученные ранения в грудную клетку и плечо, Боб Марли принял участие в запланированном через два дня после происшествия концерте "Smile Jamaica", призванном разрядить ситуацию в стране. Боб героически отыграл полуторачасовой концерт. Однако вскоре принял решение уехать на некоторое время из Кингстона в Лондон. Там, фактически находясь в изгнании, Боб принялся за работу над альбомом "Exodus".
Вся первая сторона альбома касается политики и злободневных тем. Острые, резкие, мрачные песни выдают ощущение горечи и досады. Очевидно, недавние события не могли не найти своего отражения в творчестве Боба. Но Боб оставался самим собой, и темы духовности и веры, любви и секса, счастья и веры в светлое будущее также не могли пройти мимо, в результате чего вся вторая сторона пластинки состоит из светлых, красивых, лиричных и нежных песен.
VARIOUS ARTISTS - "The Harder They Come"
1972
Один из двух главных регги-альбомов, благодаря которому произошла мировая регги-революция. Если раньше отголоски ямайской музыки хоть и доносились до европейской и американской аудитории, то все это было на уровне отдельных синглов для довольно ограниченного круга аудитории, однако с выходом саундтрека "The Harder They Come" ("Тернистый путь") регги произвел феноменальный фурор в глобальном масштабе, а вышедший спустя несколько месяцев "Catch A Fire" Боба Марли и The Wailers навечно закрепил солидный статус этого стиля на мировой сцене.
Имя Джимми Клиффа, который исполнил на альбоме большинство номеров и сыграл в фильме главную роль, уже было знакомо слушателям из Великобритании и США. Некоторые из его композиций даже оказывались в хит-парадах. Более того, именно на Клиффа была сделана основная ставка как на главную звезду с Ямайки. Проект “The Harder They Come" - безусловно, его звездный час.
При всей своей наивности, этот фильм, полостью снятый на Ямайке в аутентичных условиях, дает возможность воочию лицезреть, что из себя представляла жизнь простых ямайцев тех лет. В центре сюжетной линии - парень по имени Айван, который перебрался из трущоб гетто в Кингстон, пытаясь пробиться в люди через музыку. Оказавшись в студии с потенциальным хитом, выпущенный вскоре сингл остался практически незамеченным. После этого разочарованный Айван встал на криминальный путь, и вскоре превратился в самый разыскиваемый преступный элемент, а некогда записанная им песня, на фоне происходившей вокруг него шумихи, стала номером один.
В саундтрек к этому культовому фильму, помимо специально написанной "The Harder They Come", вошли такие хиты Клиффа, как "You Can Get It If You Really Want", "Many Rivers To Cross" и "Sitting In Limbo". Остальное пространство на пластинке занимают Toots & The Maytals с их фантастическими вещами "Sweet And Dandy" и "Pressure Drop", а также увековеченная в будущем группой Boney M песня "Rivers Of Babylon" в оригинальном исполнении The Melodians, трогательный номер "Johnny Too Bad" от The Slickers и другие вещи топовых ямайских исполнителей того времени.
BOB MARLEY & THE WAILERS - "Catch A Fire"
1973
Альбом, который дал понять мировой музыкальной общественности, что регги - это серьезно. "Catch A Fire" и саундтрек к фильму "The Harder They Come" сделали свое дело: благодаря этими дискам, а также благотворному стечению обстоятельств, регги начал активно проникать в европейские и американские массы. Для Боба этот альбом стал одним из пиком в его каталоге записей и настоящей жемчужиной в музыке регги. И конечно, эта пластинка открыла Бобу двери в будущее.
Но путь к этому диску был для Боба Марли и The Wailers тернистым. К этому альбому, к контракту с крупным лейблом ребята шли долго и упорно. К счастью, руководитель лейбла Island Крис Блэкуэлл, который обладал фантастическим чувством на таланты, быстро обнаружил его и в The Wailers: практически сразу после знакомства с ними в Лондоне в начале 70-х предоставил музыкантам денег на запись альбома и возможность вернуться домой, на родину, после того, как бедолаги остались практически без гроша в кармане. Группа ухватилась за возможность сотрудничества, и совсем скоро у группы была готовая запись, с которой Боб отправился в Лондон к Блэкуэллу. Крис Блэкуэлл решил, что запись необходимо несколько адаптировать под не совсем готовых к новому стилю европейских и американских слушателей. Так на запись была наложена дополнительная соло-гитара, слайд-гитара и клавишные. Если сравнивать с оригинальной записью, доступной, в частности, на юбилейном переиздании альбома, классический вариант, возможно, вылядит немного утратившим свою аутентичность, но при этом представляется музыкально богаче и сочнее. Звук звуком, но главное - материал, а он здесь превосходен. Многие из композиций неоднократно использовались The Wailers и ранее, но именно здесь эти композиции нашли свое классическое воплощение. Несмотря на то, что Боб очевидный и безоговорочной лидер, The Wailers воспринимаются здесь именно как группа. Боб не пытается откровенно перетаскивать одеяло на себя, и у Питера Тоша есть право голоса, которое он использует на двух композициях.
MAX ROMEO AND THE UPSETTERS - "War Ina Babylon"
1976
Вместе с "Police & Thieves" Джуниора Марвина и "Party Time" группы The Heptones, этот альбом входит в состав так называемой «святой троицы» дисков, сделанных при активном участии Ли Перри в его продюсерском храме Black Ark. Сотрудничество Макса Ромео с Перри и группой Upsetters принесло поистине фантастический результат, подарив миру один из лучших альбомов в истории ямайской музыки. "War Ina Babylon" - как гора в ландшафте регги.
Фирменный саунд Ли Перри того периода с характерными мрачноватыми и пространственными тонами, тяжелыми и тягучими грувами, неповторимыми ритмами безупречно сочетаются с несколько отрешенным вокалом Макса Ромео.
Для Макса Ромео, за плечами которого к тому моменту уже было некоторое количество хитов и несколько альбомов, этот диск стал большим шагом вперед.
Вещь “Chase The Devil” с этой пластинки неоднократно цитировалась известными исполнителями, включая группу The Prodigy, которые сделали благодаря этой вещи себе хит под названием “Out Of Space”
THE CONGOS - "Heart of the Congos"
1977
По мнению многих специалистов в области музыки регги – едва ли не самая лучшая работа в этом жанре. Вновь продюсерская работа Ли Перри, одновременно квинтэссенция его продюсерской деятельности и последнее по-настоящему значимое его творение. Многие считают, что здесь Ли Перри достиг недостижимых высот в области звука и атмосферы, волшебным образом передав всю суть музыки Congos. Записанный, как и полагается, в стенах студии Black Ark, этот диск, по мнению Перри, стал одним из тех моментов, которые разрушили атмосферу студии. А самих Congos в своих поздних интервью продюсер именует не меньше, чем демонов. И действительно, когда слушаешь этот альбом, складывается вполне демоническое ощущение. Выражаясь абстрактно, есть в звуках этой музыки нечто нечеловеческое, что-то отрешенное и доносящееся будто откуда-то из другого времени. "Heart of the Congos" - по-настоящему живой альбом, он дышит и передает свое мироощущение слушателю, поглощая и не оставляя никаких шансов быть не воспринятым.
Этот уникальный и самобытный диск не похож ни на один другой рутс-регги альбом.
Для записи пластинки Ли Перри привлек таких первоклассных ямайских исполнителей, как Грегори Айзекс, пару человек из The Heptones и группу The Meditations. Однако несмотря на качественную работу, участники Congos затаили на Ли Перри обиду в связи с тем, что тот, разругавшись с лейблом Island, на котором успело выйти немало успешных работ под крылом продюсера, издал альбом Congos на своем собственном, небольшом лейбле крохотными тиражом, что, конечно, отразилось на популярности пластинки не самым лучшим образом.
BURNING SPEAR - "Marcus Garvey"
1975
Исторические корни растафарианства уходят далеко вглубь истории, но современная страница этой религии распахнулась в начале ХХ века и фактически берет свое начало с Маркуса Гарви, борца за права чернокожего населения и пророка, предсказавшего появление Хайле Селласие I, ставшего для раста Богом.
Свои чувства к Маркусу Гарви воспел Уинстон Ролни, более известный как Burning Spear, записав один из наиболее интересных рутс-регги альбомов. Неспешный альбом с вязкими ритмами, размеренными структурами и одухотворенными пассажами. Раскачивающая ритм-секции, монотонно шаркающая гитара, могучий голос главного персонажа, аутентичная духовая секция и вполне заметная флейта делают блестящий саунд этого диска еще богаче и разнообразнее.
TOOTS & THE MAYTALS - "Funky Kingston"
1975
Группа The Maytals во главе с колоритнейшим вокалистом Фредериком Хиббертом по прозвищу Toots зародилась еще во времена музыки ска, прошла через рокстеди и стала одной из наиболее важных и коммерчески успешных команд из Ямайки на мировой арене. У группы было немало хитов как в родной стране, так и за ее пределами. Интересно еще и то, что первое упоминание стиля регги приписывается именно Maytals с их хитом 1968 года "Do The Reggay" (именно в таком написании). По сравнению со многими другими группами из Ямайки, The Maytals сильно выделялись благодаря уникальному голосу Тутса Хибберта, который мог петь в равной степени эмоционально хоть лирические баллады, хоть по-настоящему забойные вещи, раскрепощая свою луженую глотку. Звучание The Maytals отличалось оригинальностью и разнообразием: по большому счету, их классический, фирменный стиль - нечто большее, чем просто регги. В свой саунд они с легкостью замешивали и соул, и фанк, и ритм-н-блюз, добиваясь оригинального и аутентичного сочетания.
Начиная с конца шестидесятых The Maytals записывали вещи, которые потом вдохновляли и американскую, и британскую аудиторию. Например, неравнодушная к ямайской музыке группа The Clash с радостью перепела их вещь "Pressure Drop".
Группой был впечатлен и глава лейбла Island Records Крис Блэкуэлл, который описывал The Maytals как революционную, дикую и крайне динамичную группу.
Среди наиболее важных альбомов The Maytals обычно выделяют "Funky Kingston" (1972) и "In The Dark" (1973), выпущенные как на Ямайке, так и в Великобритании. Но самый яркий и хитовый - американский вариант "Funky Kingston", сохранивший не только название оригинального альбома, но и его обложку. Американский LP представляет собой выжимку из упомянутых альбомов и выглядит действительно круто.
CULTURE - "Two Sevens Clash"
1977
Ямайцы - народ суеверный. Когда Маркус Гарви, которого многие жители Ямайки считают настоящим пророком, предсказал, что апокалипсис наступит в тот момент, когда сойдутся цифры 7 (7-й день, 7-й месяц, 77-й год), народ не на шутку напрягся и начал ждать этот день с опаской. А тут еще масла в огонь подлила группа Culture, которая решила освежить память и напомнить о дне грядущем, выпустив сингл "Two Sevens Clash". 7 июля 1977 года ямайцы переполошились. Настолько, что многие общественные места и некоторые государственные учреждения просто не работали, а народ предпочел остаться дома. Никакой особой повышенной концентрации происшествий, впрочем, в этот день зафиксировано не было, а сингл Culture к этой дате стал большим хитом, как и одноименный альбом, на который и попала эта вещь.
Несмотря на мистику, музыкально диск выглядит вполне жизнеутверждающе и куда оптимистичнее многих других дисков, записанных на Ямайке в то время.
Три вокалиста, составляющие группу Culture, обладают яркими и выразительными голосами, но особенно оригинальным выглядит вокал главного и бессменного участника Джозефа Хилла. Записанный при поддержке двух значимых продюсеров Джо Гиббса и Эррола Томпсона "Two Sevens Clash" - прекрасный образец рутс-регги с характерной религиозной основой и отличным материалом.
BOB MARLEY & THE WAILERS - "Natty Dread"
1974
Поворотный альбом Боба Марли и The Wailers. Боб остался без Питера Тоша и Банни Уэйлера, собрал I-Threes во главе со своей женой и записал этот потрясающий диск. Как утверждает Рита Марли в своей книге, Боб был крайне опечален уходом Питера и Банни, но взял себя в руки и записал одну из своих лучших работ. Именно здесь присутствует его самая хитовая и всеми любимая вещь "No Woman, No Cry", которая, впрочем, конкурирует с живой версией Боба с альбома "Live!", но выделяется тем, что в студийной версии впервые в ямайской музыке использована драм-машина. Однако никакой механический звук не мешает этой композиции вызывать эмоциональный резонанс даже у самых строгих слушателей.
Как известно, Боб всегда писал свои песни о том, что чувствовал, что имело место быть в его жизни, и те события, которые воспеваются в "No Woman No Cry" действительно происходили, о чем очень живо вспоминает Рита в своих мемуарах. То же самое касается и заглавного трека "Natty Dread", где Боб, словно прогуливаясь по узким улочкам Тренчтауна, перечисляет их незамысловатые, пронумерованные названия.
Боб Марли был велик всегда - хоть на ранних записях с Клементом Доддом, Лесли Конгом или Ли Перри, но здесь родился именно тот Боб Марли, который записал те самые песни, которые все знают и по мере своих сил и возможностей подпевают.
THE ABYSSYNIANS - "Satta Massagana"
1976
Этот альбом, также известный под названием "Forward On To Zion", обладает поистине культовым статусом, а композиция "Satta Massagana" для многих считается растафарианским гимном. Эта вещь была записана еще в 1969-м году совместно с легендарным ямайским продюсером Клементом "Коксоном" Доддом, однако Додд, по каким-то неведомым причинам, отказался выпускать этот номер на своем лейбле. Тогда группе The Abyssinians пришлось выкупить запись у Додда и выпустить ее самостоятельно. Ход оказался беспроигрышным, так как совсем скоро вещь стала пользоваться бешеной популярностью, особенно в тусовках растаманов.
Сам же альбом вышел неофициально в 1975-м, и только годом позже - на официальном лейбле. "Satta Massagana" - настоящая классика рутс-регги: спокойные, неспешные ритмы, расслабленное настроение и одухотворенная атмосфера.
THE UPSETTERS - "Super Ape"
1976
Выпущенный под вывеской The Upsetters, это альбом Ли Перри - знаменитого и неповторимого безумца, шамана и просто талантливого и смелого продюсера.
Известный своей эксцентричностью, Ли Перри использовал самые нетривиальные методы в работе над созданием музыки Он никогда не делал по миллиону дублей, а придерживался некоторой доли спонтанности, а во время того, как на пленку записывалась музыка, Скретч орошал ее виски и окутывал облаком дымящейся марихуаны. После того, как пленки были готовы, Перри мог закапать их на некоторое время в землю, чтобы те, по всей видимости, немного настоялись.
К середине 70-х годов, продуктивность Перри и его талант достигли своей квинтэссенции. За небольшой период времени был выпущен целый ряд эпохальных для музыки регги и даб альбомов. Помимо продюсерской деятельности, Перри активно выпускал и собственные пластинки. К этому времени, его дискография насчитывала не один десяток позиций, но именно "Super Ape" выделяется среди них как наиболее выдающийся образец.
Формально это даб-альбом, хотя широта взглядов Ли Перри делают эту в основном инструментальную запись нечто большим. Здесь абсолютно отсутствует присущая дабу монотонность, но при этом музыка окутана всепоглощающей гипнотической атмосферой. Крис Блэкуэлл был настолько заинтригован этим альбомом, что решил пойти на риск, и выпустить пластинку в Англии. Тогдашняя прогрессивная музыкальная общественность хоть и была в теме относительно регги, но даб для нее был в новинку. Однако риск Блэкэлла оказался более чем оправдан, и альбом занял свое место на мировом музыкальном Олимпе.
PETER TOSH - "Egual Rights"
1977
Относительно того, какой из первых двух сольных альбомов Питера Тоша лучше бытуют разные мнения. Однако совершенно четко слышно, что по сравнению с релаксирующего по своему музыкальному настроению "Legalize It", этот диск выглядит более собранным и четким. Воинственное настроение Тоша вполне ощущается на его интерпретации культовой классики The Wailers "Get Up, Stand Up".
На этой пластинке есть порох, запал, протестное чувство. Питер Тош недоволен многими происходящими вокруг вещами, яростно отстаивает свои права и борется за правосудие, будучи на сто процентов уверенным в своей победе, при этом и не забывая о своих духовных корнях.
Несмотря на то, что формально никакого отношения эта музыка к року не имеет, по ощущениям здесь чувствуется роковый стержень, который вкупе с одухотворенностью образует впечатляющее сочетание.
THE HEPTONES - "Party Time"
Вокальное трио The Heptones было широко популярно еще с 60-х годов, наследив большим количеством хитов еще во времена рокстеди. Но творческий запал группы не иссякал, и The Heptones с успехом трансформировались под новые веяния регги и в некоторой степени даба. Уверенный авторитет этой группы продолжал держаться и на протяжении семидесятых, во время которых группа выпустила несколько своих выдающихся пластинок, среди которых "Party Time", записанный совместно с Ли Перри и Upsetters.
С одной стороны, здесь слышно эхо, реверберации, студийное шаманство и эксцентричность продюсера, с другой – внушительная соул-основа более правильных и собранных The Heptones. Контраст играет только на руку пластинке, и эта необычная смесь выглядит очень свежо и живо. Сами The Heptones ощущают себя уверенно и поют совершенно безукоризненно. Отличный материал с большим влиянием музыки соул в сочетании с рельефными грувами регги создают потрясающее впечатление. The Heptones в равно степени талантливо и красиво исполняют как лиричные, хоть ритмичные номера, и более чем достойно способны сделать кавер-версию нетленной дилановской классики "I Shall Be Released".
BUNNY WAILER - "Blackheart Man"
1976
1976-й год стал очень продуктивным и богатым как для экс-участников The Wailers, так и для Боба Марли. Все трое выпустили крайне интересные и примечательные альбомы, включая и Банни Уэйлера с его "Blackheart Man", который специалисты отмечают как лучший альбом во всем внушительном каталоге Банни. С этим мнением солидарен и автор пластинки.
В основе этого спокойного, размеренного и медитативного альбома лежит мелодичный рутс-рок с фолковыми оттенками. По ощущению, диск напоминает некую фольклорную историю, наполненную растафарианским мистицизмом. Собственно, история о человеке со злым сердцем основана на детской страшилке, которая наводила страх на детишек ямайских трущоб, включая и юного Банни.
В работе над диском, который спродюсировал сам Банни, приняли участие такие первоклассные музыканты, как Эштон и Карлтон Барретты (ритм-секция), Робби Шекспир и даже бывшие коллеги по The Wailers - Боб Марли и Питер Тош.
THE UPSETTERS - "14 Dub Blackboard Jungle"
1973
Один из первых полноценных даб-альбомов в истории жанра и очень значимый его образец.
В воздухе еще витали расслабленные флюиды рокстеди, регги только лишь начинал набирать обороты, а два зубра музыки даб, Ли Перри и Кинг Табби, экспериментировали с новым звучанием и новыми «фишками». Понятие «даб» уже было на слуху, однако в начале семидесятых даб представлял собой, по сути, инструментальную часть какой-либо композиции, которую очень часто вставляли на сторону “Б” сингла. Так диджей на вечеринке мог поставить инструментал, а поверх него вставлять собственные фразы и заниматься тостингом (импровизированным или заранее подготовленным речитативом под музыку – прим. ред.). Но постепенно этот подход превратился в стиль, и этот стиль в своем полноценном виде слышен на данной пластинке. То, что делают здесь Перри и Табби - это отрыв от тогдашней действительности, подрыв всех стандартных музыкальных ценностей и бескомпромиссный студийный эксперимент.
Все основные особенности даба прощупываются здесь вполне конкретно: основной упор на звучание баса, «психоделическое» микширование, эхо и могучие ревербирации. Но иногда музыка выходит за рамки стандартного даба, и здесь можно слышать солирующий джазовый саксофон, или неожиданные клавишные. За инструментальную часть отвечают братья Эштон и Карлтон Барретты, Августус Пабло и многие другие талантливые музыканты.
Первоначально эта запись вышла крохотными тиражом, но со временем альбом приобрел культовый статус, став одним из наиболее важных дисков ямайской музыки.
JUNIOR MURVIN - "Police & Thieves"
1976
Композиция "Police & Thieves" и одноименный альбом Джуниора Марвина - главное, что записал этот музыкант в своей жизни. Путь к успеху для Марвина был непростым, и человеком, заметившим его талант, оказался знаменитый Ли Перри. На самом деле, Перри долгое время не брался сотрудничать с Марвином, но когда тот показал ему первоначальный вариант "Police & Thieves", продюсер с горящими глазами взялся за работу.
Вторая половина семидесятых годов оказалась довольно жестким временем для Ямайки. Политическое напряжение ощущалось повсюду: на улицах столицы Ямайки, Кингстона, посреди бела дня слышались выстрелы, велись бесконечные разборки. Простому чернокожему населению острова защиты было ждать не от кого: от полиции толку было не больше, чем от обычных преступников. Таким образом, идея этого беспредела легла в основу сочинения Марвина, которую, кстати, поддержали и британские панки The Clash, сделав кавер-версию этой вещи на своем дебютном альбоме, положив начало, так сказать, культурному диалогу между музыкантами регги и панками. Жестом The Clash настолько проникся Перри, что даже повесил их плакат в своей студии (это единственные белые лица на стенах его студии), а также спродюсировал посвященную этому культурному диалогу вещь Боба Марли "Punky Reggae Party”.
PETER TOSH - "Legalize It"
1975
После того, как Питер Тош прекратил сотрудничество с Бобом Марли и покинул группу Wailers, он начал успешную и весьма яркую сольную карьеру, выпустив семь полноценных пластинок, первые две из которых, если уж выражаться пафосно, золотой фонд музыки регги.
На этом дебютном альбоме, как можно понять из названия, Питер Тош выступает за легализацию священной для растаманов «травы» - серьезный мессадж для всех раста. Но при всей серьезности и важности темы, атмосфера пластинки крайне расслабляющая и позитивная.
Питер Тош сделал большой шаг в сторону мейнстрима и стал настоящим гигантом, титаном регги на мировой музыкальной сцене.
AUGUSTUS PABLO - "King Tubbys Meets Rockers Uptown"
1976
Священный альбом для почитателей стиля даб. Здесь соединяются таланты двух ярких представителей этого музыкального направления - Августуса Пабло и Кинга Табби.
Августус Пабло - музыкальный новатор, продюсер, музыкант и исполнитель на мелодике, которая стала такой же неотъемлемой частью даба, как всевозможные реверберации и эхо. Кинг Табби - один из основоположников и родоначальников даба.
Разделение труда на этом диске выглядит следующим образом: на протяжении нескольких лет Августус Пабло при поддержке таких топовых ямайских музыкантов, как братья Эштон и Карлтон Барретты, а также Робби Шекспира, записывал различный материал, над которым затем «шаманили» Кинг Табби и его помощник-инженер Эррол Томпсон (также небезызвестному ремесленнику даба).
Получился очень атмосферный, проникновенный даб, всецело погашающий и вырывающий из действительности. Ритмы этой несколько глючной, как и весь даб, музыки раскачивают слушателя, в особенности благодаря звучанию баса, от которого, кажется, вот-вот начнут качаться стены.
DR.ALIMANTADO - "Best Dressed Chicken In Town"
1978
Уинстон Томпсон, более известный как Доктор Алимантадо - ямайский певец, продюсер и диджей, прославившийся своими интерпретациями множества хитов, используя тостинг. На протяжении первой половины 70-х годов Доктор выпустил немало синглов, которые создали ему на Ямайке репутацию прогрессивного и модного исполнителя. К концу десятилетия, когда вышел его дебютный альбом "Best Dressed Chicken In Town", состоящий из наиболее ярких его хитов прошлых лет, имя исполнителя докатилось и до Великобритании, где он также завоевал авторитет среди прогрессивных слушателей. Доктором восхищался, например, Джонни Роттен из Sex Pistols, а группа Clash упоминала его в своей вещи "Rudie Can't Fail".
На этой пластинке среди гостей можно встретить таких исполнителей, как Хорас Энди, Грегори Айзекс, Джекки Эдвардс; а за техническую составляющую отвечают Ли Перри, Кинг Табби и многие другие.
JOE GIBBS AND THE PROFESSIONALS - "African Dub All-Mighty, Chapter Three"
1978
Джо Гиббс - известный ямайский продюсер, который в тандеме с инженером Эрролом Томпсоном на протяжении 70-х годов выпустил на свет порядка ста синглов, попавших в хит-парады Ямайки. Гиббс занимался разной музыкой, в частности проявляя большой интерес к дабу. Этот интерес породил ряд интереснейших дисков, среди которых четыре части проекта "African Dub All-Mighty". Каждая часть интересна по-своему, но именно третья глава этой увлекательной даб-истории выглядит наиболее интересно, разнообразно, экспериментально и неожиданно. Гиббс и Томпсон разбавляют монотонный ритмы даба всевозможными вкраплениями, таких как звонок телефона, звук воды, кукование кукушки из старых часов. Периодически здесь появляются ненавязчивые вокальные вставки, саксофон, добавляя музыке человеческого ощущения. Но самое главное, вокруг чего все здесь строится, - это ритмы, создаваемые потрясающей ритм-секцией. Особенное впечатление производит бас, от которого просто захватывает дух, сотрясает атмосферу и воздух.
Музыка поглощает, способна напрочь отключить сознание и унести в далеко.
Альбом сделан с огромным чувством вкуса и знанием дела.