"Black Sabbath": Введение в демонологию

13 февраля свой день рождения отмечает одна из краеугольных записей в истории рок-музыки.


Несмотря на подчеркнуто увесистый саунд, в основе которого лежали мрачно-задумчивые гитарные риффы Тони Айомми, напористый хищный бас Гизера Батлера, уверенные, порой зубодробительные партии ударных Билла Уорда и форсированный, громогласный вокал Оззи Осборна, необходимо признать, что в плане мощного звучания Black Sabbath первопроходцами не были. Тяжелой музыки хватало и до них. В Британии тон задавали такие коллективы, как Cream, The Who и Fleetwood Mac, а за океаном заметным успехом пользовались команды Blue Cheer и Vanilla Fudge. К закату 60-х двумя альбомами успели отметиться Led Zeppelin и свое веское слово сказал Джими Хендрикс. В конце концов, даже The Beatles на последних дисках записали несколько подчеркнуто «мясистых» композиций. Рок-музыка неуклонно развивалась по пути уплотнения и громкости звука, так что повышение уровня децибел являлось всего лишь неизбежным, инерционным процессом. Хэви-метал — даже если принять на веру то, что его придумали «черношабашники», — был бы рано или поздно изобретен и без них.

Заслуга Black Sabbath в другом. Именно они первыми заставили публику полюбить «страшную» музыку. Четыре молодых человека, ни один из которых не стремился сделать карьеру офисного служащего или бизнесмена, любили проводить время в кинотеатрах за просмотром фильмов ужасов. И однажды смекнули: эй, если людям так нравится, когда их пугают с экрана, то, возможно, и музыка, от которой кровь стынет в жилах, тоже имеет шансы на успех? Догадка юных бирмингемцев оказалась верной. Поэтому если и пристало вести речь о Black Sabbath как о неких изобретателях и инициаторах, то скорее уместно оперировать условным термином «хоррор-метал». И дебютный лонгплей музыкантов — подлинная и недосягаемая классика жанра.

Все становится ясно еще до того, как игла проигрывателя начинает снимать звуковые дорожки. Одного взгляда на обложку достаточно, чтобы понять, с чем слушателю предстоит иметь дело: на фоне жутковатого сельского пейзажа, выдержанного в мрачных, коричнево-серых тонах, стоит женщина в черном одеянии, с огромными впадинами вместо глаз. Сразу очевидно, что знакомство с этой "figure in black" не сулит ничего хорошего. Однако любопытство берет верх, и пластинка вынимается из конверта. С первых же секунд звучания мы убеждаемся — дизайн конверта не врал: настораживающий шум дождя, прерываемый свирепыми громовыми раскатами, тревожный звон колокола (аудио-прием, впоследствии перенятый многими исполнителями)... После чего взрывной гитарный «рифф дьявола», помноженный на истошный, испуганный рев Оззи, развеивает все сомнения, если они еще оставались: песней "Black Sabbath" с альбома "Black Sabbath" группа Black Sabbath приглашает нас в сорокаминутный круиз в мир непознанного, загадочного и таинственного.


Мы прогуляемся по заброшенной сонной деревушке ("Sleeping Village"), побываем за стеной сна ("Behind The Wall Of Sleep"), познакомимся с колдуном ("The Wizard") и злодейкой ("Evil Woman"). А в конце путешествия получим предупреждение ("Warning"): в этом мире еще хватает зла ("Wicked World")...

Музыканты не связывали больших надежд с пластинкой: ведь записана она была буквально за два дня и обошлась в смехотворную (даже по тем временам) сумму — 600 фунтов. Участников группы привлекала скорее сама возможность выпустить профессиональную запись, а по признанию Оззи, он был доволен хотя бы тем, что мог похвастать маме: его голос отныне увековечен в виниле. Однако альбом моментально приковал внимание неравнодушного слушателя к новой группе. В британском хит-параде этот LP поднялся на восьмую строчку, где на тот момент в Top 10 находились, на минуточку, такие грандиозные аудио-фолианты, как "Bridge Over Troubled Water" дуэта Simon & Garfunkel, "Live At Leeds" The Who, "Greatest Hits" Энди Уильямса и битловский прощальный поклон "Let It Be". Не стыдный результат для новичков, не правда ли? Более того, оглядываясь назад, можно смело констатировать: "Black Sabbath" явился одним из наиболее впечатляющих дебютов за всю историю рок-музыки.


Сегодня музыканты по праву гордятся проделанной без малого полвека назад работой. Билл Уорд без ложной скромности отмечает: «Когда появился дебютный диск Black Sabbath, случился настоящий переворот в популярной музыке. Наш первый альбом был шедевром». Барабанщику вторит Гизер Батлер: «Эта пластинка породила целое движение, как в отношении стихов, так и в плане музыки, — движение к темной стороне музыкального искусства». А Тони Айомми подводит итог: «Если бы у нас было больше времени для записи, мы бы обязательно использовали какую-нибудь модную в то время ерунду — синтезатор или еще что-нибудь, — что полностью разрушило бы звучание группы. Зато теперь, когда кто-нибудь слушает этот альбом, то получает нас в чистом виде, таких, какими мы были. Никакого смягчения, только живой звук. Поэтому те записи актуальны».


10 интересных фактов об альбоме "Black Sabbath"

  1. Исторический альбом записывался на лондонской студии Regent Sound, известной тем, что много лет назад Rolling Stones делали там одни из своих самых ранних записей.

  2. Лейбл Fontana, подразделение компании Philips, для которого изначально готовился альбом, вынудил группу записать «хитовую» композицию для выпуска на сингле, предваряющем альбом. По мнению специалистов лейбла, этим хитом должен был стать кавер на композицию малоизвестной американской группы Crow “Evil Woman”, недавно попавший в американский Top-40. Скрепя сердце, группа согласилась.

  3. Лейбл Fontana в то время был известен легкомысленными песнями поп-группы Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich, а также грандиозным хитом "Je T'aime...Moi Non Plus" Сержа Гейнсбура и Джейн Биркин. Однако группе не пришлось выпускать альбом на весьма «попсовой» Fontana, потому что в то же самое время Philips, по моде времени, открыли собственное «прогрессивное» подразделение Vertigo. Людям с Vertigo очень понравилась запись “Evil Woman”, а когда они узнали, что у этой неизвестной группы уже готов целый альбом, они не могли поверить своему счастью.

  4. Тони Айомми начинал работу над альбомом, используя гитару Fender Stratocaster – в то время он предпочитал именно эту модель. Однако во время записи у гитары вышел из строя звукосниматель, и Айомми был вынужден переключиться на запасной инструмент – Gibson SG. Следует отметить, что это была гитара под правую руку, и левше Айомми приходилось переворачивать ее (именно так поступал и Джими Хендрикс со своим Стратокастером). Интересно, что вскоре после записи альбома он повстречал гитариста-правшу, который играл на Gibson SG, изготовленном под левую руку. Музыканты поменялись гитарами, и с тех пор нам уже сложно представить Тони Айомми без его знаменитой гитары Gibson.

  5. По воспоминаниям Гизера Батлера, основной рифф заглавной песни, который придумал Тони Айомми, был вдохновлён произведением английского композитора Густава Холста «Марс, весник войны» (фрагмент знаменитой сюиты «Планеты»). По словам Батлера, в тот момент, когда Айомми переделал этот ход на свой лад, дальнейшее музыкальное направление группы было определено.

  6. По выходу альбом получил весьма негативные отзывы критиков. Знаменитый автор Лестер Бэнгс писал о диске: «Как Cream! Только хуже».

  7. На обложке можно видеть водяную мельницу, построенную на Темзе в местечке Мэйплдурэм, Оксфордшир. Начало постройки мельницы относят к XV веку. Мельница функционирует и по сей день, ныне она оснащена новой турбиной и вырабатывает электричество. На мельницу может попасть любой желающий, купив билет.

  8. Имени женщины, изображенной на обложке, история не сохранила, хотя Тони Айомми сообщает что однажды она появилась в гримерной Black Sabbath и представилась. Некоторые источники сообщают, что на обложке изображена модель по имени Луиза.

  9. На развороте альбома лейбл Vertigo, не спросив разрешения группы, разместил изображение перевёрнутого креста. Это решение стоило группе серьезных проблем в будущем. Ярлык «сатанистов» приклеился к ним надолго.

  10. Альбом был выпущен 13 февраля; в 1970 году это число попало на пятницу.

Читайте также