Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 блестящих фотопортретов на обложках альбомов

Конверты пластинок как пособие по искусству фотографии.
4 марта 2017 0
Обложка альбома Elvis Costello & The Attractions ‎«This Year's Model»
Обложка альбома Elvis Costello & The Attractions ‎«This Year's Model»
Александр Савельев
автор

Специально для нашего материала фотограф, историк фотографии, меломан и блогер Александр Савельев подобрал 10 классических обложек альбомов, по которым вполне можно учиться искусству фотопортрета. Смотрим!

Александр Савельев

Александр Савельев

Размер имеет значение. Стандартный LP-конверт имеет размер 31 х 31 см – а это уже почти выставочный формат для фотографии. Это смотрится, это зрелищно! Это вам не 12х12 у CD, и не та почтовая марочка, которую вы видите на экране смартфона, – это настоящий арт-формат. Недаром по-английски оформление конверта называется «artwork».

К слову, ехал я недавно в метро и просто держал одну хорошую пластинку в руке, не было с собой подходящего пакета. Тут-то я и понял, какая это еще и реклама, какая промо-функция у конверта! Едет человек с пластинкой, и люди вокруг поглядывают – а что это там у него такое? Что это за картинка? Какой-такой артист?

Так что не будем отрицать составляющую шоу-бизнеса. Пластинка – это товар, и как раз такой, которому нужна красивая упаковка. Индустрия дизайна возникла уже в послевоенные годы: звукозаписывающие компании вовсю нанимали талантливых иллюстраторов и графиков, и какие обложки были у джазменов тех лет! Уже тогда обложка пластинки часто становилась сама по себе арт-объектом. А потом подключились фотографы…

Конечно, портрет исполнителя на обложке – это самое очевидное дизайн-решение, и обложек таких наберется великое множество. Даже если ограничить выбор поп-рок форматом и не распыляться на пластинки «третьего мира», вынести за скобки бесчисленных французских шансонье, польских джазменов и бразильских самбистов – все равно получим бескрайнюю галерею портретов. Но меня попросили выбрать именно десять.

Отмечу еще вот что: у всевозможных типовых артистов и обложки типовые. Шаблонные такие обложки для времени и стиля. А у хороших музыкантов – и обложки интересные, со стилем, вкусом и настроением.

Dave Van Ronk ‎– «Inside» (1964)

Фотограф – Don Schlitten

Обложка альбома Dave Van Ronk «Inside», автор фотографии Don Schlitten

Обложка альбома Dave Van Ronk «Inside», автор фотографии Don Schlitten

Примерно таких обложек было много. Герой стоит в дверном проеме, на пороге, на дороге, меланхолично смотрит куда-то в даль. Или же романтично уходит в эту даль, или даже как бы уезжает на поезде, вскочив на подножку вагона… Но кошка! Это же пойманная случайность, кошку не заставишь войти в кадр по сигналу фотографа. Конечно, можно допустить, что кошка не случайна – предположим, невидимый ассистент поместил кошку в кадр и быстро прятался за дверь, – но и это отличный фотографический ход. Значит, этот человек понимал, что в кадре важны такие мелочи.

Дэйв Ван Ронк – фолксингер, который послужил братьям Коэнам в качестве условного, весьма условного прототипа для их фильма «Внутри Льюина Дэвиса». Это очень редкое обращение к теме «недоталанта» и неудачника – когда человек искренне что-то делает, творит и пытается, но так и не может прыгнуть выше головы, так и остается на обочине шоу-бизнеса. То ли звезды фатально не сходятся, то ли таланта все-таки не хватает – эх, знать бы ему самому, но и он не знает, ведет полубродячую жизнь неприкаянного музыканта, и весь фильм, между прочим, ищет кошку, то находит, то снова теряет. А откуда братья Коэны эту кошку взяли? Не иначе как именно с этой обложки!

Настоящий Ван Ронк, ей богу, был на порядок круче своего киношного воплощения, но так и не стал звездой. И только теперь его переиздают и чтут, не в последнюю очередь благодаря фильму. Не зря все-таки кошка вошла в кадр.

Marie Laforêt ‎– «Vol. : XII» (1966)

Фотограф – Patrick Bertrand

Обложка альбома Marie Laforêt «Vol. : XII», автор фотографии Patrick Bertrand

Обложка альбома Marie Laforêt «Vol. : XII», автор фотографии Patrick Bertrand

Здесь я, конечно, делаю исключение: это не альбом, это EP, «Extеnded Play». Но в том-то и дело, что у эстетских французов обложки синглов и EP часто были еще круче, чем альбомные. А Мари Лафоре просто красивая женщина. И вот такая композиция – с восходящими руками, со всеми линиями, стремящимися в верхний левый угол квадрата – это очень смело и редко встречается. Круговое движение по часовой, динамика, смелость... ну просто фотографически хорошо. И еще именно на этой пластинке вышла песенка про Манчестер и Ливерпуль, знакомая всякому советскому человеку.

Donovan ‎– «A Gift From A Flower To A Garden» (1967)

Фотограф – Karl Ferris

Обложка альбома Donovan «A Gift From A Flower To A Garden», автор фотографии Karl Ferris

Обложка альбома Donovan «A Gift From A Flower To A Garden», автор фотографии Karl Ferris

Знаковая обложка времени. Фотограф Карл Феррис прекрасно чувствовал эпоху – он понял, что это яркое время нужно снимать именно в цвете. Причем в «сдвинутых», галлюциногенных цветах: так он снимал обложки и промо-шоты для Hollies, Джими Хендрикса и Донована. Он первым начал снимать звезд и моделей на инфракрасную пленку, которая ранее использовалась только для аэросъемки (что-то вроде Kodak Aerocolor), а иногда печатал снимки через хитрый набор цветофильтров – чтобы добиться желанного эффекта наркотического трипа. Это абсолютно точно совпало с духом времени и стало модным трендом.

Донован же на тот момент находился в зените славы: самый настоящий мистический эльф, эклетичный триппи-хиппи, «дитя цветов» и юный мудрец одновременно. Песни его были разноцветны и многозначны, британская фолк-традиция сплеталась то с ситаром, то с карибскими ритмами, и для публики он являлся вестником с психоделических планет не меньше того же Хендрикса. Все эти смыслы отлично выразились на обложке.

Bruce Springsteen ‎– «Born To Run» (1975)

Фотограф – Eric Meola

Обложка альбома Bruce Springsteen «Born To Run», автор фотографии Eric Meola

Обложка альбома Bruce Springsteen «Born To Run», автор фотографии Eric Meola

Тот случай, когда обложка познается в развороте, только если открыть складной конверт. Но и без разворота — отличная рисковая композиция, и это же надо было осмелиться обрезать парную фотографию именно так: главный герой Брюс вроде бы «выпадает» из кадра, совершенно нелогично, и одновременно — нисколько не выпадает, «держит» обложку, а зрителю интересно, на что это он там опирается. А опирается он на саксофониста Кларенса Клемонса, ключевого музыканта в группе Спрингстина «E Street Band». Отличный пример шаткой, неустойчивой, странной композиции, но эта странность работает!

Разворот обложки альбома Bruce Springsteen «Born To Run», автор фотографии Eric Meola

Разворот обложки альбома Bruce Springsteen «Born To Run», автор фотографии Eric Meola

Фотограф Эрик Меола снял тогда около 900 кадров за три часа. Он вспоминал:

«Были и другие удачные кадры, но когда мы просматривали контактные отпечатки, этот кадр сразу бросился в глаза. Мы сразу поняли — это кадр для обложки».

Конечно, не только благодаря обложке альбом стал звездным часом Спрингстина, прорывом к всеамериканской и мировой известности. Теперь можно только гадать, стал бы альбом настолько успешен с другой обложкой или нет, но именно этот кадр, именно такое дизайн-решение вошло в историю, стало символом времени и поколения. Об этом говорит и множество повторов — от ироничных пародий до вполне уважительных оммажей, реплик примерно того же сюжета.

В 2006 Эрик Меола издал альбом других кадров со съемки – «Born to Run: The Unseen Photos», и там правда много хороших кадров. Но этот — все равно лучший, так уж сложилось.

Patti Smith – «Horses» (1975)

Фотограф Robert Mapplethorpe

Обложка альбома Patti Smith «Horses», автор фотографии Robert Mapplethorpe

Обложка альбома Patti Smith «Horses», автор фотографии Robert Mapplethorpe

А за этой обложкой стоит история любви, годы взаимной поддержки, безденежья и маргинального образа жизни – когда молодая поэтесса Патти Смит подрабатывала кассиршей в супермаркете, а молодой фотограф Роберт Мэпплторп подрабатывал уж не скажу чем. И никто тогда не знал, что о каждом из них потом так много напишут в «Википедии», что Патти станет культовой рок-звездой, а Роберт – классиком фотографии. К 1975-му году их связь уже переросла в крепкую дружбу, и Мэпплторп снимал Патти Смит еще для многих обложек, и там тоже были очень хорошие портреты, но этот ее первый альбом – знаковый во всех смыслах. В простом портрете есть безупречность и аристократизм, есть гордость и стиль. Как писали критики: «это совсем не похоже на типичную обложку для поющей девушки».

С точки зрения фотографической – хороший пример портрета при естественном свете, без хитроумных студийных лампочек. Патти в своих мемуарах вспоминает, что Мэпплторп очень хотел как-то обыграть этот треугольный блик на стене. Но солнце уже садилось, блик почти не виден. Видите треугольник?

Bob Dylan – «Hard Rain» (1976)

Фотограф Ken Regan

Обложка альбома Bob Dylan «Hard Rain», автор фотографии Ken Regan

Обложка альбома Bob Dylan «Hard Rain», автор фотографии Ken Regan

Просто крутейший в своей простоте портрет – на обложке концертного альбома. Фотограф Кен Риган сопровождал Дилана в его турне 1975-го года, и у него есть много интересных кадров, концертных и закулисных, подсмотренных и постановочных. И да, вам не кажется – будущий лауреат Нобелевской премии по литературе в то время активно использовал грим и подводил глаза не хуже заправского глэм-рокера.

Что же касается музыки, то всяческие критики говорят, что это далеко не лучший альбом Дилана, а фаны расходятся во мнениях – от восторженных до совсем разочарованных. Но я в Дилане не слишком разбираюсь, стало быть, мне проще. Хороший портрет и хорошая обложка.

Elvis Costello & The Attractions ‎– «This Year's Model» (1978)

Фотограф Chris Gabrin

Обложка альбома Elvis Costello & The Attractions «This Year's Model», автор фотографии Chris Gabrin

Обложка альбома Elvis Costello & The Attractions «This Year's Model», автор фотографии Chris Gabrin

Мимо этой обложки, где хитрец Элвис Костелло играет в фотографа, я пройти не могу. Во-первых, она воистину фотографична, во-вторых, здесь сквозь маску тихого ботаника просматривается суть: невротичный гений, новый циник в противовес «новым романтикам», неочевидный – но все же герой своего времени.

Фотограф Крис Габрин вспоминал:

«Я решил выдать Элвису тот же набор техники, что и у меня, точно такие же штатив и камеру, чтобы получилось своего рода зеркало. А еще у меня в студии была хорошая аудиосистема; перед съемкой Элвис спросил – не мог бы я поставить "Hotel California"? Признаться, выбор музыки меня озадачил, пока он не пояснил, что просто ненавидит эту пластинку, и она поможет ему выглядеть нервным и рассерженным. За время съемки мы несколько раз проиграли альбом. Пока я снимал, Элвис копировал некоторые мои жесты».

Камера здесь, между прочим, «Hasselblad», средний формат 6x6, абсолютная классика XX-го века. Как любопытный штрих: в некоторых странах на обложку попали «соседние» кадры из той же фотосессии, с несколько другими жестами и мимикой – так же интереснее! А первые британские тиражи с подачи дизайнера Barney Bubbles были напечатаны с намеренной ошибкой, «со сдвигом» – как будто конверт не совпал с матрицей печатной машины. «Что-то здесь не так» – думал потенциальный покупатель. Тонкий британский юмор.

John Lennon & Yoko Ono ‎– «Double Fantasy» (1980)

Фотограф Kishin Shinoyama

Обложка альбома John Lennon & Yoko Ono «Double Fantasy», автор фотографии Kishin Shinoyama

Обложка альбома John Lennon & Yoko Ono «Double Fantasy», автор фотографии Kishin Shinoyama

Помню эти вечные разговоры, этот типичный спор – что он нашел в этой замороченной японке? А один мой друг сказал: «Ну ведь ему с ней было хорошо. Это же слышно по песням, это видно по фотографиям. Ему было хорошо, и нечего тут обсуждать».

Фотограф снимал их два дня – во время записи альбома, на улице, в кафе, и он вспоминает об этом так:

«Когда я смотрю на эти снимки, мне кажется, что это действительно были самые счастливые дни их жизни. Для них это было время безоблачного счастья».

И еще:

«Джон даже не видел всех кадров, они оба тогда были слишком заняты делами, но, конечно, ему нравился кадр с поцелуем, который стал обложкой альбома».

Снимок был сделан на прогулке в центральном парке Нью-Йорка – опять-таки, никаких студийных хитростей!

U2 – «War» (1983)

Фотограф Ian Finlay

Обложка альбома U2 «War», автор фотографии Ian Finlay

Обложка альбома U2 «War», автор фотографии Ian Finlay

Простите за цинизм, но это было опробовано еще на шоколадках «Аленка». А уж теперь и подавно – все маркетологи знают этот беспроигрышный ход: поместите на обложку крупный план ребенка с выразительным взглядом больших детских глаз, и продажи увеличатся.

Однако не стану упрекать ирландцев в коньюктурщине. Уже много позже, несколько лет спустя они стали межгалактическими звездами и монстрами шоу-бизнеса, а тогда были честными юными бунтарями. Так что и этой музыке, и обложке я лично верю безоговорочно.

Это была именно что дружеская дизайн-концепция. У лучшего друга Боно подрастал младший брат Питер. И еще до выхода первого альбома в голове у Боно созрела идея обложки: портрет мальчика, как будто слегка недопроявленный, только проступающий на фотобумаге. Это должно было символизировать и появление новой группы, и ту искренность, даже наивность чувств, которую они тогда несли, как главный свой флаг.

Автор фотографии Ian Finlay

Автор фотографии Ian Finlay

Так и получилось. Один из портретов 5-летнего мальчика был взят для обложки самого первого сингла, другой – на обложку альбома «Boy», и все внезапно поняли, как эффектно это выглядит, что нет нужды приглашать каких-то сторонних дизайнеров, фотографов, когда можно хорошо делать обложки своими силами, с помощью друзей и их младших братьев. Для обложки третьего альбома «War» музыканты сначала думали взять какой-то кадр военной хроники, но решили, что это будет слишком уж прямолинейно и решили еще раз сфотографировать мальчика. Юного Питера Роувена, которому на тот момент было уже 8 лет, вознаградили упаковкой шоколадных батончиков «Mars», альбом стал настоящим прорывом для группы, от местной известности – к мировой, остальное – история.

Но вот еще хвост истории: мальчик Питер Роувен вырос и сам стал фотографом, хорошим фотографом, уж поверьте мне, а можете и сами убедиться здесь. И он, между прочим, несколько раз снимал U2, и они использовали его кадры для футболок и постеров. Круг замкнулся!

Автор фотографии Ian Finlay

Автор фотографии Ian Finlay

А работает тут вот что. Во-первых, этот конфликт смыслов – «ребенок с недетским взглядом», во-вторых, вот эта кровиночка на губе. Второй конфликт! Всего-то простуда на губе вскочила; казалось бы, мелочь, а работает, еще как работает, создает дополнительную тревожность, рифмуется с названием альбома и служит той самой мелкой занозой, необходимым штрихом, который и притягивает внимание зрителя.

Miles Davis ‎– «Tutu» (1986)

Фотограф – Irving Penn

Обложка альбома Miles Davis‎ «Tutu», автор фотографии Irving Penn

Обложка альбома Miles Davis‎ «Tutu», автор фотографии Irving Penn

Майлз Дэвис, конечно же, был очень фотогеничен, находка для фотографа. Но кроме того – человек с космосом разговаривал. Вышел за пределы джаза, пошел в такие края, куда до него и смотреть никто не осмеливался. Первопроходец.

А Ирвинг Пенн, который уже при жизни стал классиком портретной и фэшн-фотографии, с годами приходил к все большему минимализму и простоте. Ему было уже 69, когда он снимал Дэвиса. На трубаче были какие-то золотые кольца, браслеты – Пенн попросил все это снять. Ничего лишнего – Пенн снимал только крупные планы и руки музыканта. Легенда гласит, что поначалу они не очень поладили, разговор не клеился. Но после съемки трубач благодарно обнял и поцеловал фотографа, а фотограф пошел домой, включил записи Дэвиса и только тут понял, кого же он снимал.

Автор фотографии Irving Penn

Автор фотографии Irving Penn

В итоге портрет Дэвиса попал на обложку, а совсем другой портрет, где он закрывает глаза и мнет лицо руками – на оборот, а крупный план ладони и очень музыкальных пальцев Дэвиса – на внутренний конверт. И каждый из этих кадров хорош. Дизайнер, японка Эйко Ишиока, получила «Грэмми» за лучший дизайн пластинки.

Меня же тут занимают… зрачки. Обычно зрачки успевают среагировать на вспышку, а здесь парадокс – человек смотрит на яркий свет с очень расширенными зрачками. Наркотики? Или окна во внутренний космос?

Автор фотографии Irving Penn

Автор фотографии Irving Penn

Комментарии (1)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Вкусовщина, не более.
Любопытна находка Альбома Спрингстина. Не держал в руках.
Леннон в "Rjck'n'Roll"? Однажды хател сфотографировать коллегу примерно та же, в Мерзляковском переулке...
Попросил его встать у края арки в свободной позе.
Вдруг, откуда ни возьмись - мотоциклист со включённой фарой!
Леннон - отдохнул, хе-хе!
Поэтому, всё сложно в этом искусстве!
Всем - удачи!

6 Марта 2017, 22:22


В центре внимания

Поделитесь с друзьями