Интересно, что сам Бойл никогда не был большим любителей всей этой «игольной» темы. В дальнейшем в его фильмах уже не прослеживается такой четкий социальный британский реализм с психоделическим уклоном. Да, все это он использовал, но по отдельности – то один прием, то другой, синтезировал все возможное, но уже не эти аспекты.
После премьеры первой части Дэнни Бойл сразу же запланировал сиквел «На игле». К счастью, материала у режиссера было достаточно, потому что герои Ирвина Уэлша продолжали удивлять в продолжении оригинального романа под названием «Порно». Однако небольшая ссора Бойла с исполнителем главной роли Юэном МакГрегором, растянувшаяся на несколько лет, помешала съемкам. Кино о похождениях всем знакомых героев пришлось отложить, но не забыть. Впоследствии уже сам МакГрегор признавал, насколько нелепой была его обида по отношению к Бойлу. В интервью The Guardian Юэн МакГрегор рассказал, как важен был для него Бойл и как тяжело было потерять внимание своего первого режиссера, будучи молодым актером.
После фильма «На игле» Бойл, в свою очередь, вернулся к любимому жанру триллер и с успехом пытался его модернизировать, доказывая, что карьеру он все-таки начал с картины «Неглубокая могила» (1994). За это время он успел уже отказаться от звания «сэра», поработать в театре и спродюсировать сериал. Позже ему приходилось объясняться, почему его «Стив Джобс» (2015) не смог собрать кассу и зачем нужно было делать его таким композиционно сложным.
А у Дэнни Бойла все сложно, однако подается это легко, ритмично, энергично, ярко и музыкально. «Т2. Трейнспоттинг» - прост по композиции и сюжету, но эмоционально сложен иначе: он вроде бы обычный, но с тем британским реализмом и той психоделикой, которой Дэнни Бойл шокировал еще в 90-е. Только шок здесь уже совсем другого вида. В фильме нет трэша, бунта, сопротивления, злобы и поисков возможностей проявить себя. Зато есть комфорт, кризис среднего возраста, разбитые надежды и все те же клубы с дешевой музыкой и дорогим алкоголем где-то в Эдинбурге.
«Молодые рассерженные» прошли, ушло и «поколение экстази», описанное в романах Ирвина Уэлша. Посттэтчеризма, как главной темы, тоже давно уже нет. Однако есть все те же проблемы с мигрантами, католиками и протестантами. И кто такие шотландцы, в конце концов?
Марк Рентон возвращается из Амстердама в Эдинбург спустя 20 лет и совсем не узнает свой родной город, Принсес-стрит и другие улицы. Книжный Рентон у Ирвина Уэлша приезжает домой спустя 10 лет, потому что так и не смог обрести себя в другом месте; в конце романа он все равно продолжает поиски, но уже не один. В фильме «На игле 2» Марк, который старше на 20 лет, возвращается домой за своим прошлым, за ответами, за ностальгией, которая поможет обрести будущее. Изначально он надеется остаться в Эдинбурге только на несколько дней, обманывая себя, что все понял и решил. Однако уже на месте Рентон ввязывается в новую авантюру, которую ему подсовывает дружок Саймон.
В британском кино есть такая особенность: герои никогда не бросают все и не убегают за мечтой, они сначала хорошенько подумают, какого труда это стоит. Этот тонкий момент и отличает кинематограф Соединенного Королевства от любого другого. От скупого консерватизма с вековыми традициями нельзя избавиться просто так. «Молодые рассерженные», прозвавшись британской «новой волной», вернулись к «буржуазному» спокойствию. «Поколение экстази», посттэтчерское кино Питера Каттанео, Кена Лоуча и Майка Ли, возвращается к очередному «консерваторскому» спокойствию.
Так, Рентон приезжает в Эдинбург, чтобы встретиться с прошлым, не отвергая его, а почти обожествляя, еще сильнее привязываясь к своим бывшим друзьям-наркоманам. Кайфолом же, совсем застрявший в прошлом, смотрит на вернувшегося Марка совершенно по-другому. Кочерыжка становится самим Ирвином Уэлшем, раскрывая в себе талант писателя, а Бегби больше не злится, потому что не на кого и не на что. Больше нет протеста, бума, всплеска и побега от реальности, но есть воспоминания и биение сердца. Британцам не свойственно строить новое, разломав старое. Они возвращаются, чтобы снова это прожить и увидеть с другой, более зрелой стороны
Дэнни Бойл зовет зрителей не «разламывать» первый фильм под прессом «культовости» первой части и ярких медийных заголовков. Режиссер снимает сиквел и ностальгирует, совсем не скрывая, что по прошествии целых 20 лет изменились не только герои, но и сам британский постановщик. Вместо эпатажности — много философичности, бытовухи и родного реализма, но с драйвом под электронный аккомпанемент Underworld и The Prodigy. Ритм совсем другой, не похожий на первую часть, более спокойный и добродушный, потому что вызова больше нет. Герои не бунтуют. Дэнни Бойл пытается объяснить, что про первую часть стоит забыть при просмотре второй, иначе идея будет непостижима. Режиссер переосмысливает прошлое с другим рвением и отдачей. Это может выглядеть слабо, но в то же время это совершенно объяснимо: другого «На игле» никогда больше не будет.
У фильма нет единого настроения: комедийность, трагедийность, драматичность или же мелодраматичность, напряжение — все меняется в течение сюжета, и зритель не скучает. Он может не понимать, к чему лиричность этой истории. Дружба, ностальгия, любовь, свое место в жизни… Все потому, что персонажи больше «не глазеют на поезда», уносящиеся в сторону высоких гор или же на юг в Англию. Теперь они сами сходят с этих поездов на любой станции.
Больше не осталось бунтарей, рожденных проворными, как в треке «Born Slippy» группы Underworld. Теперь это уже «Slow slippy» (дословно – «медленно-проворный», «медленно-быстрый») и всевозможные вариации. Люди все еще зависимы: зависимы от наркотиков, алкоголя, религии, ЗОЖ, медиа, как в книге Уэлша «Сексуальная жизнь сиамских близнецов». Если «торчать», то по полной, неважно, от чего, и Дэнни Бойл передает эти мысли из романов на экран. Режиссер придумывает свой финал для героев фильма, продолжая традиции Уэлша, и оставляет его открытым, как и в романе «Порно», соглашаясь только в том, что Рентон остается не один. Потому что больше всего люди зависят от таких же «самих себя».