В преддверии Международного женского дня Soyuz.Ru собрал вместе 20 очень разных альбомов, записанных очень разными женщинами - очень яркими, очень независимыми, очень красивыми, и, конечно же, очень талантливыми. Каждая из них, несмотря на жизненные тяготы, неудачи в личной жизни и испытание славой, сумела сохранить индивидуальность, остаться собой и подарить нам замечательные песни - будь то блюз, поп, соул или альтернативный рок.
Эта подборка - не рейтинг, а лишь наша дань уважения и любви - к тем представительницам прекрасной половины человечества, которые радовали или продолжают радовать нас прекрасной музыкой. У вас есть дополнения? Пишите!
Aretha Franklin “I Never Loved a Man The Way I Love You”
1967
Дискография Ареты Фрэнклин насчитывает 8 студийных альбомов, которые поднимались на первую строчку ритм-энд-блюзовых чартов, некогда носивших неполиткорректное название «черных». Особое место в этом блистательном ряду занимает “I Never Loved a Man the Way I Love You” – одиннадцатый по счету диск певицы, ставший для нее дебютом на лейбле Atlantic. Он начинается с ударной версии написанной Отисом Реддингом песни “Respect”, которой Арета, лишь слегка изменив слова, придала совершенно другой характер по сравнению с оригиналом. Это не отчаянная мольба, а почти что ультиматум сильной, уверенной в себе женщины, требующей к себе уважения. Ничуть не менее выразительны и заглавная песня, и проникновенный кавер на “A Change Is Gonna Come” Сэма Кука, а своеобразным рефреном “Respect” звучит “Do Right Woman, Do Right Man”, слова которой не оставляют сомнений в том, какую мысль хотела донести до слушателя Арета: «Говорят, что это мир мужчин, но ты мне этого не докажешь, и пока мы с тобой вместе, изволь проявлять ко мне уважение». (Ю.Г.)
Janis Joplin “Pearl”
1971
Последний альбом Дженис Джоплин, работа над которым еще не была завершена к моменту смерти певицы, стал самым зрелым и сбалансированным из четырех записанных ею дисков. Именно на “Pearl” появились такие вещи, как “Cry Baby”, “Move Over”, “Mercedes Benz” и единственный большой хит Дженис – песня Криса Кристофферсона “Me and Bobby McGee". Сразу же после выхода пластинка возглавила чарты и была провозглашена «лучшим альбомом, когда-либо записанным белой блюзовой певицей». Конечно же, на восприятии “Pearl” не могла не отразиться трагическая судьба Дженис, но очевидно, что на этом диске она предстала перед слушателями такой, какой еще никогда не была раньше. Ничуть не утратив присущей ей искренности, она только выиграла за счет того, что приобрела контроль над собственными эмоциями и более совершенное владение вокальным мастерством. Стоит отметить и вклад, внесенный в запись диска новым сопровождающим составом Джоплин - Full Tilt Boogie Band, участники которого были более искушенными и разносторонними музыкантами, чем Big Brother and the Holding Company. (Ю.Г.)
Carole King “Tapestry”
1971
К тому моменту, когда Кэрол Кинг выпустила свой второй сольный альбом, она была широко известна уже более 10 лет – правда, не как певица, а как автор песен. Ее творческий тандем с первым мужем Джерри Гоффином, за которого она вышла, когда ей не исполнилось и восемнадцати, дал миру такие композиции, как “Chains”, “Loco-Motion”, “Take Good Care Of My Baby” и десятки прочих. Кэрол была не первой женщиной, захотевшей резко переменить род деятельности после развода, и не первым сочинителем, который возжелал исполнительской славы, однако мало у кого получилось произвести эту трансформацию так убедительно и успешно. К этому решению ее подтолкнула встреча с Джони Митчелл и ее тогдашним бойфрендом Джеймсом Тейлором, которые приняли участие в записи альбома как бэк-вокалисты. Кэрол не стала изобретать велосипед и взяла для альбома свои собственные песни, некоторые из которых уже становились хитами в исполнении других. В частности, "(You Make Me Feel Like) A Natural Woman" вошла в концертный репертуар Ареты Фрэнклин, а Shirelles стали с "Will You Love Me Tomorrow?" первой женской группой, поднявшейся на высшую строчку хит-парада США. Диск “Tapestry” был продан в количестве более чем 25 миллионов копий и завоевал 4 премии «Грэмми», обойдя в категории «Лучший альбом» “All Things Must Pass” Джорджа Харрисона и “Jesus Christ Superstar”. (Ю.Г.)
Linda Ronstadt “Heart Like a Wheel”
1974
Пятый студийный альбом Линды Ронстадт стал для певицы настоящим прорывом. Возможно, ключевым элементом, обеспечившим пластинке не только громкий, но и долговременный успех, стало участие в записи Эндрю Голда, которого Питер Эшер привлек в качестве сопродюсера. С его легкой руки десять кавер-версий, из которых состоит альбом, приобрели сочные и не перегруженные аранжировки, отдающие должное как вокалу самой Линды, так и мастерству целого созвездия музыкантов, работавших над пластинкой. В их числе не только добрая половина группы The Eagles, но и барабанщик Расс Канкел, скрипач Дэвид Линдли и Крис Этридж из The Flying Burrito Brothers. Чистый глубокий голос Ронстадт везде находится на первом плане, и она с одинаковой непринужденностью адаптирует под себя как посмертный сингл Бадди Холли “It Doesn’t Matter”, так и “When Will I Be Loved” братьев Эверли или “I Can't Help It (If I'm Still in Love with You)” Хэнка Уильямса. Пластинка завоевала 11 премий «Грэмми», причем Линда получила награды за лучшее исполнение сразу в двух категориях – кантри и поп-музыки. (Ю.Г.)
Marianne Faithfull “Broken English”
1979
Выпуск этого альбома ознаменовал триумфальное возвращение Марианны Фейтфулл на большую музыкальную сцену спустя 12 лет после выхода ее пластинки “Love In A Mist” (тремя годами ранее она записала альбом кантри-музыки, но он не снискал расположения ни у публики, ни у критики). Главной жертвой нездоровых излишеств, которым певица предавалась на протяжении этого времени, стал ее голос. Теперь он звучал приглушенно, надтреснуто и шершаво, но это только усиливало впечатление от мрачной откровенности вошедших в альбом песен. Он был записан в духе «новой волны» с элементами танцевальных ритмов и регги, причем за синтезаторы отвечал никто иной, как Стив Уинвуд – единственный известный музыкант, на участие которого согласилась Фэйтфулл. Особое место на альбоме занимает кавер-версия ленноновской “Working Class Hero”, не уступающая оригиналу в безысходности, но превосходящая его по драматизму. Текст гипнотической "Why D'Ya Do It" был написан поэтом Хиткотом Уильямсом, который хотел предложить эту песню Тине Тернер, но Фэйтфулл убедила его в том, что та не возьмется исполнять вещь, полную предельно откровенных выражений и слов из четырех букв, ни одно из которых не пишется как “love”. (Ю.Г.)
Heart – “Bébé le Strange”
1980
В конце 1970-х годов в группе Heart, возглавляемой сёстрами Уилсон, бушевали страсти, которые могут сравниться лишь со сложностями в жизни участников ансамбля Fleetwood Mac за пару лет до того. Энн и Нэнси находились в романтических отношениях с братьями Фишерами, Майком и Роджером, соответственно. Майк являлся менеджером и продюсером Heart, Роджер некогда основал коллектив и был в нём ведущим гитаристом. Обе пары распались практически одновременно. Во избежание эскалации конфликта Роджер (начавший крушить гитары как на сцене, так и в гримёрках) решением остальных участников был уволен из ансамбля, который сам же некогда и организовал. Нэнси ещё до этого в отместку бывшему возлюбленному стала встречаться с ударником Heart Майклом Дерозье. Но и эти отношения не продлились долго. Нэнси узнала, что у Майкла есть другая женщина как раз во время подготовки альбома “Bébé le Strange”, первой пластинки Heart без Роджера Фишера, которая должна была показать, что группа способна (или не способна) двигаться дальше. Выражением всех трудностей личной жизни Энн и Нэнси стала “Break” - одна из самых динамичных композиций новой пластинки. Несмотря на все описанные обстоятельства, Bébé le Strange вышел очень достойным и показал, что сёстры встречают 1980-е с высоко поднятой головой. (А.А.)
Grace Slick – “Dreams”
1980
В 1960-е Грэйс Слик (наравне с Дженис Джоплин) одной из первых доказывала, что женщины и рок-музыка вполне совместимы. Она получила некоторую известность, ещё будучи участницей The Great Society, но настоящий успех пришёл к Грейс, когда она присоединилась к Jefferson Airplane. Причём в группу она вошла отнюдь не в качестве красивого приложения. Напротив, Слик стала одним из основных авторов песен. Но период её карьеры в Jefferson Airplane/Starship и так известен. Сегодня же хочется обратить внимание на её сольное творчество и, прежде всего, на лучший студийный альбом в карьере Грэйс – “Dreams”. Хороший настрой задаёт заглавная композиция, которая вполне могла бы стать саундтреком к какому-нибудь эпическому фильму. В продолжение пластинки Слик, некогда звезда психоделической сцены, лихо заходит на территорию хард-рока и хэви-метал (“Angel of Night”), а также смело смешивает фолк и бродвейские мотивы в “Seasons”. Жаль, что этот альбом недооценён. Он не получил и не получает до сих пор того внимания, которого заслуживает. Возможно, одной из причин тому решение Грэйс завершить карьеру в возрасте 50 лет, сильный поступок, на который многие рокеры-мужчины оказываются не способны.(А.А.)
Tina Turner “Private Dancer”
1984
Первый альбом Тины Тернер, выпущенный на фирме Capitol, ознаменовал решительный отход певицы от ритм-энд-блюзового саунда, который был характерен для дуэта Ike & Tina Turner. К записи было привлечено аж четыре бригады продюсеров, работавших над весьма разнообразным материалом – от поп-баллад до кавер-версий на The Beatles (“Help!”) и Дэвида Боуи (“1984”). Заглавная песня принадлежит авторству Марка Нопфлера, который сочинил ее для альбома Dire Straits “Love Over Gold”, однако постеснялся записывать вокал, посчитав тематику песни неподходящей для мужского исполнения. Не принял участия он и в записи “Private Dancer” с Тиной Тернер – в составе собственной группы его на этот раз с успехом заменил Джефф Бек. Несмотря на всю «многосоставность» альбома, он слушается очень цельно – прежде всего благодаря вокалу Тины, который, по словам критиков, здесь просто «плавит винил». Добрая половина диска, включая “What’d Love Got To Do With It”, получившую Grammy как песня года и запись года, на долгие годы прочно вошла в концертный репертуар певицы. (Ю.Г.)
Debbie Harry – “Rockbird”
1986
История рок-музыки не могла обойтись без яркой эффектной блондинки, и Дебора Харри, возглавлявшая группу под названием Blondie, идеально воплотила в себе образ таковой. Среди её сольного творчества выделяется альбом “Rockbird”, записанный в непростое для певицы время. Blondie находились в «творческом отпуске», сама Дебби (уже отнюдь не юного возраста исполнительница) тоже брала перерыв в работе, чтобы ухаживать за своим возлюбленным, гитаристом Крисом Стейном. Его поразило заболевание крови. К 1986 году состояние Криса более-менее стабилизировалось, а их с Дебби отношения ещё не прекратились. Всё казалось оптимистичным и безоблачным, и это чувствуется в песнях, некоторую часть которых Харри и Стейн сочинили вместе. Стильную пластинку “Rockbird” оценили по обе стороны океана, хотя неважный промоушн со стороны лейбла помешал добиться чего-то большего, чем просто удовлетворительные продажи. (А.А.)
Patti Smith – “Gone Again”
1996
В 1970-е Патти Смит являлась одной из центральных фигур нью-йоркской музыкальной сцены и всего панк-движения. В ту пору она выпустила несколько пластинок, ставших классическими. Но сегодня мы всё же отметим, возможно, наиболее личную и выстраданную запись поэтессы, увидевшую свет в середине 1990-х – “Gone Again”. Очень трагичная и чувственная пластинка, которая явно далась Патти нелегко. В течение небольшого периода времени ушли из жизни близкие ей люди – муж, брат, фотограф Роберт Мэпплторп. Погиб Курт Кобейн, которого Патти лично не знала, но которому очень симпатизировала как музыканту. Всё это наложило отпечаток и на сам альбом. Ещё более мистическим “Gone Again” делает участие в его создании Джеффа Бакли, для которого эта студийная работа стала последней. (А.А.)
Siouxsie – “Mantaray”
2007
После распада группы Siouxsie and the Banshees Сьюзи Сью вовсе не принялась «сорить» сольными альбомами, как это порой случается у них артистов. “Mantaray” до сих пор остаётся её единственной самостоятельной работой. Вышел он в 2007 году, когда позади были и кратковременное воссоединение Banshees, и развод с ударником данного коллектива Баджи, не только супругом Сьюзи, но и многолетним напарником по сайд-проекту The Creatures. Так что “Mantaray”, эта необычная смесь кабаре, глэма и поп-музыки – своего рода манифест о начале новой жизни артистки в 50 лет. Жизни, в которой оказалось совсем немного студийных записей.(А.А.)
Kate Bush – “The Red Shoes”
1993
У Кейт Буш практически любой альбом можно включать в подборку – не прогадаешь. Но всё-таки “The Red Shoes” во многом стоит в её дискографии особняком. Довольно часто, увы, бывает, что классические произведения артиста были вызваны к жизни сразу целой чередой трагических обстоятельств, обрушившихся на него. Печально, но из песни слов не выкинешь. Таков и “The Red Shoes”. Смерть долговременного творческого партнёра Кейт, гитариста Алана Мёрфи, уход из жизни матери певицы, прекращение длительных романтических отношений с басистом Делом Палмером – начало 1990-х было весьма трудным временем в жизни Буш. А новый её альбом оказался как никогда мрачен. Характерный штрих – аранжировки “The Red Shoes” оказались намеренно упрощены ради возможного живого исполнения композиций. Но предполагаемый концертный тур не состоялся. Напротив, известная нелюбовью к гастролям Кейт после выхода пластинки вовсе на несколько лет ушла в затворничество. (А.А.)
Tori Amos – “Strange Little Girls”
2001
Тори Эймос – очень активная и творчески плодовитая исполнительница и композитор. У неё в карьере было много удач и достижений, так что, безусловно, несколько странно включать в подборку именно альбом кавер-версий. С другой стороны, что поделать. Взять песни, написанные мужчинами о женщинах и переосмыслить их с женской точки зрения – весьма эффектный и неординарный ход. Кто ещё, кроме рыжеволосой красавицы Тори, мог решиться на такое? Коллекция композиций, вошедшая в “Strange Little Girls”, демонстрирует, помимо прочего, широкий музыкальный кругозор Эймос. В альбом вошли каверы на классику 1960-х (The Beatles, The Velvet Underground), звёзд эпохи глэм-рока (10cc), новаторов пост-панка и нью-вейва (The Stranglers, Depeche Mode), суровых королей метала (Slayer) и героя рэпа (Eminem). Присутствуют версии треков авторства Тома Уэйтса и Нила Янга. (А.А.)
The Breeders – “Pod”
1990
Бас-гитаристка Ким Дил, являясь участницей группы Pixies, довольно быстро осознала, что не сможет реализовать свои композиторские амбиции в рамках родного коллектива, где властвует Блэк Фрэсис. Поэтому она задумала сайд-проект The Breeders, в котором получила бы простор для самовыражения. На первых порах посильную помощь ей оказывала Таня Донелли, на тот момент ещё действующая участница Throwing Muses, тоже крайне важной группы в истории альтернативного рока с женским лицом. Затем место Тани, создавшей теперь уже свою группу Belly, заняла сестра Ким, Келли. Вместе они создадут хитовый диск “Last Splash”, который тоже заслуживает места в подборке. Но мы отметим всё-таки дебютную пластинку The Breeders – “Pod” – созданную ещё с Донелли. Подумать только, изначально девушки желали записать танцевальный альбом, а источником вдохновения служила музыка кантри. Босс лейбла 4AD Айво Уоттс-Расселл выделил деньги на студийную работу с условием, что материал будет переделан. В результате, мы имеем, по мнению ряда критиков, лучшую работу в карьере небезызвестного продюсера Стива Альбини, а также альбом, входивший в тройку любимых у самого Курта Кобейна. Хотя “Pod” и звучит более «дружественно» для широкого слушателя, нежели творения Pixies, всё же рецензенты отмечали наличие в его песнях довольно рискованных женских тем – менструации (“Iris”), сексуальных проблем ("When I Was a Painter" и "Only in 3's"), смерти любовника ("Fortunately Gone"), жизни плода после аборта ("Hellbound"). (А.А.)
PJ Harvey – “To Bring You My Love”
1995
В своё время этот диск стал прорывом для Полли. Причём прогресс наблюдался как в коммерческом, так и в творческом отношении. Конечно, Харви уже успела сделать себе имя к середине 1990-х годов, и её ранние работы являлись яркими, весьма агрессивными нападками на традиционную маскулинность, а также содержали темы мести за какие-либо обиды, нанесённые в отношениях. Расцвеченный библейскими аллюзиями альбом “To Bring You My Love” идёт гораздо дальше и глубже. Речь в песнях уже заходит о тоске лирической героини по ушедшему возлюбленному и стремлении вернуть его. Заглавный же трек представляет образ человека, который не только жаждет любви, но и готов всем пожертвовать ради её получения. Само звучание, благодаря более богатой и разнообразной инструментальной, нежели прежде, палитре также оказалось весьма атмосферным. Публика и критики оценили работу по достоинству. (А.А.)
Bjork – “Homogenic”
1997
Четвёртый студийный альбом самой известной исландской певицы современности (третий, если брать в расчёт только «взрослый» этап её карьеры) вышел очень чувственным и эмоциональным. Во-первых, ей хотелось выразить свою любовь к родной стране. Во-вторых, завершились отношения с музыкантом Трики (считается, что следствием этого стало создание композиции «5 years»). В-третьих, поклонник попытался прислать Бьорк бомбу, да к тому же снял длительное видео, оканчивающееся собственным суицидом. Это заставило певицу задуматься о границе своего творчества и частной жизни. В итоге, альбом получился очень сильной комбинацией вокала Бьорк, электроники и струнных. (А.А.)
Emilie Autumn – “Opheliac”
2006
Эмили Отем известна своим оригинальным внешним видом, а также своеобразным взглядом на жанр индастриал и добавлением в собственную музыку элементов хэви-метал и симфонии. Кроме того, из-за проблем с психическим состоянием и попытки самоубийства артистку в своё время принудительно поместили в клинику соответствующего профиля на лечение. Именно об опыте пребывания там повествует альбом “Opheliac” (в названии которого с помощью суффикса шекспировский персонаж превращён в диагноз). За внешней несуразностью и несерьёзностью текстов кроятся глубинные болевые точки из личного опыта Эмили – самоистязание, насмешки окружающих, склонность к суициду, депрессия. (А.А.)
Amy Winehouse – “Back to Black”
2006
Эми осталась в памяти поклонников своим лихим образом жизни, проблемами с наркотиками и законом, но прежде всего - исполнительским и композиторским талантом. Самое главное её свершение – второй студийный альбом “Back to Black”, более зрелая и сильная работа по сравнению с дебютом. Уайнхаус доказала, что классическое соул- и ритм-н-блюзовое звучание вполне может быть актуально и востребовано в XXI веке (особенно если добавить немного джаза). В лирике же многих песен красной нитью проходит мысль «оставаться сильной женщиной», несмотря на любые удары и превратности судьбы. Некоторые композиции Эмми на выступлениях посвящала Блейку Филдеру-Сивилу, с которым в 2007-09 годах состояла в браке. (А.А.)
Anna Calvi – “Anna Calvi”
2011
Прекрасное воспоминание 2011 года – дебютный студийный альбом британской исполнительницы Анны Кальви. В чём-то он напоминает творчество более старшей коллеги Полли Джин Харви, что не удивительно, так как обоих артисток связывает фигура продюсера Роба Эллиса. Однако если ранние работы Харви были яростны и грубоваты, то музыка Анны более утончённа, изысканна. Неспроста её классифицируют именно как арт-рок. Кальви отмечала, что её с Эллисом, в частности, объединяли общие вкусы в классической музыке. Наверняка именно это обстоятельство добавило возвышенности в эту яркую и соблазнительную пластинку. Нельзя сбрасывать со счетов влияние засветившегося на альбоме Брайана Ино, который с самого начала карьеры поддерживал Анну. В общем, хорошая была заявка на роль новой музыкальной героини Великобритании. (А.А.)
Sinéad O'Connor – “Universal Mother”
1994
Женщины в рок-музыке бывали всякие, но по степени сложности характера и накала противостояния с общественным мнением с Шинейд О’Коннор мало кто может сравниться. Собственно, сегодня мы отметим не два первых и наиболее популярных её альбома, а четвёртый, вышедший тогда, когда скандалы и провокационные выходки стали выходить певице боком, и она потеряла немалую часть поклонников. Перед началом работы над “Universal Mother” певица некоторое время отходила от шоу-бизнеса, изучая искусство и играя в театре. Вроде бы у неё было нервное расстройство, но данные об этом смутны. Вернулась Шинейд с новым, более философским, чем прежде, материалом, что подкреплялось оформлением пластинки и видеоклипами. “Universal Mother” был оценён по достоинству критиками, но его продажи не дотягивали до уровня прежних работ, так что О’Коннор вновь ушла из музыки. И опять – не окончательно.(А.А.)
Юлия Гайдукова (Ю.Г.), Артем Афанасьев (А.А.)