«Сплит»: Я, снова я и Зверь

Получилось ли у М. Найта Шьямалана заставить зрителей вжаться в кресла в этот раз?..

Шьямалану потребовалось добрых 16 лет, чтобы выпустить неофициальное продолжение одной из самых известных своих картин, фильма «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом в главной роли, повествовавшего о пережившем катастрофу с крушением поезда мужчине по имени Дэвид. После трагического инцидента он узнает о том, что абсолютно все остальные пассажиры погибли. Со временем Дэвид открывает в себе нечеловеческие силу и крепость и направляет их на благие цели, став тем самым своего рода супергероем. Теперь же, в картине «Сплит», Шьямалан представляет нашему вниманию суперзлодея, достойного сойтись в схватке с персонажем Уиллиса.

Сюжет «Сплита» рассказывает об американце Кевине, страдающем от расстройства множественной личности. Внутри него обитают 24 мужчины и женщины разных возрастов и даже одно существо нечеловеческой природы – Зверь. Они, как и бывает в случае диссоциативного расстройства идентичности, поочередно захватывают контроль над поведением Кевина. Одни чаще, другие реже, а кто-то вообще своего звездного часа за весь хронометраж фильма не получает. Когда же приходит черед Зверя, в Кевине изменяются не только личностные поведенческие, но еще и физические особенности, что превращает его в настоящее чудовище. А чтобы насытить это монструозное существо в судный час, стороны персонажа МакЭвоя, сговорившись, похищают трех юных девушек прямо со стоянки, где те, к своему несчастью, оказались после празднования дня рождения. Сакральные жертвы заточаются в подвале, откуда стараются сбежать в течение фильма. Чтобы не спойлерить, остановлюсь на пересказе завязки и общих черт сюжета. Классика жанра? Конечно. Действует ли она? Да. Почему? Разбираемся далее.

«Сплит» не может похвастаться размахом декораций и россыпью звезд первой величины, что вовсе ему не мешает. Этот фильм впечатляет и держит в кресле кинотеатра за счет других сильных сторон. Хорошо прописанные персонажи, а также крепкая режиссура Шьямалана, который создал довольно камерную мрачную, временами пугающую напряженностью атмосферы картину, заставляют с вниманием наблюдать за происходящим на экране.

Особенно интересно исследовать трансформации Кевина. Тем более учитывая, что случаи множественного расстройства личности до сих пор являются феноменом и предметом пристального изучения. Чего стоит хотя бы история американца Билли Миллигана, который обладал как раз 24 личностями. Из-за своего крайне нестабильного психического состояния он был оправдан по обвинению в ряде преступлений. И хоть сюжет фильма имеет лишь некоторые общие черты с произошедшим с Миллиганом, осознание факта реальности психического недуга и возможных с ним связанных сценариев добавляет саспенса и жути. В хорошем для триллера смысле.

И все-таки главную роль в прямом и переносном смысле в картине играет Джеймс МакЭвой. А разве может быть иначе в фильме, где актер исполняете не одну, не две, а почти с десяток ролей? И исполняет блистательно. Для сравнения в вышедшем недавно сериале «Легион» главный герой, мутант грандиозной силы Дэвид Хэллер, которого сыграл Дэн Стивенс, тоже подвержен множественному расстройству личности, но иной природы. Каждая его сторона отвечает за определенную суперспособность. Но исполнены эти ипостаси все-таки почти всегда разными актерами. МакЭвой в свою очередь в «Сплите» за каждую из многочисленных личностей своего героя отдувается самостоятельно. Тут и эксцентричный дизайнер, девятилетний мальчишка, строгая дама и жесткий исполнитель, а также пугающая темная сторона – все эти (и не только) составляющие Кевина виртуозно исполнены МакЭвоем. Актер проделал фантастическую работу, которая сама по себе стоит того, чтобы лицезреть ее на большом экране кинотеатра.

Кевин в исполнении МакЭвоя как минимум заслуживает попадания в топ самых ярких киноперсонажей XXI века с психическими отклонениями. Как лучшие из них, он настораживает, а через секунду может рассмешить, спустя еще несколько мгновений испугает или заставит ему сострадать. Каждая ипостась Кевина имеет свои четкие черты, точно отображающиеся в Джеймсе как в зеркале. Конечно, немалая доля заслуги принадлежит прописавшему стороны персонажа Шьямалану, но уровень воплощения задуманного МакЭвоем невозможно переоценить. К сожалению, в этом случае шумиха обошла «Сплит» стороной, и этот перформанс известного актера остался без дополнительного внимания, в том числе со стороны комиссий различных кинофестивалей. Несмотря на отсутствие номинаций, смею предположить, что роль Кевина еще долго будут вспоминать в качестве одной из лучших как непосредственно в фильмографии МакЭвоя, так и в триллерах последних лет в целом.

Назвать «Сплит» вершиной творчества Шьямалана нельзя, так как там довольно уверенно закрепилось «Шестое чувство», но занести эту картину в список его лучших работ можно и нужно. На фоне вышедших за последние несколько лет откровенно проходных «После нашей эры» и «Повелителя стихий», а также «Визита», понравившегося лишь некоторым ценителям ужастиков, «Сплит» – глоток свежего воздуха и в то же время возвращение к классическому творчеству Шьямалана, в котором он изощренно маневрировал на стыке реального и сверхъестественного.

«Сплит» – один из главных представителей жанра последних лет. Это качественный хоррор-триллер с великолепным украшением в виде высочайшего уровня и сложности актерского перформанса Джеймса МакЭвоя, который не должен оставить равнодушным никого. Остается надеяться, что заключительная часть трилогии все-таки увидит свет и достойным образом завершит задуманное Шьямаланом.


Читайте также