Для быстрого поиска начните вводить запрос

Mastodon: Новые традиционалисты

Почему новейший альбом Mastodon "Emperor Of Sand" так важен для слушателя и индустрии
4 апреля 2017 0
Mastodon: Новые традиционалисты

Седьмой студийный альбом атлантского хэви-квартета Mastodon еще до своего выхода в свет 31 марта назывался одной из важнейших работ года в рок-музыке. Поверьте — этот тот редкий во все времена случай, когда хайпинг, то есть внешне ничем не мотивированная раскрутка, оправдывает себя. Так что же в “Emperor Of Sand” такого особенного?

Mastodon

Mastodon

Пока Европа и в особенности Россия проливает слёзы по сомнительному поводу «ой, музыканты Deep Purple и Metallica так постарели, и кто же придёт им на смену?», на другой стороны Атлантики таковая смена растёт и матереет. Расчет прост: должен же кто-то собирать стадионы, или хотя бы крупные арены после того, как U2 и та же Metallica уйдут на покой. Ведь промоутерам не хочется лишаться своей работы, а публике — привычных для жителя большого мира вот уже на протяжении полувека, или чуть более, рок-ритуалов на больших площадках. Вот “Emperor Of Sand” и сообщает: смена состоялась! Вышесказанное вовсе не означает, что музыкальные достоинства альбома сомнительны: напротив, они несомненны именно в своей ориентации на взрослую, то есть старше 21 года, аудиторию, а также в смысле задания некоего шаблона для вероятных групп-конкурентов.

Mastodon

Mastodon

Весьма показательно и то, что за полтора десятилетия в грамзаписи Mastodon проделали путь от весьма малоприятного экстремального сладж-метала до совершеннейшего хэви-мэйнстрима, куда как более услаждающего слух взрослого, и даже неамериканского слушателя, нежели та же современная Metallica. Причем концептуальность, всегда в большей или меньшей степени бывшая свойственной группе, никак не влияет ни на качество материала, ни на структуру альбома. Никак не сказался на “Emperor Of Sand” и факт его создания в не самые лучшие для музыкантов времена — мать гитариста Билла Келлихера (Bill Kelliher) скончалась в прошлом году от рака мозга; такой же неутешительный диагноз было поставлен и матери барабанщика Брэнна Дэйлора (Brann Dailor). Вероятно, группа не преувеличивает, когда говорит что концепт альбома и его музыкальный материал проросли из репетиционных джемов, призванных отвлечь их коллег от мрачных мыслей. Но, наверное, ощущения катарсиса от песен с “Emperor Of Sand” у стороннего слушателя всё же не возникнет — однако альбом безусловно хорош своей монолитностью и той хорошо слышимой радостью музыкантов, которые дорвались до той музыки, которую любили всегда, да только никак не дорастали до неё. Да не покажется это парадоксальным, но три кита, на которых стоит ныне Mastodon — это Black Sabbath, Thin Lizzy и даже несколько избыточные для исполнения подобного материала технические навыки музыкантов, откованные их пребыванием на экстремальной сцене. Плюс отлично слышимое студийное взаимодействие с продюсером Бренданом О'Брайаном (Brendan O'Brien), уже отработанное на альбоме “Crack The Sky” (2009), который и слушается сейчас как генеральная репетиция “Emperor Of Sand”. В конце концов, продюсер, за спиной которого работа даже с AC/DC знает, какой выстроить звук, чтобы и рок-поклонникам удовольствие доставить, и пресловутую «широкую публику» не распугать.

Mastodon

Mastodon

Возвращаясь к концепции альбома, путано повествующей о персонаже, приговорённом к смертной казни неким «султаном пустыни» и скрывающимся от неё как раз в пустыне, нужно отметить, что минимальное влияние на звук она всё же оказала — номера “Steambreather” и “Scorpion Breath” слушаются как Black Sabbath, обслушавшийся примерно в 1972 году аутентичной ближневосточной музыки, но изрядно позабывшей её к ближайшей репетиции. Впрочем, монументальная и в то же время непривычно задорная для стиля игра инструменталистов мигом сообщает нам, что на дворе уже XXI век, да и техника давно шагнула вперёд, несмотря на обильное применение на альбоме гитарных фуз-обработок со звуком как раз зари 70-х годов. Огромный плюс современного Mastodon в сравнении, скажем, со шведами Opeth — нацеленность именно на широкую концертную аудиторию, невзирая на хорошо слышимые отсылы к поп-психоделике конца 60-х и одновременно частично к экстремальному металлу 90-х в смысле вокальных партий. Чтобы понять, что это значит на практике, достаточно ознакомиться с первыми тремя номерами альбома “Sultan’s Curse”, “Show Yourself” и “Precious Stones” — интересные инструментальные мелодии поданы бойко и азартно, и в целом манера игры квартета может быть названа «ухватистой», вызывая понятные параллели даже с классическим ранним творчеством гитариста Пэта Трэверса (Pat Travers).

Если говорить о рок-традиции былых времен в беспримесном, так сказать, виде — Mastodon ныне отдаёт ей дань совершенно традиционным для 80-х хэви-номером “Word To The Wise” и прогрессив-металлической пьесой “Andromeda”, восходящей опять же к Black Sabbath. Местами группа обращается и к пост-панку в духе любимых музыкантами Hüsker Dü (“Roots Remain”, “Ancient Kingdom” и “Clandestiny”), однако же умело сочетает его с хитрыми гитарными партиями, и результат звучит вовсе не по-панковски. А если вам нужно ультимативное доказательство серьёзности современных намерений Mastodon, то оно прибывает к нам в облике финального восьмиминутного эпика “Jaguar God”, где музыканты делятся со слушателями всеми своими представлениями о том, как должен звучать хэви-рок на исходе десятых годов XXI века. Неторопливое музыкальное полотно разворачивается от проникновенной акустической интродукции к сложной и мощной аранжировке, могущей поставить в тупик и иных лидеров современной трэш-металлической сцены. Так что можно со спокойной совестью сказать, что группа Mastodon на своей новейшей работе состоялась на все 100%, а когда она будет собирать стадионы — так это только вопрос времени и присутствия или отсутствия там их коллег-конкурентов.


Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями