О том, что рок-музыка значит для Америки совершенно одно, а для всего остального мира, и Великобритании в том числе, нечто другое, не принято говорить. Иначе сочтут, что подобные рассуждения слишком сложны для меломанов, и те, не дай бог, не купят лишний альбом или не подпишутся на очередную рассылку. Говоря про подлинно американскую рок-музыку, развившуюся напрямую из блюза и в небольшой степени из фолка, то есть безо всяких британских влияний 60-х, эксперты все время забывают, что такая американская рок-музыка – это материал, рассчитанный на большие слушательские массы. Причем неважно – собравшиеся на арене или стадионе, или просто живущие в большой стране, то есть США. Большой стране – большую музыку? Да, именно так! Очередной пример подобного подхода – новейший, девятый альбом атлантского квартета Mastodon «Hushed And Grim», который прямо в день выхода, 29 октября, получил высокие оценки мировой рок-критики.
Все творчество группы Mastodon с момента издания ее второго альбома «Leviathan» (2004) именовалось журналистами «драматическим металлом». Хотя с течением времени умозрительной драмы в материале группы становилось все больше, а металла – все меньше. То есть надо понимать, что «Hushed And Grim» – это никакой не хэви-альбом: здесь Mastodon представляют слушателю пусть своеобразный и утяжеленный по звучанию, но все равно мейнстим-рок. Сами музыканты Mastodon рассказывают, что их любимая рок-группа – канадское прогрессив-роковое трио Rush и даже называют как образцы для подражания их конкретные альбомы, но это отдает изрядным лукавством. Музыкальные корни у Rush и Mastodon абсолютно разные – британский блюз-рок в первом случае и почти атональный, отчетливо андерграундный сладж-метал во втором. Общее здесь только одно: траектория развития коллективов. Обе группы начинали карьеру со старательного освоения чужих и модных на тот момент стандартов и влияний, и обе в должный срок выбрались к совершенно оригинальному и неповторимому звучанию.
На первый взгляд – бессмыслица. Как можно въехать в рок-мейнстрим, начав свою карьеру на до сих пор одиозной в не лучшем смысле слова Relapse Records? А все очень просто: нужно записывать концептуальные альбомы (или умело рассказывать о том, что твои альбомы – концептуальные), уважать американскую национальную культуру, вовремя упоминать в числе своих любимцев не только Rush, но еще King Crimson и Pink Floyd и зазывать в студию гостей из «особенных» групп. Критики будут очень рады, а прорыв может состояться почти на ровном месте. Весь хайп вокруг «Leviathan» состоялся в основном вокруг того, что альбом был написан по мотивам книги Германа Мелвилла «Моби Дик» (1851), а в его виниловую версию вошли бонус-треками каверы таких разнородных групп, как The Melvins, Thin Lizzy и Metallica. В скольких профильных СМИ «Leviathan» назвали «главным хэви-альбомом 2004 года» сейчас и не вспомнить. После такого триумфа карьера вела Mastodon вверх и только вверх, без малейших замечаний со стороны слушающих и пишущих.
Все общемировые восторги в адрес Mastodon оправданы еще и потому, что группа убедительно звучит на стадионе любых размеров и, главное, способна собрать этот стадион – как минимум в родных США. Вряд ли кто-то будет спорить, что с течением времени Mastodon добились очень индивидуального звучания, действительно схожего с периодом «металлизации» их кумиров Rush середины 90-х. Вот только дело в том, что канадское трио стремилось своей музыкой и приключениями в ней увлечь слушателя и заставить его навострить уши. У Mastodon задачи по факту противоположные. Будучи американцами до мозга костей, музыканты знают, что одно из достоинств вообще любой рок-группы – это умение играть бесконечный по длительности концерт с импровизациями, от которого публика будет балдеть и расслабляться. Вспомните – на этом зиждился успех Grateful Dead и Phish, да и американский триумф Pink Floyd – тоже. Сколько уж времени проводят на сцене музыканты Mastodon не очень понятно, но что «Hushed And Grim» является полным аналогом такого концерта у вас в квартире – несомненно: 15 треков на 86 с лишним минут. Двойной альбом, если не тройной по всем стандартам былого.
Если говорить о музыкальной составляющей альбома, то надо отметить, что музыканты привели гибрид «темного металла», психоделики и простого прогрессив-метала к большей гомогенности. «Hushed And Grim» можно было бы даже назвать образцовым готик-металлическим альбомом, если бы не постоянное стремление музыкантов сыграть посложнее в рамках дозволенного. В результате партии барабанов Брэнна Дэйлора и атмосферные клавишные партии певца и бас-гитариста Троя Сандерса и впрямь напоминают зрелый Rush – они особенно показательны в открывающем альбом номере «Pain With An Anchor» и его третьем сингле «Sickle And Peace». Гитаристы Брент Хайндс и Билл Келлихер не стесняются демонстрировать свой интерес к джазу и блюзу, хотя и совершенно непрямолинейно. Да и вокал Сандерса сейчас дал известный уклон в блюзовую драматичность. Результат – 100% американский национальный прогрессив-метал, о котором ныне с гордостью принято писать, что он «не похож ни на Dream Theater, ни на Opeth».
Большим плюсом «Hushed And Grim» слышится и то, что группа не пытается ошеломить слушателя чрезмерной музыкальностью или необычайным разнообразием материала – не только что в пределе одного номера (они здесь весьма протяженные), а даже целого альбома. Кто бы мог сказать лет 20 назад, что эти бородачи банального вида с ревущими гитарами превратятся в едва ли не самый национально ориентированный коллектив Америки – причем безо всяких компромиссов с собственными вкусами и устремлениями? В лице Mastodon на мировой сцене торжествует Непохожее – и такой факт в мире рок-н-ролла всегда радостен сам по себе.