Джек Николсон – настоящий колосс голливудского кино. Он прекрасно справляется с самыми разными ролями. Ему легко даются образы комедийных персонажей, любовных героев, пугающих злодеев. При всем этом разнообразии амплуа легендарность Николсону принесло одно конкретное настроение его героев, в демонстрации которого у него почти нет и не было равных, – гнев. На примере лучших ролей культового американского актера-рекордсмена по номинациям на премию «Оскар» рассматриваем его исключительное мастерство демонстрации гнева.
Внимание: редакция Soyuz.Ru ни в коем случае не призывает использовать приведенные в материале сцены как пособие для применения в тех или иных жизненных ситуациях.
«Китайский квартал» (1974)
Роль Николсона в фильме «Китайский квартал», одна из первых нашумевших в его карьере, совершенно не отличается кровожадностью или жестокостью исполненного им персонажа. В картине Романа Поланского набирающий популярность актер перевоплотился в частного детектива Гиттса. По сюжету фильма он берется за расследование, в процессе которого не только вступает в игру с очень высокими ставками, но и проникается чувствами к нанявшей его вести это опасное дело Эвелин Малрей. Ближе к финалу картины Гиттс чуть ли не впервые демонстрирует истинный гнев во время допроса Эвелин. Причина такого резкого и агрессивного поведения кроется в пересечении теплых чувств персонажа Николсона к героине актрисы Фэй Данауэй и профессионального стремления раскрыть дело. Тот самый случай, когда ни сердцу, ни разуму не прикажешь.
«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Гнев не есть зло. Это подтверждает еще одна сцена с участием персонажа Джека Николсона, за роль которого актер получил первую из трех премий «Оскар». В картине Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» он исполнил заключенного (в данном случае подходит именно это слово) психиатрической клиники Рэндела МакМерфи. Главный герой фильма в одной из сцен с ненавистью бросается на работницу учреждения, изо всех сил стараясь задушить ее. С одной стороны, перед нами ужасная зарисовка: мужчина, пытающийся голыми руками убить женщину. С другой стороны, картина совершенно противоположная: человек, ведущий борьбу с обезличенным злом, бездушно задувающим трепетный огонь израненных человеческих сердец. Проявление гнева в этом случае – нежелание смириться с тем, что людей можно настолько хладнокровно лишать последней надежды.
«Сияние» (1980)
Несмотря на подобные исключения, гнев все-таки более привычен для персонажей отрицательных. Для таких, например, как Джек Торренс, которого Николсон исполнил в легендарной картине Стэнли Кубрика «Сияние». Чего уж греха таить, культовая сцена «А вот и Джонни!» – квинтэссенция ненависти, страха и гнева в кино. Николсон, преследующий свою жену по комнатам таинственного отеля и выламывающий дверь топором, дьявольски зловещ в любом своем действии, каждой мимике. Маниакальные приступы злобы, вызванные в том числе мистическими силами, воплощены актером на каком-то совершенно запредельном уровне. Ну а кадр, в котором Николсон просовывает лицо в прорубленный дверной проем – лучшая заглавная иллюстрация для сборника самых устрашающих маньяков в истории кино.
«Иствикские ведьмы» (1987)
От роли Дэрила Ван Хорна в «Иствикских ведьмах» Джорджа Миллера мистикой веет еще больше, но на этот раз причиной проявления гнева персонажем Николсона стали не маниакальные позывы, а вечные библейские мотивы противостояния добра и зла, в частности - конфронтации Бога и Дьявола. Хорошенько потрепанный героинями Сьюзан Сарандон, Мишель Пфайффер и Шер искуситель Дэрил Ван Хорн к концу картины доведен до точки кипения. Результатом этого становится монолог о женщинах, которых он называет одной из многих ошибок Бога. Собственно, странно от Дьявола ожидать чего-то другого. В этом случае особенно символично, что персонаж Николсона устраивает этот перформанс прямо посреди переполненной церкви.
«Несколько хороших парней» (1992)
Причин человеческого гнева не счесть. Они могут заключаться в чем угодно. Например, полковник Натан Джессеп из картины «Несколько хороших парней» Роба Райнера. Человек строгий и жесткий, не приемлющий слабости, при этом неимоверно надменный, наблюдающий за всеми с высоты своего ранга, без доли стеснения прикрывающий свои пороки мнимой благодетелью и тем самым позволяющий себе возвыситься над законом. Во время финальной сцены суда Джессеп, которого сыграл Джек Николсон, так и пышет ненавистью к молодому герою Тома Круза и всему, что с ним как-либо связано. Стоит отметить, что далеко не всегда гнев играет на руку. В случае с героем Николсона эта сцена прекрасное тому доказательство.
«Хоффа» (1992)
Иногда гнев – это всего лишь маска. Джеймс «Джимми» Хоффа – известный профсоюзный лидер США, который совмещал борьбу за права рабочих Соединенных Штатов с грязными делишками в криминальных кругах. В сцене из фильма Денни Де Вито «Хоффа» исполнивший его Джек Николсон предстает перед начинающим свою политическую карьеру Робертом Кеннеди, яростно обрушивая на него и президентскую семью многочисленные оскорбления. Все это он делает с одной единственной целью – огородить себя от обвинений в сотрудничестве с организованной преступностью. Что же, для некоторых лучшая защита – это нападение.
«Лучше не бывает» (1997)
Социопат с расистскими наклонностями и антисемит – все эти характеристики уместны при описании персонажа Джека Николсона в фильме «Лучше не бывает» Джеймса Брукса. В сцене из завязки картины он наглядно демонстрирует свои взгляды, желчно изливая гнев на соседа. В данном случае такое поведение персонажа – проявление собственных комплексов. Одиночество, которое он испытывает, в чем боится самому себе признаться, распространяется на окружающих в резкой форме. При этом поступки выдают в герое Николсона хорошего человека, а слова оказываются лишь иллюзорным прикрытием.
«Отступники» (2006)
Иногда гнев – это единственно верный способ существования. В картине Мартина Скорсезе «Отступники» Николсон исполнил главаря криминального синдиката по имени Фрэнк Костелло. В сцене из начала фильма он встречает находящегося под прикрытием персонажа Леонардо ДиКаприо, из которого в прямом и переносном смысле старается выбить признание в работе на полицию. Без сомнения, перед нами жестокая сцена, но Костелло далеко не маньяк. В некоторых кругах подобное поведение считается нормой, необходимой для выживания. Как гласит пословица, с волками жить – по-волчьи выть.