Что вы думаете по поводу недавно вышедшей книжки Александра Балунова? Не ли и у вас желания написать что-то подобное, может быть, в каком-то другом формате - фотоальбом или комикс?
Что касается меня, то я загорелся идеей не только выпустить полное собрание сочинений стихов, но и несколько изданий с иллюстрациями ко всем песням «Короля и Шута» и «КняZz» . А также организовать выставку всех своих картин и репродукций. Но все вокруг меня агитируют писать мемуары по истории «Короля и Шута». Полагаю, что это тоже в дальнейшем возможно.
Расскажите о вашем готовящемся альбоме.
Альбом получился совершенно разноплановым и, как мне кажется, на разный вкус. В нём будут и концертно-фестивальные боевики и песни, которые интересно слушать в плейере. Некоторые сочтут меня машиной, но шестой по счёту альбом ещё не вышел, а я уже делаю два следующих. Один из которых будет при участии Александра Балунова. Сейчас еду на гастроли в Америку с диском песен для совместного альбома, и мы с ним будем выбирать, что записывать. Но об этом позже. Сейчас я с нетерпением жду появления «Узников долины снов».
Что вас вдохновляет на написание новых песен, есть ли какие-то книжки или фильмы, которые могут натолкнуть на новую тему?
Да, конечно. И кино, и литература, и народные сказания, эпосы могут наталкивать меня на новые идеи. А также иногда и истории реальных персонажей. Как например Энди Кауфман или Билли Миллиган, о котором будет песня в новом альбоме.
Есть ли разница в том, как вы писали тексты песен для «Короля и Шута» и для вашей группы? Есть ли какие-то вещи, о которых мы не могли позволить себе писать для КиШ, а сейчас используете?
Для своих песен я писал так же. Мне всегда важно попасть текстом в мелодию, чтобы музыка и текст дополняли друг друга. Обычно музыка пишется в первую очередь. С текстами на музыку Горшка велась аналогичная работа, но ещё надо было попадать в его образ, чтобы он находил в новом тексте себя.
На счёт второго, я ставлю перед собой ту же планку, что [мы] ставили в своё время с Михой и отфильтровываю немало текстов, прежде чем что-либо утверждаю. У меня с каждого нового альбома остаётся куча черновиков и текстов, не нашедших свою мелодию. Всё это может стать полезным в новой работе. Мне кажется, что я попал по жизни! Когда я ушёл из «КиШа» то думал, что записав три-четыре альбома, я избавлюсь от груза не сделанных песен и буду свободно себя чувствовать, но не тут-то было. Сейчас выходит уже шестой наш альбом, а у меня две текущие работы в голове, и ещё материала на три-четыре пластинки – и это без учёта в настоящий момент пишущихся песен. Моя ситуация сродни рабству, но это приятное рабство. Я получаю от этого радость и удовольствие.
Ваше творчество часто ассоциируют с панк-роком. Считаете ли вы себя панком? Бывает ли у вас желание как-то отреагировать на какие-то актуальные события, вещи, которые происходят здесь и сейчас?
Я иногда считаю себя панком, а иногда нет. А вообще во мне есть две главные личности - это я в творческом процессе, а другая личность - это сценический Князь. Эти личности дружат и помогают друг другу. Панковская тема в Князе есть по-любому. А я просто люблю панк-рок, но я не могу сидеть на панковской телеге, ибо в мозгах есть много всего другого.
Я не очень люблю на что-то реагировать поскольку наш мир - это суета. Меня интересуют темы искренних побуждений человека и пути к познанию себя и окружающего мира. Я очень мало вижу достойных поступков. Людей порабощают их низменные составляющие и великими идеями живут немногие. Вот с этого момента начинается мой панк-рок! Я презираю всё, что направлено против человечества, начиная от войн и заканчивая причинением вреда нашей экологии. Я не понимаю реально тех, кто застревает на каком-то этапе своей жизни и принимает себя таким, какой он есть, считая, что его качества - это часть его натуры и не работает со своими недостатками, чтобы избавить от них себя и окружающих.
Есть мнение, что музыкант (да и любой артист, художник) как публичная личность, как человек, которого слушают, несет часть ответственности за состояние информационной среды в своей стране. Что долг музыканта занимать какую-то явно выраженную общественную позицию. А другие считают, что музыкант имеет право существовать в своем творческом мире, и он не несет ответственность такого рода. Какая точка зрения вам ближе?
Я считаю, что любой человек сам выбирает степень своей ответственности за тех, кого приручает. Я, конечно же, выберу людей ответственных, поскольку на таких можно положиться как в творчестве, так и в жизни. Но те, кто делают прорывы, не должны оборачиваться на общественное мнение, поскольку оно заставит всё причесать, упростить и класть в рот малыми порциями.
Сейчас возникает новая волна интереса к «поколению Там-Тама»*. Какие воспоминания у вас связаны с этим временем?
Это было интересное время. Там-там объединял в себе множество музыкантов и стилей. Там была своя особая атмосфера. Там жил рок-н-ролл. Мне даже кажется, что Там-там - это место, где жила одна большая семья и для многих он стал домом.
Отличаются ли, на ваш взгляд, питерские рок-группы от московских, и, если да, то чем?
В Москве опасно зарождаться. В Москву надо приезжать для раскрутки. Она диктует свои коммерческие законы и многие музыканты выстраивают в своей голове не верные приоритеты. В Питере всё по-другому. Но Питер опасен тем, что в нём можно завязнуть и не чувствовать времени. Хотя для творчества - это самое лучшее место.
Расскажите о готовящемся совместном выступлении с Балуновым на «Нашествии». Какая программа нас ждет, будет ли это разовое выступление или возможно продолжение и серия концертов?
Мы с участием Балу пока планируем сыграть два выступления, но это не потолок. В большей степени по части концертов памяти «Короля и Шута» многое будет зависеть от его свободного времени и желания перемещаться через океан, поскольку на этих концертах он всегда желанный гость.
Планируете ли вы совместное выступление или студийный проект еще с кем-то?
Всё в жизни возможно, но из текущих, как я сказал, скоро начнём готовить с Балу альбом на базе группы «КняZz».
Не было ли у вас мысли записать концептуальный альбом, объединенный одной идеей?
Неоднократно. Но для этого надо, чтобы я нашёл такую идею-долгоиграйку. А вообще, не искушайте меня идеями, мне действительно в музыке хочется попробовать всё!
Как вы относитесь к так называемому «формату Нашего радио», когда группа стараются писать песни именно в его стиле и подстраиваются под него? Не вредит ли это молодым группам? Как вы сами относитесь к Нашему?
Меня это бесит! До музыкантов должно дойти, что не нами управляет формат, а мы управляем форматом. Креативное, самобытное, интересное творчество не останется незамеченным. Просто надо проживать свои творения и воспринимать их как частицу самого себя. Когда люди пишут фигню - я понимаю, что они занимаются фигнёй. Не надо думать, что публика - это тупая серая масса, которой надо давать примитивное, поверхностное творчество. В роке такого быть не должно категорически. Рок - это музыка для мозгов, прежде всего, потому что настоящий рокер - это тот, кто реально против человеческой тупости и обывательства. В 2012 году я написал песню «Социальная программа», в которой рассказано о том, как социум искореняет рокеров путём лоботомии. Сегодня я вижу причёсанный слащавый рок, использующий в текстах тему подростковой любви, аналогичную низкопробной попсятинке. В этих песнях зацепиться не за что. Они ни о чём. Оставьте же, наконец, попсовые темы попсарям, а сами думайте над тем, как залимонить по мозгам искушённому цивилизацией слушателю.
Есть ли среди молодых групп какие-то, которые нравятся вам, были ли какие-то музыкальные открытия в последнее время?
Да, есть! Это группы "The Ghostbusters" и «Сказки чёрного города». Я не располагаю большим количеством свободного времени, чтобы изучать рок-андеграунд, но мимо хорошей музыки не пройду.
Есть ли у вас любимые площадки, на которых вы выступаете с особенным удовольствием?
Ну это точно питерский «Юбилейный», наверное даже «Космонавт». В Москве тоже много хороших площадок, но я путаюсь в их названиях. По стране есть однозначно любимые клубы, но все навскидку не назовёшь. От площадки и от звука зависит очень многое. Поэтому я надеюсь, что скоро в России в каждом городе будет как минимум два клуба вмещающих от 500 до 1000 человек.
Расскажите о ваших творческих планах на ближайшее будущее.
- К Питерскому концерту 19 июля я планирую закончить работу над клипом на песню «Лесник», который сел рисовать три года назад.
- Совместно с Олей Горшенёвой мы начинаем работу над приведением в порядок всего творческого полигона «Короля и Шута», и наша цель - это дать возможность поклонникам скачивать альбомы группы, а также, появление лицензионной атрибутики.
- На песню «Билли Миллиган» с нового альбома мы с супругой Агатой планируем организовать съёмку клипа, где она выступит в качестве сценариста. Монтажом займёмся вместе.
- Сейчас мы едем в Америку и наш первый приезд будет под эгидой лучших моих хитов времён «Короля и Шута». 19 го мая мы ждём выхода нашего шестого альбома – «Узники долины снов». Всё лето мы будем играть на фестивалях и делать концерты памяти «Короля и Шута» и Михаила Горшенёва совместно с фондом Михаила Горшенева, которым руководит Михина супруга Ольга.
- В начале осени мы начинаем тур в поддержку нового альбома и значительно обновляем концертную программу группы «КняZz».
Это планы на ближайшие полгода. Ну ещё мы ждём документальный фильм про меня и нашу группу, но об этом дадим информацию позже.
* Примечание Soyuz.Ru: Клуб «Там-Там» (или TamTam) - знаменитый петербургский рок-клуб, основанный в 1991 году Всеволодом Гаккелем по образцу нью-йоркского клуба CBGB's. Клуб стал своеобразной «колыбелью» для таких групп, как «Король и Шут», «Последние танки в Париже», «Нож для фрау Мюллер, Markscheider Kunst и других.