«Босоногий Гэн» (1983)
Режиссер Мори Масаки
Мангака (художник японских комиксов манга) Кэйдзи Накадзава выжил в том самом взрыве атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году. В начале 1970-х годов Накадзава выпустил 10 томов манги «Босоногий Гэн», основанных на собственных воспоминаниях и, частично, на истории его семьи. Первая игровая экранизация манги Накадзавы осталась в пределах Японии, зато аниме (хоть и сильно сокращенное ради динамики сюжета) «Босоногий Гэн» Мори Масаки приобрело общемировую известность. «Гэн» шел даже в советском прокате, возрастной ценз для этого аниме не назначили, и очень многие дети, пришедшие «посмотреть мультик», в итоге наблюдали за нарисованными ужасами ядерного взрыва, какими их запомнил очевидец (так что предупреждаем: все, что касается ядерного взрыва, в «Босоногом Гэне» показано без «смягчительной» цензуры).
В центре сюжета «Босоногого Гэна» - история семьи Накаока: отец Дайкити, беременная мать Кимиэ, дочь Эйко и два брата, Гэн и Синдзи. В Японии голод, власти страны отказываются капитулировать, обещая сражаться «до последнего японца». Кимиэ тяжело дается беременность, однако Дайкити и дети делают все возможное, чтобы выжить в сложившихся условиях и всячески поддерживают и подбадривают друг друга, с нетерпением ожидая появления четвертого ребенка. Но в один момент все рушится. В небе над Хиросимой появляется одинокий самолет. Американский военный нажимает кнопку сброса бомбы. В мощнейшем взрыве, которого еще не видела Земля, гибнут сотни людей. Уцелевший по счастливой случайности Гэн приходит на место, где когда-то стоял их дом, и обнаруживает, что спаслась только его мать. Тогда мальчик берет бремя ответственности за ослабевшую Кимиэ и еще не родившегося младенца на себя…
«Акира» (1988)
Режиссер Кацухиро Отомо
Культовое аниме, которое, строго говоря, и явило миру японскую мультипликацию – за рубежом (особенно в США) «Акира» был гораздо популярнее, чем в родной Японии, что породило серию американских мультфильмов-подражаний и повальный спрос на мангу, аниме и японские игры. Аниме, полное динамичного экшена, качественной научной фантастики и отличной музыки, размышляет о том, что будет, если разрушительная сила случайно попадет не в те руки, и что такое настоящая дружба «до самого конца».
Действие аниме «Акира», основанного на одноименной манге, происходит в будущем, после Третьей мировой войны. Захватившие власть диктаторы проводят парапсихологические опыты над детьми, обладающими необычными способностями, чтобы получить сверхчеловека-оружие, которое бы превзошло по разрушительности ядерную бомбу. Один из «необычных» детей сбегает из лаборатории и «одалживает» часть своих способностей пареньку Тэцуо. Тот, став обладателем безграничной силы, решает использовать ее себе на потеху, и даже лучший друг Канэда не может вразумить его. Скоро Тэцуо и Канэда узнают, что самого мощного из детей-мутантов зовут Акира, но где он спрятан никто не знает. В то же время среди народа существует предсказание о богоподобном Акире – мессии, с приходом которого настанет новая эра. Желая превзойти мифического Акиру, сошедший с ума Тэцуо объявляет себя богом и погружает мир в хаос…
«Мой сосед Тоторо» (1988)
Режиссер Хаяо Миядзаки
Творчество великого Хаяо Миядзаки многогранно – его можно рассматривать на разных уровнях и изучать с разных сторон, однако оно будет понятно и взрослым, и детям. Ленты Миядзаки можно смотреть всей семьей и неизменно восторгаться высоким качеством каждого его аниме, будь то ранний «Люпен» или последнее «Ветер крепчает» (хотя нет, не последнее - сейчас он работает над аниме «Гусеница Боро»).
Вот, казалось бы, простая история двух сестер Сацуки и Мэй – они переезжают из города в деревню, чтобы быть ближе к находящейся на лечении матери. Однако в силу своего юного возраста девочки видят все совсем не так, как взрослые. Старый-старый дом на холме, куда они въезжают с отцом, представляется им просто кишащим привидениями (и пусть это всего лишь черные чернушки), а большой-пребольшой дуб неподалеку – это, конечно же, дом доброго лесного духа Тоторо. Солнечное, яркое, теплое аниме о дружбе сестер с Тоторо способно найти отклик в любом сердце. Можно сказать, что отчасти эта история «принадлежит» каждому зрителю – это то самое детство, в котором мы видели в любом порыве ветра взмахи крыльев невидимых (для взрослых, разумеется) существ, в плывущих по небу облаках угадывали совершенно невероятных животных (а потом пытались доказать родителям, что слоны летают) и боялись идти в одиночку по темному коридору (а вдруг барабашка выскочит?).
P.S. Но ни в коем случае не стоит останавливаться только на данном произведении. Хаяо Миядзаки – один из основателей классической японской анимации. Его знаковое творение «Унесенные призраками» (2001) бессменно занимает первое место в рейтинге лучших мультфильмов всех времен.
P.P.S. А еще на просторах Сети можно встретить небольшой «спин-офф» «Тоторо» - короткометражное аниме «Мэй и котобусёнок». Да-да, там будет детеныш того самого котобуса - очаровательный и очень игривый котенок-автобус.
«Могила светлячков» (1988)
Режиссер Исао Такахата
Еще одна история о послевоенной Японии времен конца 40-х годов XX века. В основу аниме лег роман Акиюки Носаки, вдохновленный историей его собственной семьи.
Брат и сестра Сэйта и Сэцуко потеряли мать во время одного из американских авианалетов, так что теперь вынуждены сами заботиться о себе, надеясь, что их отец, служащий на флоте, еще жив. Мальчик чувствует ответственность за жизнь сестренки и пытается найти способы добыть еды или даже просто сухое и теплое место, чтобы переночевать. Глядя в небо, с которого слетают смертоносные маленькие огоньки бомб и подбитых самолетов, Сэйта успокаивает Сэцуко, говоря, что это просто светлячки. Дети, брошенные ожесточившимися от тягот войны близкими и дальними родственниками, изо всех сил стараются не отчаиваться. Однако их судьба, как и сотен других таких же мальчиков и девочек, чье детство было омрачено войной, уже предрешена.
P.S. Любопытно, что, как и роман Акиюки Носаки, аниме «Могила светлячков» в японских школах показывают на уроках – как важную часть культурного наследия страны.
«Еще вчера» (1991)
Режиссер Исао Такахата
Еще одно аниме о взрослении в нашем списке, однако если Хаяо Миядзаки предлагает снова ощутить волшебство детства, то Исао Такахата показывает зрителю связь нас-детей и нас-взрослых, буквально «совмещая» временные пласты прошлого и настоящего главной героини.
Девушка Такэо, привыкшая к бешеному ритму городской жизни, берет отпуск и приезжает к родственникам в деревню. Однако совершенно случайно Такэо «берет с собой», как она говорит, «себя пятиклассницу», и вновь переживает события своих школьных лет – первую влюбленность, сложности девичьей дружбы, ссоры с сестрами из-за мелочей... С высоты возраста она смотрит на все это по-новому, и вдруг понимает, что вся эта ситуация – как кокон у бабочки, и на самом деле нахлынувшие воспоминания это гораздо больше, чем простая ностальгия…
Аниме «Еще вчера» показывает, что проблемы детства накладывают отпечаток на нас настоящих, и что ключик от многих проблем будущего можно найти в своем прошлом. Фильм оставляет после себя ощущение гармонии – и проявляет способность нет-нет да увидеть себя-школьника, глядящего на себя-взрослого прямо сейчас, с немым вопросом о своем будущем.
P.S. Также не пропустите аниме «Сказание о принцессе Кагуя» (2013) от Исао Такахаты.
«Шепот сердца» (1995)
Режиссер Кондо Есифуми
Одно из тех аниме, которое нужно просто созерцать. Динамики или четкого сюжета «герой проснулся – совершил подвиг – пошел спать» тут нет. Зато есть кот, который ездит в поезде, инфернальные пейзажи в исполнении художника-импрессиониста Наохисы Иноуэ и трогательная история первой любви, которая, как известно, случается лишь раз в жизни.
Главная героиня, Сидзуки Тсукисима, очень любит читать – она перечитала, кажется, все детские книги в городе. Однажды она обращает внимание, что каждую из книг, которую она берет в библиотеке, уже читал некий Сейдзи Амасава. Вскоре, погнавшись за котом, который, вальяжно и совершенно самостоятельно, ездит в поезде и выходит на определенных остановках, Сидзуки оказывается в волшебном магазинчике, где продаются необычные вещи, которые особенны именно своей историей (ее, впрочем, можно придумать – была бы фантазия). Там она встречает мальчика, который и оказывается… Сейдзи Амасавой. Однако история не закольцовывается – Сидзуки ждет еще множество открытий, в том числе связанных со своей собственной жизнью и своим будущим...
«Однажды в Токио» (2003)
Режиссер Сатоси Кон
Перед нами нетипичная «новогодняя история». Трое бомжей, один другого эксцентричнее, в канун Рождества находят на свалке младенца. Сочтя, что этот ребенок как минимум знамение божье, они решают вернуть малыша родителям и «посмотреть им в глаза».
Режиссер Сатоси Кон, известный своими впечатляющими аниме «Истинная грусть» (1998), «Актриса тысячелетия» (2001) и «Паприка» (2006), в очередной раз сумел удивить зрителей. «Однажды в Токио» - это не только великолепная кинематографичная аниме-графика и динамичный сюжет с нотками комедии, детектива и триллера, но и потрясающая человеческая история, полная ярких эмоций. Кон бережно раскрывает перед нами каждого своего героя, касаясь острых и неоднозначных вопросов о том, что такое современное общество, семья, гуманность и, наконец, любовь. А уж какой финал у этой истории! Кажется, в этом аниме все идеально.
«Момоко слышит песню лягушат» (2003)
Режиссер Сэцуко Сибуити
Серьезное аниме, поднимающее острую социальную тему детей-инвалидов и отношения к ним в обществе. К сожалению, этот фильм прошел незамеченным массовым зрителем. С одной стороны, это можно списать и на выбранную тему (так или иначе немногие в мире согласны променять что-то красивое и зрелищное на серьезное аниме про ребенка «с отклонениями»). С другой стороны, режиссер Сэцуко Сибуити малоизвестен за пределами Японии, так что дистрибьюторам «Момоко» была неинтересна.
Сюжет аниме «Момоко слышит песню лягушат» строится вокруг близнецов Рики и Момоко. Они родились в один день, однако если Рики (в переводе с японского «сила») вырос здоровым мальчиком, то девочка Момоко (яп. «персик») с самого рождения была инвалидом и сильно уступала брату в физическом развитии. Однажды в школе Рики в качестве эксперимента предлагают сделать совместные уроки с классом ровесников из школы детей-инвалидов. Мальчик любит сестру, но стесняется ее, тем более что не все в «нормальном» классе хотят учиться с «ущербными». Однако Момоко, с ее заразительным оптимизмом и желанием жить, несмотря на прогрессирующую болезнь, преподаст одноклассникам Рики, пожалуй, один из главных уроков в их жизни.
«Девочка, покорившая время» (2006)
Режиссер Мамору Хосода
Аниме «Девочка, покорившая время» может поначалу показаться затянутым – но это только поначалу. История легкомысленной школьницы Макото, которая случайно «научилась» прыгать во времени – в тот самый день, когда ее должен был сбить поезд. Слишком увлекшись перемещениями сквозь время и попытками изменить свою жизнь, Макото не заметила, как эта ее способность разрушительно повлияла на дорогих ей людей и ее саму. Хосода предлагает зрителям поразмышлять о самопознании, помечтать о том, «а как бы было, если бы я в прошлом…» - все это сквозь призму научной фантастики и ненавязчивой романтики. Примечательно, что в этом жизнеутверждающем аниме вообще нет ничего случайного и нарисованного «для композиции», каждый кадр несет в себе определенную смысловую нагрузку.
Также не попустите еще одно впечатляющее аниме от Мамору Хосоды – «Волчьи дети Амэ и Юки» (2012). История о поиске своего места в жизни удивит не только истинно японским раскладом (никаких там «голливудских» компромиссов и слезок), но и необычной философией главной героини, которая может показаться чудаковатой, но при ближайшем рассмотрении открывается с совершенно другой стороны.
«5 сантиметров в секунду» (2007)
Режиссер Макото Синкай
Одно из самых красивых аниме последнего времени, одно из самых чувственных и самых, пожалуй, романтичных. Макото Синкай, современный мастер «романтико-городского» аниме, после этого фильма приобрел известность во всем мире. «5 сантиметров в секунду» состоит из 3-х частей, которые охватывают разные годы жизни главного героя, юноши по имени Такаки Тоно. В детстве он близко дружил с девочкой по имени Акари Синохара, однако они были слишком малы, чтобы называть свои чувства любовью. Время шло, им пришлось разъехаться, и чем больше становилось расстояние между ними, тем сложнее было им встретиться…
Это лента о любви, времени, расстоянии и растущей пропасти между, казалось бы, предназначенными друг другу судьбой людьми. Очень красивая рисовка – чего стоит одна только цветущая сакура в исполнении Макото Синкая (кажется, можно почувствовать ее аромат, даже если вы ее никогда не нюхали). В аниме можно также увидеть реально существующие места в Японии (некоторые туристы-энтузиасты даже повторяют путь Такаки по железной дороге к городу, где жила Акари).
Также не пропустите у Макото Синкая сказочно-необычное аниме «Ловцы забытых голосов» (2011), рассказ об «истинно японской любви» «Сад изящных слов» (2013) и, конечно же, невероятно оригинальное и самобытное «Твое имя» (2016).