Для быстрого поиска начните вводить запрос

Whole Lotta Drums

10 бенефисов Джона Бонэма из Led Zeppelin.
31 мая 2017 0
Whole Lotta Drums

История Led Zeppelin, как и вообще история великой группы - это четыре парня, оказавшиеся в нужном месте в нужное время и создавшие формулу, на которую так или иначе равняются едва ли не все игравшие и играющие что потяжелей. «Люблю музыку, особенно барабаны», - говаривал Александр Васильевич Суворов: понравились бы ему «Свинцовые дирижабли», неизвестно, но перед звериным очарованием Джона Бонэма не устояли бы не только многотысячные толпы в Earl’s Court, но и стены неприступного Измаила. Soyuz.Ru отдает дань уважения музыканту, которому 31 мая исполнилось бы всего 69.

1

"Good Times Bad Times"

«Поставьте друг за другом "Strawberry Fields Forever" и "Whole Lotta Love": это расскажет вам о том, чем отличалось одно десятилетие от другого больше, чем десятки книг и статей», - писал в, вероятно, лучшем из русскоязычных очерков о Led Zeppelin знаменитый Илья Кормильцев. И, как и The Beatles, Led Zeppelin суждено было заявить о себе во весь голос с первых же нот первого же диска: в песне “Good Times Bad Times” Роберт Плант поет довольно сдержанно, зато его друг и коллега по Band Of Joy демонстрирует едва ли не все, на что способен. А ритмический рисунок в середине, говорят, восхитил самого Бадди Рича. Своим басовым барабаном Бонэм выдает здесь настоящую пулемётную очередь: 2 триоли 16-ми за один такт. По его собственным словам, он просто воспроизводил то, что играл небезызвестный Кэрмайн Эппис. Но слушая пластинки Vanilla Fudge, Бонзо не знал лишь одного: новатор Эппис играет не с одной, а с двумя «бочками», и, соответственно, не одной, а сразу двумя ногами, что, конечно же, ровно в два раза проще.

2

"Whole Lotta Love"

Если первый альбом Led Zeppelin записывался в немалой спешке и, невзирая на скептицизм критиков, стал впечатляющей заявкой на успех, то второй оказался одним из тех, что в корне меняют всю историю музыки. C 1969 года “Whole Lotta Love” неоднократно переигрывали, пародировали, обвиняли в плагиате (буквоеды не упустят случая вспомнить “You Need Love” Вилли Диксона), но именно эта вещь закрепила мало кому известного самородка из Вустершира на вершине барабанного Олимпа. А попутно забила и еще один гвоздь в крышку гроба ударников, продолжавших играть по-старому: или барабаны делают половину музыки, или кому-то вообще не стоит садиться за установку.

3

"Moby Dick"

На второй же альбом попало и еще одно свидетельство мощи Бонэма - энергичный "Moby Dick", центром которого стало барабанное соло, выросшее из джемов в студии. Неудивительно, что именно эта композиция из раза в раз становилась бенефисом ударника на концерте: если для остальной группы это обычный законный повод перевести дух, то в случае с Бонзо они, вероятно, успели бы еще и перекусить: Джон растягивал свою «коронку» с менее чем пяти студийных минут до получаса, иногда кидая палочки в толпу и самозабвенно продолжая играть руками. Настоящий учебник изобретательной игры и самоотдачи, без которой настоящего рока не было, нет и не будет.

4

"Rock And Roll"


Третий альбом «цеппелинов» стал в некотором роде разочарованием для тогдашних фанатов: ждавшие «бури и натиска» получили подборку, наполовину состоявшую из полуакустических песен, однако музыканты взяли свое меньше чем через год, с выпуском легендарной четвертой пластинки. Вступление ударных к песне “Rock And Roll” было аккуратно слизано с хита Литтл Ричарда “Keep-A-Knocking”, но в этом и была сермяжная правда жизни, ибо для многих королем рок-н-ролла был и остается именно Литтл Ричард, а не Элвис Пресли и даже не Чак Берри. Как и предыдущий номер этой подборки, песня выросла из джем-сейшна, и в ней так и чувствуются брошенные в угол учебники, надолго или навсегда позабытые знания и чувство безграничной свободы в начале летних каникул.

5

"Four Sticks"

В отличие от других гитаристов, сосредоточенных исключительно на собственном инструменте, Джимми Пейдж с самого начала мечтал о группе, в которой ударные будут играть столь же заметную роль, что и его гитара. По большому счету именно так строилась как минимум половина песен Led Zeppelin, однако очередной бенефис ударных при записи этой песни стал заодно и своего рода «дуэлью» с гитарой: Бонзо держал в каждой руке по два набора палочек, а Джимми переходил с размера в ⅝ на 6/8 и обратно, так что классическим русским рокерам сыграть такое было бы явно непросто. Как бы там ни было, на свет появился еще один новаторский для рока номер, воскрешенный в 90-е для совместного проекта Пейджа и Планта.

6

"When The Levee Breaks"

«Джон всегда чувствовал, что его вклад в нашу музыку минимален, но выкиньте барабаны из любой нашей песни - и вся их сила и сексуальность куда-то исчезнет, - говорил Плант. - Думаю, Джон и сам не очень хорошо понимал, насколько важен он был». Именно сила и сексуальность буквально брызжет из финальной песни четвертого альбома: блюз Мемфис Минни о великом наводнении на Миссисипи 1927 года в руках Led Zeppelin превратился в настоящий рок-Армагеддон, в котором ударные Бонзо погребли под собой даже пейджевские риффы. Решивший поиздеваться над «Властелином Колец» переводчик Гоблин проиллюстрировал этой песней кадры взятия крепости Сарумана - и, наверное, души не чаявшим в Толкине «цеппелинам» это наверняка бы понравилось.

7

"D’Yer Mak’ Er"

Говорить о музыке 70-х и не упомянуть регги - все равно что говорить, скажем, о русской драматургии, не помянув Островского. Откликнувшись на регги-бум, британские парни сочинили забавную песенку c названием из анекдота, основанного на созвучии со словом Jamaica. Как утверждает автор книги «Молот богов» Стивен Дэвис, остальные часто подшучивали над неспособностью Бонэма сыграть ямайскую музыку в такт, но здесь это совершенно не заметно: прыгуче-расслабленная атмосфера и никакой попсовости. А фирменные брейки лишь добавляют этому номеру своеобразия.

8

"Trampled Under Foot"

Наверное, музыкантов “Led Zeppelin” вслед за Рабле стоило бы назвать «извлекателями квинтэссенции»: смешав в одном тигле акустический фолк, блюз, психоделию, поспособствовав введению в оборот термина “хэви-метал”, они впитывали все и выдавали что-то свое, пусть и не без обвинений в плагиате. Не прошел мимо них и пружинистый фанк хита “Superstition” Стиви Уондера: композиция “Trampled Under Foot”, основанная на надежном, как паровой молот, груве Бонэма, стала настоящим украшением двойного “Physical Graffiti”, а заодно дала название современной блюз-роковой команде, три альбома которой также рекомендуются всем любителям стиля.

9

"Royal Orleans"

Если год выхода “Physical Graffiti” стал для группы точкой зенита, то следующий за ним вновь заставил говорить о проклятии, преследующем группу: налоговая ссылка, страшная автокатастрофа, едва не поставившая крест на карьере Планта, внезапная смерть его сына от вирусной инфекции …. Записанный в тот кризисный год альбом “Presence” не так монументален, как предыдущий, и не столь «хитов», как четвертый, но и на нем можно отыскать немало бриллиантов. Одним из них стал блестящий фанковый номер – единственный, авторство на котором было приписано всем четверым. Первым в списке авторов идет имя Бонзо, и неудивительно: группа, играющая фанк, хороша ровно настолько, насколько хороша ее ритм-секция.

10

"Bonzo’s Montreux"

Как нетрудно догадаться по названию, это соло на ударных было записано в швейцарском Монтре еще в 1976 году, но официально вышло только шесть лет спустя на сборнике неизданных записей “Coda”: ради пущего эффекта и динамики Джимми Пейдж добавил поверх барабанов Бонзо немного электронных «примочек». Прекрасное свидетельство того, что и в игре на ударных можно и нужно быть изобретательным - и великолепный прощальный подарок всем любителям человека, которого журнал Classic Rock назвал в 2005 году лучшим рок-ударником всех времен.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями