Александр Балунов: «Без Мишки не может быть никакого "Король и Шут"»

«Балу» рассказал Soyuz.ru о своей новой книге, сотрудничестве с Андреем Князевым и ситуации с правами на название «КиШ».

Откуда появилась ваша вторая книга, о чем она, чем она отличается от предыдущей «Король и Шут. Между Купчино и Ржевкой»? Это какое-то логическое продолжение?

Вторая книга задумывалась просто как веселая книжка, как и первая, впрочем, и по сути, является продолжением. Первая книга задумывалась как сборник веселых историй о том, что с нами было и что с нами стало, и я рассчитывал остановиться на том моменте, когда я ушел из группы. А ушел я на самом пике популярности, когда группа звучала из каждого утюга. Но, когда я начал писать, я понял, что о нашей группе нигде ничего не написало серьезного, даже ссылаться не на что. И я не хотел нигде ставить никакие даты и цифры, это должны были быть просто веселые истории. А в итоге мне пришлось делать всю работу архивариуса. Потом я понял, что нельзя останавливаться на 2006 году и надо делать все до конца, потому что иначе будет недосказанность.

Первую книгу я писал девять месяцев, просыпался с утра и писал без перерывов, даже не праздновал свой день рождения и Новый год

А когда мне друзья сказали - давай напечатаем вторую, я ответил, что у меня нет сил. Мне сказали, что не надо писать ничего сложного - а у меня очень много времени заняло именно расставление всего в хронологическом порядке. Множество историй не вошло, потому мне что не хотелось, чтобы книга получилась однобокая - хотелось, чтобы она была интересна не только фанатам Король и Шут, но и остальным людям, даже тем, кто не знаком с группой.

Во второй книге должна быть просто куча историй, и я думал, что напишу ее за три месяца. Я отдохнул две недели и действительно написал вторую книгу за три месяца.

Александр Балунов

То есть это такие своеобразные би-сайды первой книжки?

Нет, я планировал так и сделать, но опять у меня ничего не получилось. Получилась книга не только со множеством веселых историй, а опять пришлось сделать цельную серьезную книгу. Хотя, как на это дело посмотреть, конечно. А еще куча историй осталась!

Значит будет еще одна книга?

Нет.

Пусть Князев пишет?

Вот! Я встречусь с Князем скоро - он ко мне приезжал на концерт, а теперь я поеду к нему. На презентации книги, как мне кажется, меня будут спрашивать про третью книжку, и я всем буду говорить «А вот пусть пишет Андрюха, его очередь».

Это будет другой взгляд. Мне и всем остальным нравится, как я пишу, но, как ни крути, это взгляд одного человека, поэтому, если воспринимать это просто как книжку, то можно выпустить и третью, и четвертую - это будет интересно. Но если делать книжку о группе - это будет однобоко, поэтому я хочу, чтобы это написал кто-нибудь другой.

Андрей Князев, Михаил Горшенев и Александр Балунов в составе группы «Король и Шут»

В книге группа долгое время выглядит как молодая начинающая группа, а потом бац, одна-две страницы, и вы уже собираете полные залы по несколько сотен человек. Не описан период, когда группа вдруг становится популярной. У вас был этот период, или группа внезапно совершила этот скачок?

Мне все говорили, опиши, как это получилось, я описал, но вскользь. Там написало, что всех фанатов мы знали чуть ли не в лицо. Сначала приходило 10 человек, потом 20, 30, 40, 50, 60, 80, потом 120. Потом приходило 200, 300.

То есть это не выглядело так, что приходило 150 человек, а потом внезапно пришло полторы тысячи?

Нет, резкого скачка не было.

Никакого чуда, просто концерты и работа?

Тупо работа. А способность стоять на своем и заниматься любимым делом не смотря ни на что заменяет любое, как ты говоришь, чудо. Вообще, если внимательно читать книгу, можно обратить внимание на то, что все песни, который вошли в сборник хитов «Собрание», были написаны, когда мы все еще работали на работах, зарабатывали чем-то другим, а все деньги тратили на музыку. Песни были написаны много лет назад. Если посмотреть у меня в архивах концерт в Там-таме девяностого года и концерт в «Олимпийском», половина песен - одни и те же.

Мы подходили ответственно к этим песням, потому что когда мы делали первую пластинку, мы сначала отобрали, грубо говоря, 30 штук. Из них отобрали самые лучшие. Там не просто так все хиты, потому что мы писали одни хиты - мы выбрали лучшее из всего, что у нас было.

Потом мы стали чаще выпускать альбомы, а над первым и вторым альбомом мы работали по несколько лет.

Я помню концерт в московском «Р-Клубе», когда на вас приходило уже очень много народу.

Да, я помню наш первый концерт в «Р-Клубе» - было почти 500 человек. Никто не ожидал. Про этот концерт написала газета Fuzz, что группа собрала 200 человек. Я потом говорил им, ребята, какая вам разница, зачем такое западло делать, а они ответили, да ладно, не могли вы там ничего собрать, напишем 200 и нормально. Смотрим давно было, а все помню, ха, ха, ха…

Читайте также:

Андрей Князев: «Рок - это музыка для мозгов»

Раз уж появилась вторая часть книжки, то есть ли планы на выпуск второй сольной пластинки?

Музыка есть, планов, как таковых, нет, спешки нет. Сейчас мы с Андрюхой собираемся сделать второй акустический альбом. Это будет не альбом Князя, не альбом Балу, а такой же, как «Акустический альбом» «Король и Шут». Конечно, без Мишки не может быть никакого «Король и Шут», но еще один «Акустический» мы с Князем, я надеюсь, потянем. Если ничего не случится, конечно…

А как это будет происходить - в Штатах, в Питере или по интернету?

Об этом я даже не думал, мне без разницы. Половина моего альбома записана в Санта-Монике, в студии на Венис-Бич, где записывались Beach Boys, No Doubt, чуть ли не Rollng Stones, группы мирового уровня. А параллельно в Питере на студии «Восход» - я там даже не присутствовал, а давал указания по телефону. Разница есть?

Нет.

А сводилось все в третьем месте. Без разницы, где записывать.

То есть, совместными концертами с Князем на «Нашествии» ваше сотрудничество не закончится, оно будет продолжаться и сюрпризы будут?

Да, конечно.

А нет ли планов выступить с вашим сольным альбомом?

У меня нет группы, и мне просто не с кем выступать. Для меня группа - довольно интимная вещь. Я с 13-14 лет играл с одними и теми же людьми, то есть для меня это была прежде всего… семья, что ли. Нельзя набрать музыкантов и сказать: «давайте играть». Это должны быть единомышленники.

То есть с Red Elvises так получилось?

Они, во-первых, мои друзья, во-вторых - очень веселые люди, в-третьих - с ними просто прикольно. Но если посмотреть их график - они дают по 200-300 концертов в год. Искать группу - всё равно, что искать жену, ее нельзя искать. Впрочем, хороший гитарист у меня есть - это мой сын. Он играет на гитаре лучше меня, и он записывался у меня на альбоме. А искать абы кого - как-то глупо. Но зарекаться не буду.

Впрочем, я поеду на «Нашествие» и на презентацию книги, и поиграю немного старых песен с Князем. А потом Андрюха с Олей Горшеневой попросили поиграть немного на концерте памяти Мишки. Так, что уже два выступления этим летом будет, ха, ха, ха. И очень смешно получается, потому что в это время Red Elvises сыграют в Авроре, а я в Питере живу напротив Авроры, в ста метрах. В прошлый раз они приезжали, и я сыграл четыре песни перед ними, и, может быть, в этот раз сыграю, если получится.

Получается шаг навстречу поклонникам.

Я хочу, чтобы это, прежде всего, радовало меня - мне же не надо зарабатывать этим деньги. Надо делать то, что тебе нравится. Ну, и шаг навстречу поклонникам тоже конечно, куда же мы без них? Это же все, и книги, и песни, делается исключительно для них.

Напрашивается вопрос – может ли группа, популярная или не очень, избежать ссор из-за денег и оставаться группой? Могут ли быть идеальные примеры, где группа не ссорится ни между собой, ни с менеджером из-за денег, или это утопия, и в любой группе это рано или поздно происходит?

В России нет такого понятия, как директор группы. Как сказал один очень известный российский музыкант, любой директор группы через два года начинает воровать.

То есть это специфика именно российского менеджмента?

Да, потому что тут нет такой профессии. На Западе она есть – люди этим занимаются, они могут этому учиться, это бизнес. А в России нет шоу-бизнеса, нет и профессии директора, есть человек, который собирает деньги.

Мне это сказали лет 15 назад, и я думал, что в жизни бывают исключения, прошло время, и я понял, что нет. Если посмотреть историю всей российской рок-музыки, допустим, ушел директор из группы - я знаю только одну причину, почему его могут выгнать.

Слишком много украл?

А какие еще могут быть причины? Творческие разногласия? Я не знаю других причин.

А когда дело касается музыкантов, бывших единомышленников, как сейчас получилось с Северным Флотом и дележкой товарного знака КиШ?

Его никто не делит, тут двоякая ситуация - с одной стороны, мне очень жалко этих несчастных людей. В группе были две величины, которые все писали - Горшок и Князь, хотя все помогали и трудились, но будем объективны - без них бы ничего не было. А «бывшие единомышленники» вместо того, чтобы беречь их, сначала умудрились из-за своей жадности и желания дать как можно больше концертов и заработать денег, не дать Горшку нормально лечь в больницу и подлечиться, результат мы знаем. Потом они решили, что поругаться с Князем и хаять его на всех углах, это хорошая идея. Теперь они судятся с Патентным бюро, чтобы лишить дочку Горшка, Сашеньку, права на само название «Король и Шут».

На самом деле все это грустно, и мне правда их жалко, что Цвиркунова, что Щиголева, они потратили 20 лет своей жизни, им сейчас за 40, они привыкли жить на широкую ногу, работы у них нет, профессии нет, песен придумать они не могут, зарабатывать музыкой не могут, они никому не нужны. То есть какое-то время они смогут выезжать на том, что когда-то стояли на сцене рядом с Горшком и Князем, а потом что… Вместо того, чтобы в двадцать лет пойти работать в бухгалтерию или на завод и получить профессию, к этому возрасту они оказались у разбитого корыта. А понты «мы звезды» - остались. И это особенно грустно, поскольку я смотрю интервью Леонтьева, это который в «СФ» материал пишет, так он на всех углах кричит и даже подчеркивает, что всю музыку и тексты пишет он один и никто из музыкантов к этому не причастен, такой вот дружный коллектив.


У Горшенева был его театральный проект, у Князева – группа, вы тоже при деле, а у них, получается, действительно ничего нет?

Если бы я не устроился в Калифорнии на работу, у меня бы тоже ничего не было. Но у меня своя жизнь, и за старое цепляться как/то неправильно. Поэтому я, после того как ушел из группы, без каких-то особых психологических проблем и в колледж ходил учиться, и на работу устроился, и все такое. А собственная музыка, или занятие по сохранению и восстановлению архивных записей «Король и Шут», или написание книги, - это мое хобби, которым я с удовольствием занимаюсь. Если ты нормальный человек, тебе не нужен «проект». У тебя всегда есть твоя жизнь и ты можешь прожить ее как пожелаешь нужным.

В вашей песне «Смерть шута» участвовали некоторые российские рокеры - Чача, Князь, Спирин, Маррадёр. А почему были выбраны именно они?

Так получилось совершенно случайно, потом что я записал песню и поехал в Питер и Москву по делам, пообщался со всеми, кого не видел десять лет и обратил внимание на такую вещь, что раньше все тусовались вместе, варились в одном котле. А сейчас у каждого свой бизнес-проект – все так же дружат, но нет такого единения. В этом нет ничего плохого, но мне с непривычки было странно. Я подумал – давай-ка я всех объединю, что ли, чтобы все спели в одной песне и написал всем, кого знаю. Чача делал нам первый концерт в Москве, Спирин тоже помогал делать московские концерты, с Ильёй Маррадёром мы вместе играли еще в Там-таме, Князь – понятно почему.

То есть, эта песня - символическая встреча друзей?

Да. Что ни говори, хоть мы все и достаточно разные люди, но получилась именно встреча старых друзей. Спасибо тебе за хорошее сравнение. Хотя изначально песни такой, конечно, не планировалась. А так, ИМХО, получилось очень весело, живенько, а главное по-честному, без дураков.

Она даже сколько месяцев была в «Чартовой Дюжине».

Да, была, ха, ха, ха… За что, к слову, отдельное спасибо всем поклонникам, голосовавшим за нее!

А относите ли вы себя сейчас к панк-року, или это какая-то другая стадия?

Конечно, это типичный панк-рок. Ты знаешь, как переводится «панк» с английского? Панк - это «свобода», то есть «панк» как человек, это «свободный человек», поэтому я считаю, что это типичный панк. Что хочу, то и ворочу. Захотелось вставить трубу - я вставил трубу, захотелось вставить варганчик – вообще не вопрос. Или песня «Я иду к тебе домой» - я ее не то чтобы не собирался вставлять, я не собирался ее записывать. Эта песня – самая первая песня группы Король и Шут, до нее не было никаких песен. Мы играли песни Алисы, Кино, а песню «Я иду к тебе домой» Горшок принес и сказал, давайте играть свою песню. И мы так офигели от идеи, что можно писать свои песни, а не играть чужие, что начали писать свои. Эта песня не хорошая и не плохая - она первая. Мне Ириша говорит в студии в Лос-Анджелесе – запиши эту песню, я говорю, давай – у меня просто оставалось студийное время. Записали, а потом послушали – офигенная песня. Мы подумали, что на нее будет круто снять клип как память Горшку. В этом клипе снимался мой сын, ему сейчас столько лет, сколько было нам, когда мы написали эту песню. Я в свой альбом вставил эту песню как память о друге, хоть она и выделяется из общей концепции, по-моему. Но кто мне запретит это делать? Никто. Никто мне ничего запретить не может, потому что я панк. Ответственность у меня только перед самим собой.

Читайте также