Свершилось! Вы счастливый обладатель вертушки, а по совместительству – страдалец-коллекционер, обреченный на вечные муки поиска и выбора. И вот, последние кабели подключены, и рука уже сама тянется к заветной пластиночке Барри Уайта, еще миг - и зазвучит волшебная “Let the Music Play”. В этот момент вы понимаете, что после ковыряния с проводами, колонками и задними стенками усилков неплохо было бы помыть руки… А теперь давайте немного поговорим о культуре хранения и ухода за виниловыми пластинками.
Мыть или не мыть? Не вопрос
Предположим, вам несказанно повезло, и удалось достать первый пресс «Сержанта», провалявшийся полвека где-то в английской глубинке на чердаке. Пыль веков въелась в благородные британские бороздки. Для всякого искушенного собирателя вопрос о мытье не стоит: конечно, мыть. Вопрос, как мыть и чем мыть. Способов, собственно, два: своими руками и специальной машинкой.
Способ «своими руками» подразумевает скорее косметическую процедуру, придающую пластинке товарный вид, но проникнуть при помощи пусть самых умелых ручек, ваты, тампона и воды в глубь пластиночных бороздок практически невозможно. Вся эта так называемая мойка происходит на поверхности. Если пластинку со времени покупки вообще не слушали, и она просто немного запылилась, то этот способ вполне может подойти (даже лучше просто снять статику водой), а вот если пластинка прослушивалась, и много раз, то тогда возможна только мойка машинкой.
Чтобы понять, как работает этот способ очистки винила, обратимся к пока единственному отечественному производителю моечных машинок Александру Дягилеву.
«Существует только два правильных и эффективных способа отмыть загрязненную пластинку - вакуумный и ультразвуковой», - рассказывает эксперт.
«Для начала хотел бы развеять убеждение многих людей, что отмыть пластинку легко и просто с помощью дистиллированной воды и капли Fairy, а также губки или кисточки. Та пыль и грязь, которая накапливается в дорожках пластинки, со временем становится очень твердой, а если учесть, что ее еще утрамбовывает игла при каждом прослушивании, то достать ее обычной мойкой с водой и моющим средством практически невозможно».
Пластинка в разрезе представляет собой холмики и впадины. На самом дне впадин находятся высокие частоты, чуть выше - средние и низкие. Когда грязь сухая, она имеет разную форму, но в основном повторяет рельеф звуковой дорожки пластинки, и когда вода с моющим средством попадает вовнутрь, она из твердой превращается в мягкую и более объемную. И ручным способом вытащить ее становится еще сложнее. Да, пластинка стала лучше выглядеть, но вы отмыли только ее гребни, где никакого звука практически и нет, а вся грязь так и осталась внутри дорожек, увеличившись в объеме. Винил стал шуметь еще больше, чем до ручного мытья!
«Если после ручной мойки и просушки на пластинку нанести жидкость и протереть, а затем поставить на проигрывание, вы сразу увидите, сколько грязи скопится на игле. Это как раз та грязь, которая так и осталась внутри и только разбухла от влаги, - объясняет Александр Дягилев. - А вот как действует машина, в первом случае – вакуумная. Это своебразный пылесос для пластинок. Специальная жидкость наносится на диск, а потом, через некоторое время, когда она впитается, её удаляют при помощи специальных насадок и вакуумного компрессора, встроенного в мойку».
Этот способ довольно эффективен, продолжает специалист, но имеет ряд недостатков: во-первых, физический контакт с пластинкой, а во-вторых, применение химии на спиртовой основе. Конечно, если использовать фирменную жидкость известных марок, то вы не повредите ей пластинку. А вот если пытаться изготовить такую жидкость самому, нарушая пропорции и применяя ПАВы (поверхностно-активные вещества) с растворителями, можно испортить ценную вещь. В-третьих, при таком способе очень много времени уходит на сам процесс мойки одной пластинки.
При ультразвуковом методе моющий эффект создается путем кавитации, т.е. гидравлического удара. Звуковой излучатель воздействует на воду, в которую погружена пластинка, направленной звуковой волной (наилучшая частота 40 кГц). Она генерирует струю воздушных пузырьков, проникающих в бороздки. Эти пузырьки «взрываются» внутри бороздок и тем самым механически воздействуют на загрязнение, выбивая его из дорожки. По словам Александра Дягилева, данный метод хорош тем, что для его применения достаточно дистиллированной воды, не нужно химических добавок и предварительного замачивания, да и по времени такая очистка в три раза быстрее вакуумного метода, а эффективность при этом иногда выше.
Храните правильно!
Ну вот, пластинки вымыты, просушены, и можно отправлять их обратно в конверты. Но вряд ли мы с вами после душа наденем ту же футболку, в которой пробегали весь день. Аналогичным образом и для пластинок требуется новый, лучше антистатический, внутренний конверт. Лучше трехслойного антистатика Mobile Fidelity, имитирующего рисовую бумагу, пока ничего не изобрели, хотя и обычный японский антистатик тоже вполне годится.
Когда мероприятия по зачистке и «переодеванию» коллекционного экземпляра выполнены на высшем уровне, можно спокойно выдохнуть и любовно положить его на полочку. Но положить надо тоже уметь, и тут есть свои тонкости.
Во-первых, хранить пластинки нужно во внешних полиэтиленовых пакетах, чтоб обложки не терлись друг об друга, да и пыли при этом будет меньше. Некоторые хранят пластинку и внутренние вкладки отдельно от конверта – как это делается грамотными продавцами при пересылке почтой. Такая мера избавляет от необходимости каждый раз при прослушивании залезать в конверт и вкладку и лишний раз их трепать. Иногда для хранения пластинки используют жесткую вкладку из картона, куда она помещается в антистатическом конверте, а затем и конверт, и вкладка уже кладутся во внешний пакет. Это обеспечивает дополнительную жесткость и бережет углы от непроизвольных ударов.
Во-вторых, нельзя хранить пластинки стопкой, т.е. в горизонтальном положении. Это самый плохой тон. В-третьих, крайне нежелательно держать их в помещениях с большими колебаниями температуры (на лоджии, балконе, в гараже). Пластинки могут деформироваться, и «реанимировать» их потом будет очень сложно, если вообще возможно.
Наконец, полки должны быть закрытыми - чем меньше света и пыли, тем лучше. Внутри их желательно разделить перегородками на расстоянии 20-30 см, чтобы в каждой ячейке умещалось 30-35 пластинок. Тогда они будут опираться в основном на перегородки, а не гнуться под весом стоящих рядом собратьев по коллекции.
…И вот вы снимаете пластинку с аккуратной полки, осторожно вынимаете из пакета. Игла касается бережно отмытых дорожек - и кажется, что вы слушаете давно знакомую музыку в первый раз, настолько звучание стало свежим и ярким. Наверное, “Like a Virgin” Мадонны как раз про это ощущение. Если вы последуете сему «джентльменскому набору» правил, то пластинки будут вам благодарны и порадуют как вас, так и ваших детей. Да и продать их при необходимости можно будет достаточно выгодно.
Об авторе: Михаил Люлекин - коллекционер пластинок со стажем. Профессионально занимается винилом более 15 лет.
Комментарий Soyuz.Ru: Если вы являетесь экспертом в своей области и хотите поделиться с нашими читателями своим опытом, рекомендациями, профессиональным взглядом или просто полезными советами, - пишите нам! Вполне вероятно, что именно вы станете следующим автором рубрики «ПрофСОЮЗ»!