Режиссеры триллеров любят «играть» со своими зрителями. Одни оставляют пасхалки, как это было в «Сплите» М. Найта Шьямалана, другие устанавливают ряд «открытых дверей» в сюжете, как это оказалось в «Господине Никто» Жако ван Дормеля. Эта своеобразная шутливость создателей кино подкупает порой даже лучше интриги хорошего английского детектива – ведь именно в триллере зритель остается наедине с головоломкой режиссера, которую именно ему, и никому больше, предстоит разгадать. Предлагаем вспомнить несколько самых ярких, безумных и уникальных загадок из знаменитых триллеров (и не только) – и вместе их разгадать.
Осторожно! В тексте есть спойлеры!
«Донни Дарко» (2001)
Режиссер Ричард Келли
Триллер «Донни Дарко» Ричарда Келли – это как отдельная вселенная со своими законами и психоделической атмосферой. В этом определении фильма и есть ответ на многие вопросы зрителей. Загадки начинаются в самом начале. Главный герой Донни, подросток с параноидальной шизофренией, просыпается среди ночи и идет по зову незнакомца в костюме кролика. Тот рассказал ему, что через 28 дней случится конец света. Юноша записал точное время «апокалипсиса» на руке и заснул на поле для гольфа. Как бы это все странно не звучало, самое неожиданное произошло за время его отсутствия дома: прямо в комнату Донни Дарко упал реактивный двигатель рассыпавшегося в воздухе самолета…
На протяжении всего метра герой с помощью психолога пытается разобраться со своими не совсем здоровыми мыслями. Однако все же основной целью Донни будет попытка разгадать саму суть времени – что это такое и можно ли как-то на него влиять. Завершается весь этот вихрь событий – где было место и борьбе с общественными предрассудками, и любви, и трагедии, – тем, что юноша осознанно снова оказывается в своей комнате в день катастрофы. Он истерически смеется, но уже никуда не уходит. Такое вот логическое завершение. Так в чем же дело? На первый взгляд, Донни становится эдаким рычагом, который вновь и вновь запускает вечный повторяющийся механизм во временном континууме. Бермудский треугольник, если хотите. Но если копнуть глубже, заглянуть в режиссерскую версию, то можно узнать подробности важной для сюжета книги «Философия путешествий во времени» авторства Роберты Спэрроу, она же Бабушка Смерть. В авторской версии уделено больше времени этой рукописи, отчего можно понять, что в определенный момент время вдруг «повредилось», и образовалась другая вселенная, схожая с той, которую знают герои. Эта вселенная может просуществовать лишь некоторое время, после чего возникает «хлопок», и в основной вселенной образуется черная дыра. Этот конец временной вселенной мог стать катастрофой для основной. Чтобы разорвать эту цепь и спасти вселенную нужно, чтобы артефакт, пролетевший сквозь временную трещину (двигатель), воссоединился с живым проводником (Донни), и тем самым все вернулось бы на круги своя. А кролик, который оказывается Фрэнком, бойфрендом сестры главного героя, был послан Донни в качестве помощника, чтобы он пришел к определенному заключению и спас вселенную. Что отрадно, параллельно со всеми этими научно-фантастическими вопросами, смешанными с религией, мы встречаем социально-важные темы общества.
«Малхолланд Драйв» (2002)
Режиссер Дэвид Линч
«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча – это смысл бессмыслицы. На протяжении просмотра фильма зритель сидит с ощущением, что вот-вот к чему-то увиденное приведет, но сюжетная линия вдруг обрывается, и… что дальше? Какой-то киллер вдруг убивает троих людей ради книги с номерами, а психолог с пациентом встречают у кафе странного человека, а после непонятно с чего очень суровые люди требуют у экранного режиссера взять на роль в фильме одну барышню. Хорошо, дайте нам ответ: что это за драгоценная девушка и что за страшные люди, мистер Линч? После просмотра мы действительно не получаем ничего – будто переключили канал, сюжет оборвался, и мы так и не узнали ответ. В сущности, так и есть. Как мы понимаем в конце, все крутится не вокруг таинственной брюнетки, которая после автокатастрофы потеряла память. Все завязано на доброй и даже слишком дружелюбной подающей надежды актрисе. Когда в очередной раз обрывается череда событий, мы понимаем, зачем режиссер устроил эту мешанину. Перед нами молодая актриса, чьи мечты разбиты, а фанатичная влюбленность в свою более успешную коллегу сводит ее с ума. Терзаясь чувством вины за то, что она «заказала» киллеру свою любовь, она доводит себя до самоубийства. Все эти истерики, самобичевание, а также фанатизм привели ее к помутнению рассудка. У нее, как у большой поклонницы кинематографа, появился «эффект переключающихся каналов». И все те люди, которые хоть как-то были связаны с недавними событиями, промелькнули на ее «голубом экране» короткими, несвязанными между собой (казалось бы) кадрами. Но связи здесь не было именно на поверхности, а вот в глубине она есть – каждое переживание и чувство девушки можно объяснить и найти их истоки. Один из тех суровых братьев, которые требовали утвердить на главную роль незнакомку, уж слишком брезгливо отнесся к чашке кофе в одном эпизоде. Именно с чашечкой экспрессо Бэтти, а точнее Диана, наблюдала горькую картину измены в тот момент, когда один из братьев (приглядитесь!) был совсем рядом. А с вышеупомянутыми психологом и пациентом еще более занятная ассоциативная история. Именно с того кафе, где мы впервые видим этих персонажей, была запущена «бомба» главного греха Дианы – там она и «заказала» возлюбленную. Отсюда – скромный нервный мужчина (образ которого она списала с незнакомца из кафе в день «подписания контракта») встречает до ужаса страшное существо, которое в подсознании героини, возможно, и означает первоначальный грех. Грех, который таится где-то в углу подсознания этой милой девушки, но он готов явиться в любую минуту. «Малхолланд Драйв» можно для интереса просмотреть пару-тройку раз, чтобы понять, как эти небольшие сюжеты в голове Дианы связаны с ее настоящими переживаниями и эмоциями и как они переплетаются с реальными образами.
«Ванильное небо» (2002)
Режиссер Кэмерон Кроу
«Открой глаза» - именно так создатели решили закончить эту историю (отчасти это отсылка к оригинальной картине Алехандро Аменабара 1997 года). Путаница здесь сводится к одному: где реальность, а где сон? Главный герой Дэвид, богатый наследник и владелец крупной компании, всю свою праздную жизнь провел в роскоши. Однажды к нему приходит любовь, и тогда начинается путаться все, что только можно. Девушка Джули, с которой Дэвид имел так называемый «секс по дружбе», оказывается, любит его – причем фанатично любит. Он же, в свою очередь, испытывает подобные чувства к своей новой знакомой – Софии. Отвергнутая и обиженная Джули сходит с ума и вместе с Дэвидом в машине на скорости врезается в забор и летит с моста. Жизнь девушки обрывается, Дэвиду удается выжить, однако он становится инвалидом с изуродованным лицом. Пытаясь вернуть свою жизнь в прежнее русло, он с помощью сложной операции возвращает себе лицо, однако именно после этого реальность начинает переходить в иллюзию. После кошмара, в котором он снова стал уродом, Дэвид убивает Софию, думая, что это Джули. Его отправляют в тюрьму, где с ним проводит несколько бесед психолог. «Помутнение рассудка», - скажете вы, однако дальнейшие события рисуют совсем другую картинку. Как оказалось позднее, в состоянии глубокой депрессии после аварии герой обращается в корпорацию «Продление жизни» (Life Extension) и заключает контракт, согласно которому его тело будет заморожено, а его мозгу будет подарена «новая жизнь», созданная из его прежних воспоминаний и мечтаний. Тогда становится понятно, что те события, которые мы видели после аварии – это и есть та воображаемая жизнь, созданная из мыслей нашего героя. Дэвид наглотался таблеток, и его действительно заморозили, а «отсчет» новых мыслей начали с момента, когда он уснул на улице после пьянки. Ведь именно тогда навсегда ушла прекрасная София, и вообще все пошло на спад. Теперь же они вместе, чудо науки возвращает ему лицо. Но что же пошло не так? Чувство вины за гибель Джули повлияло на подсознание Дэвида, отчего ее образ стал внедряться в его мысли. Итог – в своем собственном сне он убивает Софию. Спустя сто лет заморозки ему объясняют, что в системе что-то пошло не так, но ее починили, и теперь они могут вернуть Дэвида в сон или же разбудить его в новой жизни. Он выбирает второе.
В целом, главная задача смотрящего – не запутаться в этих фактах, тогда и концепт «Ванильного неба» будет ясен.
«Сайлент Хилл» (2006, 2012)
Режиссер Кристоф Ганс
Концовка этого хоррора, да и вся вселенная «Сайлент Хилла», полна простых, но все же странных и неоднозначных загадок. В конце первого фильма, в тени которого прячется продолжение, мы наблюдаем, как девочки Шэрон и Алесса (светлая и темная половины одного целого) воссоединяются, и темная сторона (Алесса) расширяет границы своего сознания за пределы Сайлент Хилла. Все это приводит к тому, что Роуз и ее приемная дочь Шэрон добираются до дома, но, тем не менее, остаются в гуще тумана мистического города. Кажется, чистилище проследовало за ними, оно никогда не даст им выйти из Сайлент Хилла. Отсюда и разъяснение всех событий в фильме: сюжет развивается сразу в трех реальностях: призрачной, основной (нейтральной) и темной, где творится сущий ад. И все эти реальности существуют параллельно друг с другом – именно поэтому муж Роуз не может пересечься с родными. Тем не менее, девочку с помощью печати Метатрона удается оставить у отца, и во второй части мы наблюдаем за тем, как она пытается вспомнить все произошедшее. Кажется, поиски матери должны продолжиться в третьей части, однако случится ли фильм после такого шквала разгромной критики, обрушившегося на сиквел? Эта загадка сложнее, чем та, что разделяет реальности во франшизе.
«Остров проклятых» (2010)
Режиссер Мартин Скорсезе
Очередная погоня за остатками памяти. На этот раз в лабиринты сознания попал Эндрю – бывший маршал федеральных служб и тот самый 67-й пациент клиники, о котором так много говорят на протяжении фильма. Спираль памяти героя сводится к тому, что каждый раз он – все еще маршал – вместе со своим напарником расследует дело об исчезнувшем пациенте клиники (собственно, это он и есть). По ходу следствия Эндрю начинают мерещиться проблемы уровня мирового заговора – как минимум незаконные эксперименты, к тому же везде одни враги и предатели. Но тут ему дают понять, что все люди на острове, включая его напарника, решили провести ему испытание – сможет ли он с помощью ассоциативного мышления вернуть себе память и сознать вину? Он действительно, кажется, вспоминает, что убил свою жену, которая утопила их детей. Но что же мы видим в конце? Эндрю вновь заводит свою шарманку по поводу заговоров, мол, «напарник, нам нужно выбираться отсюда». Кажется, эксперимент не удался, и единственный выход – лоботомия. И лишь логика, чувства и понимание ситуации, без всяких «прямых доказательств» тяжелого психического состояния героя, могут подсказать, что значит прощальный взгляд Эндрю. Этот взгляд, который явно понял его «напарник»-доктор, означал полное осознание всего, что произошло. Он не хотел это оставлять в памяти и понимать, что по вине его жены погибли дети, а у него у самого руки в ее крови. В одно мгновение Эндрю решает продолжить играть написанную роль. Да, он не оставляет прямых доказательств целесообразности нового метода «лечения», но и жить с мыслью о произошедшем он не в силах.
«Черный лебедь» (2011)
Режиссер Даррен Аронофски
Эта поэма страдания творческого эго наглядно показывает зрителям не только «изнанку» беспощадного балетного мира, но и последствия «трещин», появившихся во время взросления в личности «тонкой натуры». Главная героиня – молодая балерина Нина, которая прилагает все усилия для того, чтобы стать лучшей на сцене. Все ее мысли нацелены на победу над конкурентками и над самой собой. Стремление к идеалу, попытки стать совершенной во всем приводят девушку сначала к паранойе, а потом и к раздвоению личности. Так и рождается «Черный лебедь». Пытаясь бороться с образом, который – она это осознает – вредит ей, девушка убивает «Черного лебедя», которому она «присвоила» образ главной конкурентки-любовницы Лили. Однако, как выясняется, все это время «Черный лебедь» жил внутри нее же, и убивает она себя – осколок зеркала оставляет глубокую рану на теле главной героини. Таким образом, стремясь сыграть идеальную гибель своего персонажа, балерина «идеализирует» картинку «с помощью» настоящей смерти. Единственное, что остается непонятным, ранение – это иллюзорный образ ее победы над собой или же реальная смерть? Однако подтекст здесь глубже, чем просто желание быть лучшей. Дело в том, что Нина с самого детства была погружена в балет благодаря матери, у которой карьера танцовщицы не сложилась – то есть, фактически, нынешняя карьера Нина «случилась» по прихоти матери, а не по ее собственному желанию. Даже будучи уже взрослой, Нина все еще «ведома» своей матерью: кажется, что это ребенок в теле взрослой женщины. Ее страхи перед самостоятельными решениями и сексуальной жизнью также раскрываются в фильме. Таким образом, гибель героини Нины на «Лебедином озере» стала своего рода «аллегорией прощания» со всеми нравственными моментами и барьерами, которые не давали ей освободиться от своей «скорлупы» и зажить своей жизнью.
«Грязь» (2013)
Режиссер Джон С. Бейрд
Невозможно писать о подобных темах в кинематографе, не затронув другие ленты о раздвоении личности. «Грязь» - это еще одна история о причинах и последствиях, завязанная на психологии, но вместе с тем апеллирующая к зрительскому восприятию главного героя. Наркотики, беспорядочный секс, бесконечный поток негатива и прочая грязь, которой сам себя облепил главный герой – полицейский-детектив Брюс. Его принципы работы точно не станут примером для юного поколения, зато точно становится ясно, чем грозит такая праздность. Главная загадка этого фильма – это наше отношение к Брюсу, ведь в моменты, когда главного героя охватывает отчаяние, мы понимаем, к чему он на самом деле стремился. Брюс хотел вернуть семью, которой давно лишился. Раньше он был неплохим малым, как нам становится ясно из диалогов, но неужели один разрыв с семьей и, возможно, фанатичная любовь к жене заставили его круто изменить образ жизни? А ведь его любовь к супруге и впрямь была крайне своеобразной: ведь он даже «примерял» на себя ее роль, желая полностью ею овладеть. Возможно, в этом и есть одна из разгадок его безумия: забывшись в собственном эгоцентризме и чувстве собственничества, Брюс замкнулся в личном идеальном мирке и яро верил в то, что по-другому быть не может. Но что-то пошло не так, и созданная им картинка распалась. Перед смертью он успевает увидеть силуэт женщины и ребенка. Кто это был – вернувшиеся родные или новые хорошие знакомые, которым Брюс пытался помочь, мы не знаем (догадаться можно, скорее, в пользу второго). Однако самого Брюса не сильно это волновало. «Правила везде одни», - произнес он, и своим последующим действием завершил ту идеальную картинку, которую нарисовал заранее и которую не желал оставлять. Так, кто же он – запутанный и обиженный добряк или бесповоротно следующий ограниченным правилам желчный человек? Тут, скорее, синтез, так как по ходу сюжета были видны «просветы» его сознательной личности. Но его депрессия и паранойя завели Брюса слишком далеко, а руку помощи он ни от кого так и не получил. Слишком часто он просто отмахивался от таких «рук», чтобы никто не портил мнимый список «единых правил жизни».
«Ведьма» (2015)
Режиссер Роберт Эггерс
Немного урока истории по хоррор-тематике. «Ведьма» - это своеобразный сборник фольклорных сказаний, собранных воедино для наглядности некоторых социальных и религиозных моментов. В самом начале ленты мы наблюдаем за картиной изгнания пуританским обществом из деревни семейства, у которого сложилось свое собственное мнение насчет религии. Из-за разногласий с законами церкви и общества семье приходится начинать новую жизнь на ферме у леса. Силы зла, жившие на протяжении столетий в этих местах, отбирают у семьи ребенка за ребенком. Старшую из сестер в итоге обвиняют в том, что она ведьма, но девушка пытается доказать свою невиновность. В итоге семья полностью погибает, а силы тьмы в обличии черного козла Филиппа отводят девушку в лес, к другим ведьмам. Все вроде ясно – вот она, ведьма, она отдала в жертву свою семью и душу, обретя новую жизнь, без консервативных правил общества. Но все ли так просто? В фильме был сделан большой акцент на воспитании родителями своих детей. Мы видим, как во время одного из «воспитательных» моментов девочку загнали в угол, попрекая ее: ей никто не верит, а пустые предрассудки получают первостепенное значение. Кажется, поддерживает ее только брат, чье нездоровое влечение к ней скорее уж объясняется чарами ведьмы из леса в совокупности с фактом отдаленности от других людей.
Семья, помещенная в центр фильма «Ведьма», оказалась не в то время и не в том месте: двух близнецов, возможно, действительно переманили на свою сторону ведьмы, и многие беды, вероятно, именно от них (пусть даже зло творилось без согласия детей). Однако, возвращаясь к главной героине, стоит отметить, что в то время, пока вокруг сгущалась атмосфера зла, бедная девочка осталась одна, ей не верили и ее не воспринимали всерьез. Ее подтолкнули к убийству собственной матери, которая уже была в состоянии безумия. И так получилось, что социальное давление и шаткость семейного института оставили девственную душу без единого шанса устоять перед соблазнами мира зла, тьма которого казалась ей светом из-за открывающихся «привилегий» - на фоне того хаоса, что творился внутри «религиозного» окружения, живущего лживыми и лицемерными ценностями.