Сегодня одному из величайших композиторов современности Хансу Циммеру исполняется 60 лет. По этому случаю мы вспоминаем интересные факты из жизни и любопытные цитаты классика нашего времени, сделавшего незабываемым звучание «Короля Льва», «Пиратов Карибского моря», удивительных фильмов Кристофера Нолана и Ридли Скотта, а также многих других значимых для мирового кинематографа произведений.
Ханс Флориан Циммер родился 12 сентября 1957 года во Франкфурте-на-Майне. Будучи еще ребенком дошкольного возраста, он любил играть и экспериментировать со звуками. Рано потеряв отца, Ханс стал искать себя в музыке. Он переехал в Великобританию, где приступил к обучению в лондонской частной школе Hurtwood House и постепенно начал двигаться к реализации своей главной мечты – созданию музыки для фильмов.
Через несколько лет наставником Циммера стал композитор Стэнли Майерс, с которым впоследствии они часто работали вместе. С течением времени Циммер все больше комбинировал традиционные и современные музыкальные инструменты и технологии при создании своих произведений, что стало одной из ярчайших особенностей его творчества. Карьера Циммера кардинально изменилась, когда он согласился на предложение Барри Левинсона написать саундтрек к фильму «Человек дождя». За эту работу композитор получил свою первую номинацию на «Оскар». В будущем он еще девять раз выдвигался на эту престижную премию, однажды став ее лауреатом за музыку для анимационного фильма Disney «Король Лев».
После «Человека дождя» Циммера активно начали приглашать в крупные проекты самые талантливые режиссеры от Ридли Скотта до Кристофера Нолана, с которыми он особенно плодотворно сотрудничал в течение последних 20 лет.
Циммер не получал традиционного музыкального образования, если не считать совсем коротких курсов. Почти всему, что он знает, он обучился самостоятельно и в ходе сотрудничества с другими композиторами.
В начале 80-х Ханс Циммер появился в клипе на песню «Video Killed the Radio Star» группы The Buggles. Особенно примечательно, что это видео было показано первым в дебютном эфире телеканала MTV 1 августа 1981 года.
Одним из ярчайших источников вдохновения для Ханса стала работа Эннио Морриконе для картины «Миссия» (1986).
Самой любимой музыкальной темой из фильмов для Циммера стал саундтрек Джона Карпентера из «Нападения на 13-й участок» (1976).
Ханс Циммер продюсировал сингл «The History of the World (Part 1)» панк-группы The Damned, который затем вошел на альбом «The Black Album». Сами участники группы называли сингл «перепродюсированным», потому что, выступая в качестве «гостевого клавишника», Циммер, фактически, сам «сделал» эту композицию.
«Мой секрет, если это вообще секрет, заключается в том, что я люблю писать музыку. Остальное для меня как работа».
«Я никогда не писал музыки для пушистых говорящих зверюшек до "Короля Льва". Я знал, как создавать композиции для человеческих историй, но здесь речь шла о животных. Мне потребовалось много времени на то, чтобы начать относиться к ним, как к людям».
«Для "Короля Льва" я написал более четырех часов мелодий, которые были действительно красивыми, но полностью бессмысленными. В конце концов я пришел к тому материалу, который мне понравился. Над этим фильмом мы работали четыре года. Но при этом я с первых секунд знал, чего хочу, когда приступил к созданию саундтрека к «Багровому приливу».
Саундтреки к анимационной картине «Король Лев» (1994) и пеплуму «Гладиатор» (2000) стали одними из самых продаваемых в истории.
«Я думал, как сделать так, чтобы в детском мультфильме смерть отца была эмоциональной, но не пугающей, и чтобы при этом дети могли начать задавать некоторые вопросы. Для меня это было довольно просто, так как мой отец умер, когда мне было всего шесть. Я ни с кем не мог поговорить об этом. Так что для меня это стало личным».
Работа Циммера над картиной «Тонкая красная линия» (1999) сильно повлияла на его карьеру. Кристофер Нолан и ряд других режиссеров предлагали композитору сотрудничество, испытывая теплые чувства к саундтреку из этого фильма и желая получить что-то похожее по настроению и атмосфере. Любопытно, что в действительности, режиссер картины Терренс Малик был недоволен результатами творчества Циммера, поэтому принял решение переделать большинство композиций Ханса.
«Саундтрек для "Ганнибала" – лучшая любовная тема из написанных мной. Я продолжаю говорить всем, что это романтическая комедия, но никто мне не верит».
Саундтрек к драме «Последний самурай» (2004) стал юбилейным сотым в карьере Циммера.
«Я не вожу, так что один из моих ассистентов отвозит меня туда, где я пишу музыку. У меня есть календарь на стене, говорящий, сколько времени в моем распоряжении. Я смотрю на него и паникую, а потом решаю, над какой сценой работать. После сижу и нащупываю ноты, пока это не приобретает смысл. Дальше ты перестаешь об этом думать. Хорошие мелодии приходят тогда, когда ты о них не думаешь».
Как-то в интервью Ханс Циммер посетовал на то, что его не приглашают работать над германоязычными фильмами. После этого его тут же пригласили в немецкий мультфильм «Звезда Лоры» (2004).
В 2007 году Циммер был включен в список «Топ 100 живых гениев», опубликованный изданием The Daily Telegraph.
«Ты должен оставаться гибким и всегда быть критиком для самого себя».
Циммер не только создает музыку для кино сам, но и дает дорогу начинающим композиторам, среди которых в свое время были Марк Манчина, Гарри Грегсон-Уильямс, Джон Пауэлл и Клаус Бадельт.
«Я просыпаюсь где-то в полдень, зажигаю сигарету, выпиваю чашечку кофе, сижу в ванной около часа, фантазирую и обычно прихожу к каким-то идеям… Это очень безответственная жизнь. Единственное решение, которое я принимаю, – это выбор нот для своих произведений».
«Думаю, в процессе работы над фильмом «Бэтмен: Начало» я использовал больше электронных инструментов, чем когда-либо. Я не хотел задействовать только оркестр, так как Бэтмен – не простой персонаж. Посмотрите на его великолепные технологичные гаджеты. Поэтому я подумал, что могу добавить больше технологичности и музыке из фильма».
Циммер намеревался сделать перерыв в несколько лет после работы над «Темным рыцарем», так как был полностью опустошен. К счастью, этого так и не произошло.
«Когда ты пишешь музыкальную тему, ты хочешь видеть, как много в ней жизни, как много в ней возможностей. Может ли она говорить с вами в радости, печали, любви или ненависти? Вы можете понять это с нескольких нот. Так вы осознаете, хорошо ли мелодия или плоха. Есть ли в ней больше одного мелкого характера? Может ли она сказать вам что-то более одной небольшой вещи? Способна ли она пробраться вам под кожу?»
Циммер – единственный композитор, написавший саундтреки к фильмам о Бэтмене сразу двух разных режиссеров. Более того, он единственный, кто написал саундтреки для отдельных фильмов о двух главных супергероях DC – Бэтмене и Супермене.
На 2017 год Циммер работал над саундтреками девяти картин, номинированных на премию «Оскар» как лучший фильм: «Человек дождя» (1988), «Шофер мисс Дэйзи» (1989), «Лучше не бывает» (1997), «Тонкая красная линия» (1999), «Гладиатор» (2000), «Фрост против Никсона» (2009), «Начало» (2010), «12 лет рабства» (2013) и «Скрытые фигуры» (2017).
«Если что-то случится, и я не смогу больше писать музыку, это меня убьет. Это не просто работа, не просто хобби. Это причина, ради которой я встаю по утрам».